Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 18:56, реферат
Предпосылки собственно науки управления начинают появляться к XIX в. Управление начинает выделяться в самостоятельную область профессиональной деятельности и вместе с тем становится особым объектом исследования именно при капитализме. До этого времени управление было непосредственно вплетено в ту самую деятельность, которую оно упорядочивало. Что касается самого термина «управление», то до сих пор он употреблялся чаще всего в значении государственной деятельности, связанной с осуществлением власти, ибо власть и управление еще не разграничивались.
Понятие, сущность и основные категории менеджмента.Менеджмент отождествляется с людьми и является атрибутом исключительно социальных систем и их разновидностей (социально-технических, социально-экономических). Например, мы говорим: "менеджмент предприятия* или "управление предприятием", но только "управление автомобилем". Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования. Любая деятельность требует управления. Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать". Аппаратный подход к менеджменту фокусирует внимание на структуре и связях между звеньями и уровнями управления, на полномочиях и ответственности работников, занимающих различные позиции (должности) в аппарате. Научная дисциплина "менеджмент" представляет собой совокупность эмпирических знаний, аккумулирующих разнообразный управленческий опыт и знания, накопленные за сотни и тысячи лет практики и обобщения в виде подходов, принципов и методов, раскрывающих и моделирующих различные аспекты управленческой деятельности. В разные периоды времени перед управленцами-практиками возникали проблемы, решения которых лежали за пределами их опыта, что вынуждало практиков обращаться за помощью к ученым. Категории менеджмента - это наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессах управления организации./22/.
Функция управления выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Комбинация функций лежит в центре системы управления.
Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования.
Виды менеджмента.Развитие науки менеджмент, не стоит на месте, специалисты на производстве разрабатывают новые методики, тем самым увеличивая число новых видов менеджмента. Сам же термин « вид менеджмента» можно охарактеризовать как деятельность определённой области регулирования, направленная на решения различных задач.Таким образом, можно выделить четыре вида менеджмента:1) Оперативный менеджмент направлен на решение задач, появляющихся во время производства.2) Организационный менеджмент стоит у истока любой производственной деятельности и направлен на создание стандартов, правил и управленческих функций.3) Стратегический менеджмент направлен на реализацию долгосрочных целей в руководящей деятельности после их предварительного формирования.4) Тактический менеджмент по своим функциям похож на стратегический менеджмент. По функциональной принадлежности можно выделить следующие виды менеджмента:1) Адаптивный менеджмент - основной целью является адаптация к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.2) Антикризисный менеджмент – эта система управления, направленная предотвратить банкротство того или иного предприятия.3) Эккаутинг-менеджмент – это вид управления, направлен на сбор и обработку информации, с последующим сравнением показателей своей деятельности со схожей деятельностью других организаций.4) Инвестиционный менеджмент – необходим, для правильного вложения средств, с последующим получением прибыли.5) Инновационный менеджмент – направлен на разработку нововведений и их внедрение в производственный процесс.6) Финансовый менеджмент – эта разработка целей по управлению финансами определённого предприятия, а также создание способов для эффективного управления финансами7) Менеджмент персонала – направлен на нахождение и обучение персонала для организации.8) Менеджмент в области сбыта – это процедура сбыта продукции, а также заключение новых договоров на поставку продукции.9) Производственный менеджмент – осуществляет контроль над производственным процессом организации.10) Маркетинг-менеджмент. Ищет новые пути сбыта товаров и изучает финансовые рынки. Помимо этих видов, существуют ещё и такие виды как: коммуникационный менеджмент, сигнальный, преобразующий, проектный, ситуационный, и многие другие
Функции менеджмента.В менеджменте сформулированы и обоснованы несколько функций. Главной из них является планирование. В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи предприятия, необходимые для их решения материальные, финансовые и трудовые ресурсы и резервы, устанавливает сроки реализации поставленных целей, ответственных за их исполнение и самих исполнителей. Планирование позволяет менеджеру действовать осознанно, руководствуясь как долгосрочной перспективой, так и проблемами, возникающими в текущей работе. Следующая функция менеджмента – организационная. Спланированные действия необходимо воплотить на практике, организовать их выполнение. Эта работа связана с созданием самой организации, ее структуры, управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией. Это решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок и сбыта и др. В ходе организации как процесса возникает необходимость корректировать работу людей, координировать их усилия, обеспечивать необходимый ритм и последовательность выполнения трудовых операций. В этой связи координация является также функцией менеджмента. Организуя и координируя работу подчиненных, менеджер постоянно сталкивается с различным отношением людей к своему (порученному) делу. Люди работают с разной интенсивностью и производительностью, могут проявлять инициативу и старание, а могут работать "от и до". Возникает необходимость в следующей функции – мотивации труда. И, наконец, любая работа, руководителя или исполнителя, нуждается в контроле. Контроль как функция менеджмента позволяет вовремя обнаружить "узкие места", несоответствие норм и нормативов действительности, исправить их или поправить действия работников.
6.
Организационно-
Организационно-
Менеджмент не может осуществлять процесс управления без распорядительного воздействия, когда перед управляющей и управляемой системами поставлены конкретные задачи — обеспечить техническое, организационное и экономическое регулирование процесса производства, предупреждающее отклонения, восстанавливающее ранее предусмотренные параметры. Распорядительное воздействие обеспечивается посредством распоряжений, приказов, уставных указаний.
Для того, чтобы распорядительное воздействие было эффективным, необходимо организовать строгий контроль за его исполнением.
Контроль и проверка исполнения — необходимые части любого распорядительного документа. Функция контроля является важной составляющей процесса управления. Как текущий, так и итоговый контроль выполнения производственного задания, позволяют добиться наиболее эффективного результата в управленческой деятельности.
Овладение эффективным использованием
методов организационно-
Экономические методы управления.Сущность экономических методов состоит в том, чтобы через воздействие на экономические интересы сотрудников компании и других лиц, участвующих в экономической деятельности компании при помощи экономических рычагов (заработной платы, премий, прибыли, налогов, льготных цен и т. п.) организовать эффективное управление производством. В основе данных методов лежит материальное стимулирование, направленное на повышение ответственности и заинтересованности менеджеров в принятии эффективных управленческих решений, а также стимулирующих сотрудников проявлять инициативу при решении поставленных задач без специального распорядительного воздействия. [2]
Применение экономических методов управления позволяет активизировать персонал в реализации поставленных задач, позволяет сделать процесс управления более адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства. Среди этих методов важное место занимает хозяйственный расчет.