Понятие управления и его разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:15, реферат

Краткое описание

Цель работы: изучить понятие управления и его разновидности.
Задачи:
1. Рассмотреть сущность управления.
2. Изучить разновидности управления.

Содержание

Введение 3
1. Сущность управления 4
1.1. Понятие управления 4
1.2. Понятие менеджмента как науки об управлении и история его возникновения 7
1.3. Сущность и категории менеджмента 16
1.4. Функции менеджмента 19
2. Разновидности управления 23
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие управления и его разновидности.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение

Представления о роли и месте  управления организацией, о содержании управленческой деятельности и методах  ее осуществления неоднократно претерпевали существенные изменения с тех пор, как управление стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемой в организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология производства, появлялись новые средства связи и обработки информации. Менялась практика управления – изменялось и учение об управлении. Однако управленческая мысль не играла роль пассивного следования за практикой менеджмента. Более того, именно выдвинутые и сформулированные ведущими умами управленческой мысли новые идеи в области управления и новые подходы к осуществлению управления обычно знаменовали собой рубежи, начиная с которых происходили широкие преобразования в практике управления.

Развитие управленческой мысли  вращается вокруг трех явлений –  задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались  основы современного представления  об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.

Цель работы: изучить понятие  управления и его разновидности.

Задачи:

1. Рассмотреть сущность управления.

2. Изучить разновидности управления.

1. Сущность управления

1.1. Понятие управления

Традиционно определение понятия "управление" увязывается с  терминами "администрация" и "кибернетика". Далее рассматриваются вопросы системного подхода к управлению, понятия "система", "элементы системы", "функции управления". Представители различных наук — философы, социологи, правоведы, политологи, экономисты — вкладывают в это понятие свой специфический смысл. Однако верным является и утверждение, что процесс управления во многом универсален, и даже в весьма различных сферах и отраслях он подчинен одним и тем же закономерностям.

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты.

Управление как процесс воздействия субъекта на объект управления немыслим без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие в процессе управления элементы объединяются в систему при помощи информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

"Управлять" — значит "направлять, руководить" (следовательно, подразумевается  и наличие особенностей данного  толкования: о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. кибернетика1, предметом которой стали процессы управления в различных областях, сформировалась как новое научное направление. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, кибернетика объединила важнейшие достижения теории автоматического регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах2. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.

Понятие управления определялось представителями  кибернетики как "целенаправленное воздействие субъекта управления —  управляющей системы — на объект управления — сложную динамическую систему"3. Термин "система" означает организованные определенным образом взаимозависимые структурные соединения (элементы), имеющие специальные управленческие функции. Система управления включает в качестве самых крупных структурных соединений (элементов) субъект и объект управления. Однако превращение многочисленных разнообразных и разрозненных элементов в систему достигается только тогда, когда между ними устанавливаются взаимозависимые связи и непрерывные отношения, а также достигается такой уровень саморегуляции и организованности, который позволяет решать поставленные задачи и цели, качественно осуществлять управленческие функции. В "системе", являющейся цельным и законченным образованием, каждый ее структурный элемент, имеющий относительную самостоятельность и независимость, решает отдельную задачу и осуществляет конкретную функцию; этот процесс в конечном итоге направлен на обеспечение функционирования системы в целом.

Итак, понятие "система", раскрывающее сущность управления, характеризуется  наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты  управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость элементов системы; определенные формы и методы деятельности.

Наличие в системе управления информационных отношений (так называемых прямых и  обратных связей) обусловлено ее формальной иерархичностью, сложностью построения, особыми отношениями между структурными элементами, между субъектами и объектами управления. "Прямые и обратные связи" характеризуют непосредственное воздействие субъекта управления, использующего соответствующие полномочия, на объекты управления, которые не являются пассивной стороной в управленческом процессе и информируют управляющий орган о процессах управления, проблемах, результатах деятельности. Исходя их этого под управлением в самом общем смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления с целью создания эффективно функционирующей системы на основе информационных связей и отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук4: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.).

В литературе рассматриваются несколько  видов систем: технические системы (энергосистема, информационно-вычислительная сеть, технологический процесс и пр.); социально-экономические системы (отрасли, отдельные предприятия, сфера обслуживания и пр.); организационные системы, основным элементом которых является сам человек. Как правило, большинство членов общества входят в одну или несколько организаций, т. е. организационные отношения — характерная черта человеческого бытия. Люди входят в организацию с целью решения задач посредством процессов управления5. Организация — это сознательное объединение людей, характеризующееся началами системности, разумной организованности, структурированности, и преследующее достижение определенных социальных целей и решение общественно значимых задач. В каждой организации имеют место управленческие процессы, необходимые для достижения ее целей и задач.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные  черты: а) необходимость создания и  функционирования законченной системы; б) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений и связей, способных выполнять поставленные задачи; в) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления; г) информация как главное связующее звено между участниками управления; д) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области); е) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

1.2. Понятие менеджмента как науки об управлении и история его возникновения

Понятие "менеджмент" в последнее  время  все  чаще  и  чаще употребляется в  русском языке.  Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров",  проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет в том,  что же именно скрывается за этим красивым словом.

Слова "менеджер"  и "менеджмент" употреблялись в английском языке еще в прошлом столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать определенное значение, в соответствии с которым менеджером является  человек,  организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.6

В литературе менеджмент определяется как управление  производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.

В связи с этим возникает вопрос:  есть ли для нас необходимость не  только  изучать,  но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует термин  "управление", а проблемы  управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе.  Действительно,  эти  понятия  кажутся идентичными, но в силу исторических,  политических и ряда других причин их сущность далеко неодинакова.

Для более глубокого понимания  и наиболее полного раскрытия  понятия «МЕНЕДЖМЕНТ» необходимо обратиться к истории развития этой науки.

К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Основателем школы научного менеджмента  был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф.Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

научный подход к выполнению каждого  элемента работы;

научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

кооперация с рабочими;

разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в  области менеджмента - А. Файоль предложил  формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления.

В 50-е годы нашего столетия исследования проводились параллельно по пяти направлениям: классическому, человеческих отношений, поведенческих наук, количественному и системному подходам. Такая многосторонность разработок отвечала новым потребностям послевоенной экономики, в которой под влиянием научно-технической революции начали активно формироваться рыночно-предпринимательские структуры. Развитие производства в сфере потребительских товаров и услуг привело к невиданному ранее росту числа средних и малых организаций, которые ориентировались не на массового потребителя, а удовлетворяли спрос сравнительно небольших групп населения. Новые предприниматели столкнулись с миром сложнейших взаимосвязей и зависимостей, конкуренции и соперничества, а также с менеджментом, который был полностью ориентирован на управление крупными корпорациями. Им же нужны были новые системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды и позволяют быстро и гибко приспосабливаться к ее изменениям. Потребность в новых подходах к менеджменту испытывали и крупнейшие национальные и транснациональные корпорации, конкуренция между которыми в послевоенный период стала еще более ожесточенной и разорительной. Им требовались методы, которые, с одной стороны, позволяли бы оптимизировать принимаемые ими решения (т.е. оптимально использовать задействованные в компаниях ресурсы), с другой - помогали бы сохранять сложные организационные отношения между всеми составными частями организаций.

В известной мере этим потребностям удовлетворяли новые разработки, базирующиеся на количественном и системном  подходах к менеджменту. Первые углубили понимание сложных управленческих проблем на основе их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений и сложных ситуациях. На основе исследования операций и математических моделей стали решаться сложнейшие задачи управления запасами, распределения ресурсов, массового обслуживания и многие др. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управленческого контроля за всеми переменными организации.

Концепция управления с позиций  науки о поведении — это современная теория, получившая развитие в 60-е годы. Ее основное кредо — повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Отсюда — исследование различных аспектов социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Основной целью этой концепции является стремление оказать помощь работнику в создании своих собственных возможностей на основе применения положений поведенческих наук к построению и управлению организациями.7

Таким образом, эти и другие многочисленные концепции менеджмента направлены на совершенствование стратегии  отдельных предприятий с целью получения намечаемых прибылей.

Современный менеджмент есть классическая теория управления.

С одной стороны, менеджмент является наукой, так как для менеджмента  характерна объяснительная функция, системность  и упорядоченность знаний, предсказательность, четкая логическая организованность.

С другой стороны, есть все основания  считать, что менеджмент является искусством, так как мы живем в очень  сложном, быстро меняющемся мире, в  котором изменениям подвержены сами закономерности, по которым мир существует и развивается. Попытки же изложить наши знания в виде жестких схем и правил неизменно приводят к искажению и упрощению, а значит, к иллюзиям и заблуждениям, а затем к ошибкам. Человек осваивает мир не только с помощью знаний, но и с помощью эмоций, чувств, образов, интуиции и всего того, что не может быть формализовано в терминах и рекомендациях.

Таким образом, менеджмент одновременно является и наукой, и искусством.

В классическом представлении  термин «управление» шире термина «менеджмент», так как применяется к различным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем и иными более сложными техническими системами), тогда как «менеджмент» имеет место только в случае полной свободы хозяйствующего субъекта, когда он функционирует в условиях рынка. По сути, оба эти термина могут означать как процесс, так и группу специалистов-профессионалов управленцев (административно-управленческий персонал – АУП), и управленческий орган (подразделение, структуру).

Информация о работе Понятие управления и его разновидности