Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 18:47, курсовая работа
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Проблемы формирования партнерского взаимодействия
2.1 Обоснование необходимости социального партнерства
2.2 Оценка рисков и преимущества
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального
1.2 Правовое обеспечение
2. Проблемы формирования партнерского взаимодействия
2.1 Обоснование необходимости социального партнерства
2.2 Оценка рисков и преимущества
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Теорией и практикой давно доказано,
что социально-трудовые отношения
в социально ориентированной
рыночной экономике являются важнейшими
для постоянного
В свою очередь, решение социально-
Законодательство является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.
Важнейшим законодательным актом в области трудового права является Трудовой кодекс Российской Федерации.
Хотелось бы обратить внимание, что
именно в ТК впервые было закреплено
понятие "социальное партнерство".
Это, несомненно, должно поднять значимость
социально-трудовой сферы, так как
процессы, происходящие в данной сфере,
формируют экономическую и
Мировая практика хозяйствования и
практика Международной организации
труда (МОТ) привела, наконец, к отказу
от радикальных способов решения
проблем, возникающих в социально-
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.
В современных условиях именно социальное партнерство должно выступить как способ цивилизованного согласования интересов различных групп при разрешении возникающих противоречий и предотвращения конфликтов в социально-трудовой сфере.
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
Тема социального партнерства
для нашей страны относительно новая,
хотя некоторые практические шаги по
формированию соответствующих институтов
уже сделаны. Наиболее эффективным
способом разрешения споров и конфликтов
интересов, вытекающих из объективных
противоречий между работниками
и работодателями, является социальное
партнерство - путь конструктивного
сотрудничества на основе достигнутых
договоров и соглашений между
работодателями и профсоюзами. Этот
принцип положен в основу деятельности
Международной организации
Наиболее точным и полным
является следующее определение
понятия «социальное
Социальное партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.
Социальное партнерство - это система отношений его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.
Объекты социального партнерства
- это реальное социально-экономическое
положение различных социально-
К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:
1. Со стороны работников:
• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
• полугосударственные
• многофункциональные
2. Со стороны работодателей:
• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
• общественно-политические
организации хозяйственных
3. Со стороны государства:
• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный процесс. Многие государства десятилетиями методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального партнерства как одного из важнейших элементов трудового права.
Процесс формирования системы
социального партнерства в
Во-первых, отсутствовал опыт
использования этой категории в
социалистической экономике и, соответственно,
в трудовом законодательстве ввиду
полного отрицания
Во-вторых, высокие темпы ломки старой экономической парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.
Прошло совсем немного
времени, и сегодня вряд ли найдется
оппонент, сомневающийся в значимости
системы социального
Мировая практика в системе социального партнерства особое место отводит государству.
С одной стороны, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно должно выступать в качестве посредника и гаранта при разрешении различных конфликтов между социальными партнерами.
Кроме того, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны взять на себя функцию распространения наиболее эффективных и результативных форм социального партнерства.
Роль государственных
органов и органов
Государство, беря на себя самую начальную стадию разработки трудового законодательства, формирует и в ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений между субъектами, складывающихся при осуществлении социального диалога.
В качестве принципов социального партнерства закрепляются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон
в участии в договорных
- содействие государства
в укреплении и развитии
- соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия
на себя сторонами
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность исполнения
коллективных договоров,
- контроль над невыполнением принятых соглашений, коллективных договоров;
- ответственность сторон,
их представителей за
Нетрудно заметить, что
ТК в достаточно полной мере учтены
мировая практика и опыт МОТ, конвенции
и рекомендации которой предполагают
обязательность наличия в национальном
законодательстве норм, регламентирующих
социально-трудовые отношения всех
взаимодействующих субъектов
Из всех перечисленных
принципов наиболее противоречивым,
требующим дополнительного
В частности, вызывает недоумение подчеркивание добровольности самого социального диалога, когда стороны не могут быть принуждены административными мерами к ведению коллективных переговоров и соглашений, участию в иных формах социального партнерства.
Спорным и малообоснованным является утверждение, что обязательства принимаемые сторонами должны быть добровольными, так как сотрудничество невозможно, если одна из сторон принимает решение под давлением или принуждением.
По всей видимости, требует доработки контрольная функция, которая в настоящее время согласно ст. 51 ТК ограничивается контролем над выполнением коллективного договора, соглашения, которые предполагается осуществлять сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду.
Таким образом, недостатком
существующего ТК, как показывает
практика, является ориентация законодателя
на двухстороннюю модель сотрудничества,
при которой работники и
В связи с этим представляет
определенный интерес изучение практики
осуществления социального
Важное значение имеет ст. 27 ТК, закрепляющая конкретные формы социального партнерства в виде:
Информация о работе Проблемы формирования партнерского взаимодействия