Прогнозирование и планирование как функция управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:07, курсовая работа

Краткое описание

Планирование как функция управления - построение плана действий в будущем. При помощи него определяется последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Планирование и прогнозирование 4
1.1 Место планирования и прогнозирования в менеджменте 4
1.2 Обзор техники и видов планирования 6
1.3 Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 8
Глава 2. Понятие фирмы 9
2.1 Система прогнозов и планов фирмы 9
2.2 Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 12
2.3 Стратегия и практическая деятельность фирмы 12
2.4 Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 13
Глава 3. Бизнес-план магазина одежды 18
Заключение 22
Список литературы 23

Вложенные файлы: 1 файл

Prognozirovanie_i_planirovanie_kak_funktsia_upr - копия.docx

— 66.79 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Глава 1. Планирование и прогнозирование 4

1.1 Место планирования и прогнозирования в менеджменте 4

1.2 Обзор техники и видов планирования 6

1.3 Координация и регулирование в процессе управления по ситуациям 8

Глава 2. Понятие фирмы 9

2.1 Система прогнозов и планов фирмы 9

2.2 Методы разработки и объекты прогнозов на уровне предприятия (фирмы) 12

2.3 Стратегия и практическая деятельность фирмы 12

2.4 Практика планирования и прогнозирования в зарубежных фирмах 13

Глава 3. Бизнес-план магазина одежды 18

Заключение 22

Список литературы 23

 

 

 

Введение

Управление - это функция или элемент организованных систем (социальных, биологических, технических  и так далее), которая хорошо обеспечивает осуществление режима деятельности, сохранение их структуры, исполнение цели деятельности и программы. Предметом  науки управления являются управленческие отношения, где проявляются социальные, экономические, политические интересы и отношения, методы и технологии управления. А объекты управления - это отрасли (сельское хозяйство, промышленность); аспекты экономической деятельности (маркетинг, качество продукции); территориальные общности (район, область); виды ресурсов (человеческие, финансовые); стадии воспроизводства (сбыт, снабжение); характеристики производства (качество жизни, эффективность).

Управление является процессом взаимосвязанных между собой функций. И главное звено в это цепи - планирование как функция управления. План - не что иное, как официальный документ. В нем отражается прогноз будущего развития организации, обязательно есть не только промежуточные, но и конечные задачи, а также цели, которые стоят перед ней или ее отдельными подразделениями. В плане всегда отражаются механизмы координации всей текущей деятельности, стратегия для самых неожиданных случаев.

Планирование  как функция управления - построение плана действий в будущем. При  помощи него определяется последовательность и  содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи.

Можно с уверенностью говорить о том, что  планирование как функция управления - это стремление по возможности заблаговременно учесть все внешние и внутренние факторы, которые обеспечивают все благоприятные условия для нормального развития и функционирования предприятий, входящих в конкретную организацию.

Планирование  как функция управления обязательно  предусматривает разработку целого комплекса мероприятий, который  определяет четкую последовательность достижения поставленных целей.

Глава 1. Планирование и прогнозирование

1.1 Место планирования и прогнозирования в менеджменте

Термин "прогноз" традиционно обозначает предвидение, предсказание о развитии чего-либо, основанное на определенных данных. Прогнозирование - это составление прогноза становления, развития, распространения чего-либо (науки, процесса, отношений и др.)" на оснований изучения тщательно отобранных данных.

Термин "планирование" в управленческом контексте означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период, работу с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения. План трактуется также как замысел, предусматривающий ход развития чего-либо.

Планирование  как функция управления состоит в выборе оптимальной альтернативы текущего или перспективного развития объекта управления. Эта альтернатива должна соответствовать интересам объекта управления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный период времени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть итерационным, т.е. гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения им желаемого состояния, планирование должно содействовать предотвращению ошибочных действий и сокращению неиспользованных возможностей.

Основная  задача планирования в условиях рыночной экономики может быть сформулирована так: обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, прочности и устойчивости положения объекта управления на рынке. Другая важная задача - информационно-ориентирующая. При составлении плана информация движется "дважды вниз, один раз вверх". При этом важно предложить первоначальный вариант решения, получить корректирующую обратную связь и предложить окончательные ориентиры для менеджеров, способных обеспечить достижение намеченных результатов.

Прогнозирование - это предвидение, предсказание будущего. Оно должно предшествовать планированию. Его результат - прогнозы развития. Одна из разновидностей прогнозов - сценарии развития, которые представляют собой прогнозы с учетом тех или иных предполагаемых действий конкретных субъектов прогнозируемой ситуации.

Планирование  можно классифицировать по нескольким критериям:

  • по степени охвата (общее и частичное),
  • содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности),
  • предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий),
  • сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы),
  • охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное),
  • срокам (кратко-, средне-, долгосрочное),
  • жесткое и гибкое.

Критерии  выбора формы планирования (принципы планирования):

  1. полнота (требуется учесть все),
  2. детализация (глубина ее определяется целью планирования),
  3. точность,
  4. простота и ясность,
  5. непрерывность,
  6. эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
  7. выравнивание при планировании (учет "узких мест"),
  8. экономичность.

При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что  обычно трудно) и затраты на планирование.

Подход  менеджмента к планированию может  быть осуществлен постановкой критериев  и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

Следует четко определить:

  1. объект планирования (что планируется),
  2. субъект планирования (кто планирует),
  3. период (горизонт) планирования (на какой срок),
  4. средства планирования (например, компьютерное обеспечение),
  5. методику планирования (как планировать),
  6. согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

1.2 Обзор техники и видов планирования

Различают:

  • последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего),
  • скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.,
  • жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия),
  • гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно  различить следующие виды планирования:

  • общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы),
  • стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала),
  • тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.),
  • оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период).

Основными признаками стратегического планирования являются:

  1. цель планирования - долгосрочное обеспечение существования и выполнения основной цели фирмы,
  2. носитель идеи планирования - высший менеджмент,
  3. проблемы планирования - отсутствие надежности и структурирования,
  4. горизонт планирования - долгосрочное,
  5. охват - глобальный, широкий спектр альтернатив,
  6. принципы - изменение окружающей обстановки (контролируемые факторы).

Обычно  важнейшие вопросы планирования - рынки сбыта. Это планирование включает:

  1. выработку стратегии,
  2. стратегическое планирование производственной программы,
  3. планирование развития потенциала,
  4. планирование развития структуры потенциала.

Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром  осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

Отличительными  чертами оперативного планирования являются:

  • носитель идей планирования - средние и низшие уровни менеджмента,
  • задача планирования - обеспечение относительной надежности и относительного структурирования,
  • горизонт - короткие и средние сроки,
  • глубина - детализация планов,
  • диапазон - ограниченный спектр альтернатив,
  • основа - созданный потенциал.

Оперативным планированием охватываются отдельные  функциональные области предприятия.

При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

  1. особенности исходного состояния (проблемы планирования плохо структурированы, их тяжело определить и измерить),
  2. особенности конечного состояния (характер влияния на цели и ресурсы при планировании не определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей),
  3. проблемы альтернатив (имеется неопределенность в отношении имеющихся альтернатив, поиск других требует времени и средств),
  4. проблемы инструментария (выбор наиболее оптимального),
  5. большое число лиц, участвующих в планировании,
  6. ответственность (ЛПР принимает на себя ответственность, план же составляют другие),
  7. проблема контроля (в ходе составления, выполнения и корректировки).

 

1.3 Координация и регулирование  в процессе управления по ситуациям

Хорошо  спланированное управление - лишь половина процесса. Оно дает результат, если в качестве части процесса управления прогнозируются важнейшие возможные  ситуации и осуществляется подготовка к действиям при возникновении их. Это обеспечивается:

  • творческим и целеустремленным подходом к планированию,
  • составлением хорошего календаря руководителя с выделением необходимого времени для выполнения всех этапов и задач управления,
  • готовностью использовать все внутренние и внешние факторы положения фирмы и уже достигнутые результаты,
  • эффективным владением стилями управления, его методами и техникой,
  • настойчивым и творческим совершенствованием работы.

Информация о работе Прогнозирование и планирование как функция управления