Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:23, курсовая работа
Полная занятость в экономике нашей страны в период застоя, создание новых рабочих мест за счет дополнительных капиталовложений, сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения отпусков привели к росту дефицита на рынке труда. Технический прогресс и организационные нововведения, улучшая условия труда, предъявили новые требования к уровню знаний и психофизиологическим возможностям человека. Это, в свою очередь, увеличило дефицит высококвалифицированных кадров, а также кадров, отвечающих психофизиологическим требованиям производства.
Актуальность темы подтверждается тем, что в современных условиях подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров предается большое значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
1.1 Сущность, значение, особенности подготовки и повышения квалификации кадров
1.2 Организация и методика производственного обучения
1.3 Управление профессиональным обучением кадров
1.4 Значение совершенствования технологии процесса управления для повышения эффективности работы управленческого аппарата
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Содержание
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ
1.1 Сущность, значение, особенности
подготовки и повышения
1.2 Организация и методика производственного обучения
1.3 Управление профессиональным обучением кадров
1.4 Значение совершенствования
технологии процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Несомненно, основной мерой прогресса, и развития деятельности является человек с его потребностями, мотивациями и конкретными интересами.
Полная занятость в
экономике нашей страны в период
застоя, создание новых рабочих мест
за счет дополнительных капиталовложений,
сокращения продолжительности рабочего
дня и увеличения отпусков привели
к росту дефицита на рынке труда.
Технический прогресс и организационные
нововведения, улучшая условия труда,
предъявили новые требования к уровню
знаний и психофизиологическим возможностям
человека. Это, в свою очередь, увеличило
дефицит
Актуальность темы подтверждается тем, что в современных условиях подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров предается большое значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
Современное производство предъявляет
требованиям к рабочим кадрам
и системе подготовке, переподготовке
и повышению квалификации в условиях
рыночных отношений. В ходе научно-технического
прогресса одни профессии исчезают,
другие появляются. Уплотняется трудовой
ритм, меняются технические средства.
Все это порождает
Управление человеческими ресурсами – это деятельность, выполняемая на предприятиях, которая способствует наиболее эффективному использованию рабочих и служащих для достижения организационных и личных целей.
Политика управления персоналом – общее руководство в принятии решений по важнейшим направлениям в области управления персоналом.
«Технология управления персоналом – специфическое направление деятельности отдела по управлению персоналом: подробно объяснять людям их служебные обязанности и как строить свою деятельность».
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопросов организации работы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации персонала.
Цель курсовой работы рассматривается через её задачи, к которым относятся:
- раскрыть сущностные
характеристики понятия
- рассмотреть системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;
- сформировать предложение
по совершенствованию
Объектом исследования данной курсовой работы является рассмотрение опыта по организации подготовки, переподготовки и повышению квалификации кадров на ОАО «Мценский литейный завод»
Предметом – является система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
1.1 Сущность, значение,
особенности подготовки и
Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способностями общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.
Подготовка кадров – планомерное
и организованное обучение и выпуск
квалификации кадров для всех областей
человеческой деятельности, владеющих
совокупностью специальных
По существующему общему правилу такое обучение не превышает 6 месяцев. Обучаемые пользуются всеми правами работников, и на них в полном объёме распространяется законодательство о труде, коллективный договор и иные нормативные.
Основными задачами подготовки кадров:
– характеристика требуемого уровня развития руководящих кадров;
– анализ профессионального состава и расстановки кадров;
– определение единых принципов,
форм и методов повышения
– расчет потребности в специалистах на перспективу и требования, предъявляемые к ним;
– направления распределения кадров;
– мероприятия по подготовке кадров для новых видов деятельности;
– работа с резервом кадров
(определение потребности, набор
и выдвижение, основные направления
подготовки и соответствующие мероприятия)
– подбор, подготовка и повышение квалификации руководителей и лиц, работающих с персоналом;
– подготовка и повышение квалификации научных работников и специалистов;
– направление кадров для подготовки и повышения квалификации с учетом перспективных потребностей;
– работа с выпускниками школ и вузов;
– особые формы переподготовки и повышения квалификации кадров;
– установление связей по обмен кадров;
– подготовка руководителей нижнего звена (мастеров);
– подготовка и повышение квалификации рядовых исполнителей;
– примерное содержание программ подготовки и переподготовки кадров;
– мероприятия по обеспечению единства руководства подготовкой и переподготовкой кадров.
Переподготовка (переобучение)
организуется для освоения новых
профессий высвобождаемыми
Переподготовка состоит из следующих стадий:
– изменение неправильных трудовых приемов и устаревших навыков (что наиболее трудно); у рабочих оно занимает 2–3 дня;
– обучение и закрепление новых способов выполнения операций;
– приобретение навыков работы, не вызывающих утомления.
Кроме того, лица, прошедшие переподготовку, значительно быстрее усваивают необходимые навыки, чем вновь принятые работники. По расчетам затраты на переподготовку инженера в 3 раза ниже, чем на поиск нового, вероятность ухода которого выше.
У высшего руководства переподготовка характеризуется короткими сроками, частотой, большим объемом информации.
Повышение квалификации –
это обучение после получения
основного образования для уже
работающих лиц, у которых вскоре
должны появиться новые обязанности.
Его цель состоит в углублении
и совершенствовании
Для этого создаются различные
целевые курсы, школы передовых
приемов, а вне организации –
специальные институты и
Потребность организации в повышении квалификации сотрудников обусловлена:
– непрерывными изменениями в ее внешней и внутренней среде;
– усложнением процесса производства и управления;
– освоением новых видов и сфер деятельности (для фирм, например, речь идет о продуктах, рынках сбыта).
В то же время заинтересованность в повышении квалификации у сотрудника имеется тогда, когда есть уверенность не оказаться уволенным и получить продвижение по службе. [3].
Цели повышения квалификации работниками:
– обеспечение эффективного выполнения новых комплексных задач;
– увеличение их инновационного потенциала;
– подготовка к продвижению
в должности или
– освоение новых профессий, в том числе в условиях бригадной формы организации;
– получение более высокого разряда или адаптации к новой технике;
– изучение новых форм организации и стимулирования труда, командной работы;
– приобретение знаний, выходящих за рамки существующей должности;
– привитие навыков принятия решений;
– побуждение учиться дальше.
Преимущества повышения квалификации как способа развития работников состоит в его целевой направленности, возможности всестороннего развития личности, гибкой обратной связи, разнообразии методик обучения, индивидуально-групповом подходе.
Повышение квалификации является объектом внутриорганизационного планирования, в рамках которого:
– определяется долгосрочная
(до 5 лет) потребность в нем и
разрабатываются необходимые
– осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий. [4].
Обучение работников вторым
(смежным) профессиям с начальным
либо более высоким уровнем
1.2 Организация и методика производственного обучения
Система подготовки, переподготовки и повышение квалификации работников на предприятии, с одной стороны, должна быстро реагировать на изменение потребностей производства в рабочей силе, а с другой – предоставить работникам возможность для обучения в соответствии с их интересами.
Обучение – метод подготовки персонала, направленной на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:
– повысить эффективность и качество работы;
– сократить потребность в контроле;
– быстрее решить проблему кадров (обучение привлекает нужных людей);
– сократить текучесть и затраты, вызванные ею.
Современному производству необходим уровень образования не менее 10–13 лет.
В момент окончания молодым человеком высшего учебного заведения оно уже будет отставать от реальных условий жизни на 5–6 лет, через 10–12 лет работы по специальности стартовые профессиональнее и управленческие знания устаревают на 50%, через 24 года – на 75%, к концу работы – на 90%. В западных странах каждая крупная компания имеет собственную систему обучения персонала.
Особенно преуспела в этом Япония, где на эти цели расходуется в 3–4 раза больше средств, чем в США. Каждый рабочий и служащий в Стране восходящего солнца тратит на эти цели 4 часа рабочего и столько же нерабочего времени в неделю.
В соответствии с данными
опросов полностью
84% опрошенных считают,
что для большей эффективности
труда им нужны дополнительные
знания, 79 – регулярное повышение
профессионального уровня. 82% руководителей
и 77% специалистов стремятся
В настоящее время выделяют следующие виды образования: общее базовое, обычное среднее. Может быть недостаточным, адекватным или избыточным по сравнению требованиями момента. Сегодня требуется избыточное образование, поскольку оно формирует мировоззрение, необходимый уровень культуры, ценности, нормы и служит основой развития общества.
Профессиональное обучение делится:
1 Специальное. ПТУ, техникум (колледж), ВУЗ обеспечивает:
- адаптацию к начальному
этапу самостоятельной жизни
и профессиональные знания, связанные
с особенностями практики. Вузы
и техникумы (колледжи) осуществляют
производство и
2 Дополнительное. Имеет целью
боле эффективное выполнение
работы, повышение культуры и
расширение представлений о