Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 11:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать развитие малого бизнеса в Украине, выявить основные проблемы его функционирования и предложить конкретные пути решения этих проблем.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:
изучить теоретические основы исследования проблем малого бизнеса;
определить факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в Украине;
проанализировать динамику развития малого бизнеса в стране.
сформулировать основные проблемы и перспективы малого бизнеса в Украине;
рассмотреть методы поддержки малого бизнеса со стороны государства в мире и Украине.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 87.72 Кб (Скачать файл)

                                                   ВВЕДЕНИЕ 

Формирование рыночной системы хозяйствования в Украине связано с ростом предпринимательской активности во всех сферах экономики. Один из перспективных направлений создания конкурентно-рыночной среды – развитие малого бизнеса. Понимание роли малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.

Малое предприятие считается наиболее динамическим элементом в структуре хозяйственной деятельности. Малые предприятия имеют много преимуществ, которые активно влияют на экономические и социальные преобразования в государстве. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом, отсутствие управленческих иерархий  – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. Сектор малого бизнеса является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

Процесс формирования и развития малого бизнеса в Украине протекает особенно сложно и противоречиво. Тем не менее, в ходе коренных хозяйственных преобразований малые фирмы постепенно занимают все более важные позиции в системе национального производства. 
Необходимость качественного совершенствования экономики страны, максимально эффективного использования ресурсов обусловливает потребность в определении масштабов и основных направлений использования потенциала малых фирм.

Актуальность темы исследования определяется не только из-за существования разных мыслей относительно недостатков, трудностей, механизмов и перспектив развития малого бизнеса в Украине, но и в том числе, из-за ряда новейших реалий в экономике страны в целом, особенностей интеграционных и инвестиционных процессов. Обращение к научной тематике, охватывающей проблемы развития малого бизнеса и его финансовой поддержки при формировании условий экономического роста страны, представляется сегодня весьма актуальным.

Объектом исследования является малый бизнес как важнейший фактор развития экономики.

Предметом исследования выступает деятельность предприятий малого бизнеса.

Цель исследования – проанализировать развитие малого бизнеса в Украине, выявить основные проблемы его функционирования и предложить конкретные пути решения этих проблем.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих основных задач:

  • изучить теоретические основы исследования проблем малого бизнеса;
  • определить факторы, влияющие на развитие малого бизнеса в Украине;
  • проанализировать динамику развития малого бизнеса в стране.
  • сформулировать основные проблемы и перспективы малого бизнеса в Украине;
  • рассмотреть методы поддержки малого бизнеса со стороны государства в мире и Украине.

Используемые теоретические и законодательно-нормативные источники. Исследованию теоретических и прикладных проблем развития малого бизнеса посвящены работы известных ученых, среди которых нужно назвать, прежде всего, Билоуса Г.М., Варналия З.С., А.Блинова и других.  В работе рассмотрены и проанализированы законодательные и нормативные акты, законы Украины, постановления Правительства Украины, указы Президента Украины. Информационной базой исследования служили статистические сборники Госкомитета статистики Украины.

В ходе написания работы использовались такие методы исследования:

  • абстрактно-логический,
  • экономико-статистический,
  • исторический,
  • индукции и дедукции,
  • анализа и синтеза,
  • экспертных оценок.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенный в исследовании анализ характера развития малого бизнеса в Украине существенно расширяет возможности осуществления комплексного исследования процессов повышения социально-экономического потенциала малых предприятий в современных условиях. Содержащиеся в работе положения, обобщения, формулировки и выводы позволяют более глубоко проанализировать современный потенциал украинского малого бизнеса и разработать пути его оптимизации. Отдельные выводы и практические рекомендации могут быть учтены и использованы государственными институтами при разработке комплексных программ поддержки малого предпринимательства. Теоретические обобщения, сделанные в работе о сущности, месте и роли малого бизнеса, его специфических чертах в условиях переходного периода и концепции государственной поддержки его развития могут быть использованы в преподавании спецкурсов по малому предпринимательству для студентов вузов и для повышения квалификации руководителей малых форм хозяйствования и работников, государственных и региональных структур по поддержке предпринимательства.

Структура работы:

  • содержание
  • введение
  • четыре раздела
  • выводы
  • список использованной литературы
  • приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                   РАЗДЕЛ 1

          Бизнес как важнейший атрибут  рыночной экономики

1.1. Сущность  бизнеса и его функции в  рыночной экономике

Бизнес – это комбинация войны и спорта. 
                                                                                 Андрэ Моруа

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

В сфере бизнеса заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.

Бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости предприятия). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.[29]

Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие. Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

Один и тот же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать ареной функционирования различных бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может быть и успешно продолжен другими людьми. Иными словами, границы и суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация различных экономических явлений как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в целях борьбы с нарушением законов).

Бизнес осуществляется на основе следующих принципов:

  • свободный выбор видов деятельности;
  • привлечение    на    добровольных    началах    к    осуществлению предпринимательской деятельности  имущества  и  средств  юридических  лиц  и граждан;
  • самостоятельное  формирование   программы   деятельности   и   выбор поставщиков  и  потребителей  производимой  продукции,  установление  цен  в соответствии с законодательством;
  • свободный наем работников;
  • привлечение  и  использование  материально-технических,  финансовых, трудовых, природных  и  других  видов  ресурсов,  использование  которых  незапрещено или не ограничено законодательством;
  • свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения  платежей, установленных законодательством;
  • самостоятельное осуществление предпринимателем (юридическим  лицом) внешнеэкономической  деятельности,  использование   любым предпринимателем причитающейся ему доли валютной выручки по своему усмотрению.

Более полно, сущность бизнеса раскрывается в его функциях. Тут можно рассмотреть функцию, как форму, способ проявления активности, жизнедеятельности бизнеса как важной составной производственных отношений. Функции бизнеса очень разнообразны: раскрывают и уточняют его относительные характеристики. В современной научной учебной литературе называют несколько основных функций бизнеса.

  • ресурсная функция – её смысл, заключается в формировании и наиболее эффективном использовании капитала, трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и других формационных ресурсов;
  • организационная функция – предопределяет организацию маркетинга, рекламы, введения прогрессивных форм и методов организации производства, новых форм оплаты труда и их оптимальное взаимодействие с традиционными формами, успешное объединение единичного разделения труда, основных факторов производства;
  • новаторская функция – заключается в генерировании и активном использовании новых прогрессивных идей технического, организаторского, управленческого характера, ведение исследовательско–конструкторских разработок, создания новых товаров и предоставления новых услуг;
  • социальная функция – предусматривает изготовление таких товаров и предоставление услуг, которые необходимы обществу, обеспечивающих удовлетворение личностных и общественных потребностей;
  • личностная функция – означает самореализацию цели каждого конкретного  предпринимателя, его удовлетворённость от занятия своей деятельностью.

Опыт передовых стран мира свидетельствует, что в современных условиях предпринимательство – это сверхпрогрессивная система ведения хозяйства независимо от социально – экономического устройства общества. Во-первых, это наиболее гибкая форма организации производства, которая оперативно реагирует на потребности рынка, на самые новые достижения научно технологического прогресса (НТП), содействует своевременным структурным движением в экономике. Во-вторых, предпринимательство – это такая форма хозяйствования, за которой утверждается ощущение хозяина каждого участника общественного производства. В-третьих, бизнес для понимания его как действующего организационно – хозяйственного творчества, как умение вести дело благоприятствует свободному развитию работников, воспитанию в них чувства честности, порядочности, внедрению демократических принципов общественной и экономической жизни, самообразования. В-четвёртых, развитие бизнеса оберегает от субъективизма и волюнтаризма и наиболее отвечает основным условиям природно-исторического процесса и общественного развития.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Украине