Построение дерева целей-задач для конкретных организаций, анализ стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 15:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является построение дерева целей для различных организаций, разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования их деятельности с учетом выбранных стратегий. Эта цель обусловила постановку следующих задач:
- изучение теоретических аспектов стратегического планирования;
- изучение истории и деятельности предприятий;
- анализ стратегического планирования;
- анализ факторов внешней и внутренней среды предприятий;
- построение дерева целей;
- разработка рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в организации.

Содержание

Введение 00
1 Теоретические аспекты процесса стратегического планирования. 00
1.1 Сущность и задачи стратегического планирования. 00
1.2 Основные типы планов. 00
1.3 Структура стратегического планирования. 00
1.4 Основные компоненты стратегического планирования. 00
1.4.1 Миссия организации. 00
1.4.2 Цели организации. 00
1.4.3 Анализ и оценка внешней среды. 00
1.4.4 Анализ и оценка внутренней среды. 00
1.4.5 Модели и методы стратегического анализа. 00
1.4.6 Выбор стратегии. 00
2 Построение дерева целей-задач для конкретных организаций, анализ стратегического планирования. 00
2.1 Теоретические основы построения дерева целей. 00
2.2 Построение дерева целей для компании "Аэрофлот". 00
2.3 Построение дерева целей для "Военной космической академии им. А.Ф. Можайского". 00
2.4 Анализ стратегического планирования группы компаний "ЭФКО". 00
2.4.1 Характеристика предприятия. 00
2.4.2 Анализ и основная характеристика внутренней среды организации "ЭФКО". 00
2.4.3 Текущая стратегия организации "ЭФКО". 00
Заключение. 00
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 132.86 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                            00

1 Теоретические аспекты  процесса стратегического планирования.            00

1.1 Сущность и задачи  стратегического планирования.                                 00

1.2 Основные типы планов.                                                                             00

1.3 Структура стратегического  планирования.                                               00            

1.4 Основные компоненты  стратегического планирования.                          00         

1.4.1 Миссия организации.                                                                                 00

1.4.2 Цели организации.                                                                                    00

1.4.3 Анализ и оценка  внешней среды.                                                           00

1.4.4 Анализ и оценка  внутренней среды.                                                       00

1.4.5 Модели и методы  стратегического анализа.                                          00

1.4.6 Выбор стратегии.                                                                                    00

2 Построение дерева целей-задач  для конкретных организаций, анализ  стратегического планирования.                                                                              00

2.1 Теоретические основы  построения дерева целей.                                     00

2.2 Построение дерева целей  для компании "Аэрофлот".                              00

2.3 Построение дерева целей  для "Военной космической академии  им. А.Ф. Можайского".                                                                                                  00

2.4  Анализ стратегического  планирования группы компаний "ЭФКО".      00

2.4.1 Характеристика предприятия.                                                                00

2.4.2 Анализ и основная  характеристика внутренней среды  организации "ЭФКО".                                                                                                          00

2.4.3 Текущая стратегия  организации "ЭФКО".                                             00

Заключение.                                                                                                     00

Список использованных источников.                                                             00

 

 

 

 

Введение

 

            Темой курсовой работы является  рассмотрение роли стратегического планирования в управлении организацией. Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Известный американский специалист в области стратегического планирования Р. Акоф назвал его проектированием будущего и желаемых путей его достижения, одним из самых сложных видов умственной деятельности, доступных человеку [2].

            В настоящее время стратегическое планирование заняло свое достойное место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

            Актуальность данной работы определяется тем, что нашим предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, в условиях введения экономических санкций против России, как никогда необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации. А это будет определять стабильность развития организации и само ее существование.

            Целью курсовой работы является построение дерева целей для различных организаций, разработка рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования их деятельности с учетом выбранных стратегий. Эта цель обусловила постановку следующих задач:

- изучение теоретических аспектов стратегического планирования;

- изучение истории и деятельности предприятий;

- анализ стратегического планирования;

- анализ факторов внешней и внутренней среды предприятий;

- построение дерева целей;

- разработка рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в организации.

             В работе приведены примеры  элементов стратегического планирования таких организаций, как "Аэрофлот", "Военной космической академии имени А.Ф. Можайского", группы компаний "ЭФКО".

 

1 Теоретические аспекты процесса стратегического планирования.

 

1.1 Сущность и задачи стратегического планирования.

            До середины XX столетия условия деятельности фирм менялись медленно и были предсказуемыми, что позволяло им строить работу исходя из поступающих заказов, на основе текущих планов, без спешки проводить преобразования, которые подсказывала жизнь [3].

            В 1950-е годы темп изменений во внешней среде стал нарастать. Поэтому здесь наряду с текущим планированием уже приходилось заниматься среднесрочным и долгосрочным: составлять перспективные целевые программы, бюджеты распределения ресурсов, планы по прибыли.

            В 1960-70-х годах общий темп развития ускорился, а изменения в среде стали неожиданными. Это обусловило превращение долгосрочного планирования в стратегическое, которое основывалось на прогнозировании ситуации, потенциальных угроз и возможностей, связанных с ней, с помощью сложных математических моделей и мнений экспертов.

            С начала 1970-х годов изменения во внешней среде фирм происходили уже столь стремительно и непредсказуемо, что перспективные стратегические планы перестали соответствовать потребностям хозяйственной практики. Такие изменения были обусловлены следующим:

- углублением дифференциации  потребностей;

- резким усилением конкуренции  за ресурсы и рынки сбыта;

- интернационализацией (сегодня  уже глобализацией) деловой жизни;

- широкой доступностью  научно-технической и экономической  информации и лавинообразным  нарастанием ее объема;

- принципиально новой  ролью человека в производстве  и связанным с этим пробуждением  его творческих возможностей  и активности.

            В связи с этим появилось планирование стратегических задач и чрезвычайных программ, позволяющее оперативно учитывать эти изменения и обеспечивать необходимые практические действия. Такое планирование предполагает принятие конкретных решений, касающихся функционирования и развития организации в целом и ее отдельных частей, их увязку и интегрирование в интересах наиболее полного использования потенциала и оптимизации конечного результата. В частности, речь идет:

- о постановке целей  и задач, выработке стратегий (в  том числе и чрезвычайных), стандартов деятельности на предстоящий период;

- о распределении и  перераспределении ресурсов в  соответствии со складывающейся внешней и внутренней ситуацией;

- об определении последовательности  действий по переводу организации  в новое желаемое состояние;

- о создании координационных  механизмов.

            В настоящее время стратегическое планирование выполняет следующие главные функции:

- определяет пути формирования  конкурентных преимуществ;

- поддерживает у менеджеров  и персонала ориентированный  на будущее образ мышления и поведения;

- обеспечивает формирование  и реализацию политики в области  маркетинга;

- создает предпосылки  стратегического контроля;

- придает единство управленческим  процессам в различных сферах  деятельности организации;

- ослабляет бюрократические  тенденции.

 

1.2 Основные типы планов.

            В узком смысле планированием является составление специальных документов -  планов, создающих основу для конкретных действий на всех уровнях организации. Существует три основных типа планов.

            Во-первых, планы-цели, представляющие собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов. Эти характеристики согласовываются и ранжируются, но не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. Такого рода планы используются при больших сроках либо при принципиальной непредсказуемости конкретных событий.

            Во-вторых, планы для повторяющихся действий, предписывающие их сроки и порядок осуществления. Примером подобного плана является железнодорожное или учебное расписание.

            В-третьих, планы для неповторяющихся действий, создаваемые для решения специфических проблем. Такие планы могут иметь вид программ, бюджетов поступления и распределения ресурсов и проч. Обычно они предусматривают «окна», позволяющие обеспечить свободу маневра в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.

            По срокам выполнения планы принято делить на три категории:

- долгосрочные (свыше 5 лет), относящиеся в основном к категории  планов-целей;

- среднесрочные (от 1 года до 5 лет), в основном выполняемые в виде программ;

- краткосрочные (до 1 года), имеющие форму бюджетов, сетевых графиков и др.

            Разновидностью таких планов являются оперативные, составляемые на срок от одной смены до одного месяца. В разных сферах деятельности плановый горизонт неодинаков. Планы разрабатываются на всех уровнях управления организацией:

- холдинг, корпорация создают стратегические планы.

- предприятие, исходя из этих планов и поступающих заказов, разрабатывает годовые производственные программы.

- цех на основе заказов составляет квартальные, месячные и недельные планы-графики.

- участку выдаются сменно-суточные задания.

            Особенностью стратегического планирования является привязка не к конкретному временному горизонту, а к перспективным направлениям развития.

 

1.3 Структура стратегического планирования.

            Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные. На рис. 1. представлена принципиальная схема процесса стратегического планирования.



 

 

 

 

Рис. 1. Структура стратегического планирования

Процесс стратегического планирования включает:

- определение миссии предприятия, организации;

- формулирование целей  и задач функционирования предприятия, организации;

- оценку и анализ внешней  среды;

- оценку и анализ внутренней  среды;

- разработку и анализ  стратегических альтернатив;

- выбор стратегии.

Оставшиеся элементы – "реализация стратегии и оценка выполнения стратегии" - входят в процесс стратегического управления.

 

1.4 Основные компоненты стратегического планирования.

1.4.1 Миссия организации.

            Процесс определения миссии организации состоит в установлении смысла ее существования, предназначения, роли и места в рыночной экономике. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирма ориентируется, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Например, миссия фирмы "Аэрофлот" - осуществлять безопасные и прибыльные воздушные перевозки пассажиров и грузов". Миссия "Военной космической академии им. А.Ф. Можайского" - готовить высококвалифицированных офицеров с глубокими инженерными знаниями для частей и подразделений Войск воздушно-космической обороны (по соответствующим специальностям).

            В наиболее общих терминах стратегическое планирование - средство обеспечения выполнения фирмой своей миссии. Целеполагание - самый трудный и ответственный этап планирования. Сформулировать миссию фирмы - наиболее важное решение для ее основателей и высших менеджеров. Изменение миссии фактически означает закрытие прежней фирмы и открытие на ее месте новой, пусть даже под тем же названием. Миссия - стержень фирмы, наиболее устойчивая часть ее организма. (Отметим, что фирму надо сравнивать с живым организмом, а не с бездушной мертвой машиной!) [1].

Информация о работе Построение дерева целей-задач для конкретных организаций, анализ стратегического планирования