Проблема стандартов в образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция — это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………2-5
Глава 1: Компетентность — ресурс качественного образования
1.1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты………………………………………………………………… 5-11
1.2. Состояние и основные проблемы развития системы образования…………………………………………………………….... 11-18
Глава 2: Регулирование сферы образования, пути решения, рекомендации.
2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование…………………………………………………………….18-20
2.2. Пути решения и рекомендации………………………………21-27
Заключение………………………………………………………...27-28
Список литературы………………………………………………..29

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик Проблема стандартов высшего образования.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:         стр.

Введение……………………………………………………………2-5

Глава 1: Компетентность  — ресурс качественного образования

1.1. Ключевые компетенции  и образовательные стандарты………………………………………………………………… 5-11

1.2. Состояние и основные проблемы развития системы образования…………………………………………………………….... 11-18

Глава 2: Регулирование сферы образования, пути решения, рекомендации.

2.1. Современная система образования в Российской Федерации и ее регулирование…………………………………………………………….18-20

2.2. Пути решения и рекомендации………………………………21-27

Заключение………………………………………………………...27-28

Список литературы………………………………………………..29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономические  изменения в России привели к  необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием других; невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации.

Та система образования, которая существует сегодня, сложилась  в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-то, то есть это знание всегда содержательно. Новая европейская культура — культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все для чего-то существует).

Все эти характеристики культуры переносятся в систему  образования. Отрасли знания и отрасли  дела порождают урок, специализацию. Последовательность движения знания, развития действия порождает классы — деление учеников по уровню знаний. Монологичность порождает то, что в школе звучит только один голос — голос учителя. Он представитель знания. Если это утилитаристская культура, то школа всегда готовит для чего-то.

Все параметры культуры изменились, поэтому система образования  не может в этой культуре эффективно передать ее содержание. Контуры информационной цивилизации формируют принципиально  иную систему ценностей. В центре ее — свободно самореализующийся индивид, способный к гибкой смене способов и форм жизнедеятельности на основе коммуникации позитивного типа и принципа социальной ответственности.

Основу новой структуры  ценностей составляет позиция, которую  можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности — знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция — это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность  — это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.

Компетенция не может  быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа — формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа — формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа — формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.

Глава 1. Компетентность  — ресурс качественного образования

1.1. Ключевые  компетенции и образовательные стандарты

Проблема  проектирования содержания образования  приобрела сегодня особую актуальность в связи с разработкой и  предстоящим принятием на правительственном  уровне осенью 2002 года стандартов общего образования.

В рамках реализуемого Министерством  образования РФ проекта "Стандарт общего образования" при участии сотрудников РАО в настоящее время ведется разработка методологических оснований конструирования образовательных стандартов, а также самих стандартов. Принципиальное отличие разрабатываемой концепции стандарта от имеющейся ранее предметоориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.

В качестве одного из методологических решений поставленной задачи предлагается включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования, устанавливающего, во-первых, технологию проектирования стандарта, во вторых, роль и место общепредметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, а также ключевых компетенций в структуре разрабатываемого стандарта.

Понятие "общепредметное" содержание образования имеет синонимическую связь и функциональные пересечения с такими понятиями, как "допредметное", "надпредметное", "метапредметное" содержание образования. Говоря о допредметном содержании, мы имеем в виду последовательность действий, т.е. это содержание, формируется до формирования конкретного предметного содержания. Оно выступает как модель содержания, первый шаг на пути воплощения целей общего образования, конкретизируемого затем на следующих уровнях разработки содержания – в отдельных образовательных областях и учебных предметах.

Допредметное содержание в результирующем виде можно назвать общепредметным, надпредметным или метапредметным (от греч. "мета" – то, что стоит "за"). Терминологические различия определяются аспектом рассмотрения, тем, в какой контекст попадает это понятие. По аналогии с общеучебными знаниями, умениями и навыками в дальнейшем мы будем употреблять термин "общепредметное содержание образования".

Общепредметный образовательный  минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов - знаний; опыта осуществления известных способов деятельности - в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности - в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений - в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.

Рассмотрим место общепредметного  содержания образования в структуре  стандарта. При описании каждой ступени  общего образования (начальное, основное, среднее (полное) общее) предполагается раскрытие следующих элементов:

  1. Общая характеристика данной ступени общего образования.
  2. Приоритеты, ценности и ключевые особенности ступени. Нормативные сроки освоения. Условия и порядок итоговой аттестации и сертификации выпускников (если она имеет место) и т.д.

2. Цели образования на данной  ступени

- Цели ученика как  прогнозируемые комплексные образовательные  результаты выпускников данной  ступени.

- Цели школы как условия  обеспечения образования ученика.

3. Общепредметное  содержание образования

Общепредметное содержание образовательных стандартов включает в себя:  
- реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;

- общекультурные  знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные  проблемы;

- общеучебные  умения, навыки, обобщённые способы  деятельности;

- ключевые  образовательные компетенции.

Проходят  сквозной линией через все учебные  предметы (образовательные области) и призваны объединить их в единое, целостное содержание.

4. Содержание образования по предметам (образовательным областям)

Пункт 3 в данной структуре предполагает фиксацию общепредметного (метапредметного) содержания стандартов. Заметим, что каждый из указанных  элементов общепредметного содержания имеет в образовательных стандартах двойное присутствие:

1) отдельное  концентрированное выражение для  каждой возрастной ступени в  форме, соответствующей общепредметному  содержанию стандартов;

2) конкретное  воплощение в каждом учебном  предмете (образовательной области)  в форме, тождественной его целям и содержанию.  
      Таким образом, выделенное явно общепредметное содержание проходит сквозной линией через все учебные предметы и образовательные области, получая всякий раз конкретное преломление.

С помощью  общепредметного содержания учебные предметы объединяются в единое, целостное содержание. Элементы общепредметного содержания определяют системообразующую основу общего образования, как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей. Общепредметное содержание образования является обязательным компонентом образовательного стандарта, имеющим воплощение в каждой из его функциональных компонент: в "Обязательном минимуме содержания образовательных программ" и в "Требованиях к уровню подготовки выпускников".

Перечень  ключевых образовательных компетенций  определяется нами на основе главных  целей общего образования, структурного представления социального опыта  и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих  ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций  ключевыми образовательными компетенциями  являются следующие:

1. Ценностно-смысловые  компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные  компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные  компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные  компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

Информация о работе Проблема стандартов в образовании