Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:18, курсовая работа
Объем гостиничного бизнеса в России составляет сегодня около 3 млрд. долл. Половина доходов предприятий гостеприимства приходится на Москву. Годовой рост объема рынка колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Всего на российском рынке в 2011 году работало около 5 тыс. гостиниц, в том числе санатории и пансионаты.
Одной из основных тенденций в сфере туризма и гостеприимства является динамичное развитие малых гостиниц.
Введение 1
1. Особенности малого бизнеса в сфере гостеприимства 4
2. Привлечение инвестиций на малом предприятии индустрии гостеприимства 6
2.1. Выбор способов и источников финансирования 6
2.2. Проект мероприятий по привлечению источников финансирования инвестиций 11
Заключение 16
Литература 16
Курсовая работа
По теме: «Проект мероприятий по привлечению источников финансирования инвестиций на предприятии сферы туризма (гостеприимства)»
Объем гостиничного бизнеса в России составляет сегодня около 3 млрд. долл. Половина доходов предприятий гостеприимства приходится на Москву. Годовой рост объема рынка колеблется в диапазоне от 15 до 25%. Всего на российском рынке в 2011 году работало около 5 тыс. гостиниц, в том числе санатории и пансионаты.
Одной из основных тенденций в сфере туризма и гостеприимства является динамичное развитие малых гостиниц. Это связано с предпочтениями, которые формируются у современных потребителей туристических услуг: они видят в гостинице не только место для размещения, но и уют, уникальность и неповторимость, что является одной из отличительных черт именно малых форм гостиниц и гостевых домов.
Конкурентные преимущества малых гостиниц:
Активное развитие сегмента
малых отелей связано с тем, что
рынок жилой и офисной
Строительство малых гостиниц менее рискованно, нежели возведение крупных и средних отелей. Здесь можно обойтись собственными средствами, не прибегая к банковским займам. Например, в средней полосе России можно выстроить коттедж и оборудовать его под мини-отель среднего класса всего за 30-50 тыс. долл. Малая гостиница более высокого класса обойдется в 200-300 тыс. долл. При этом рентабельность малого гостиничного бизнеса может колебаться в пределах 15-80%.
Вместе с тем, при создании малых гостиниц должна быть предусмотрена их экономическая привлекательность, включающая конкретное определение статуса малой гостиницы с предоставлением налоговых и других льгот, упрощением порядка и характера регистрации и с реально действующим механизмом поддержки малого предпринимательства в гостиничной сфере. Таким образом, изучение проблем инвестирования в гостиничный бизнес является важным и актуальным. При этом проблема привлечения источников финансирования инвестиций представляется одной из основных частей бизнес-проектирования.
Целью данной работы является исследование особенностей привлечения источников финансирования инвестиций малого бизнеса в индустрию гостеприимства.
Поставленной целью
обусловлено решение следующих
Количественный рост гостиничных цепей, их слияние и объединение создают ошибочное мнение о снижении многообразия предложения и отдыха. Однако на практике наблюдается обратная тенденция: распространение цепей (из-за некоторой обезличенности, стандартизированности обслуживания) не может удовлетворить всех разнообразных требований туристов, что и готовит почву для развития малых независимых гостиниц, делающих ставку на уникальность и неповторимость. Именно такие гостиницы специалисты считали прототипами гостиниц XXI века: комфортабельные и предлагающие услуги за умеренную цену, имеющие все необходимое для работы и отдыха, без ресторана (предусматривается, что ресторан находится рядом), где клиенты могут получить изысканное персонифицированное обслуживание. Именно уникальность малой гостиницы является основным инструментом рыночной политики.
Как показывает практика, малые гостиницы в своем большинстве – это независимые гостиницы, находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании обладателя, получающего прибыль от такой собственности. Наличие договорных обязательств с другими компаниями в вопросах управления и использовании чужого знака обслуживания не влечет за собой изменения статуса предприятия как независимого по отношению к другим субъектам рыночных отношений.
На сегодняшний день не существует строго определенных международных или национальных норм, классифицирующих средства размещения по их объему. На практике принято деление гостиниц на четыре большие категории: малые гостиницы (до 150 номеров), средние (от 151 до 300 номеров), крупные (от 301 до 600 номеров) и гостиницы-гиганты (свыше 600 номеров).
В общей массе функционирующих на сегодняшний день отелей малые занимают очень скромное место: в Москве на их долю приходится чуть более 4%. Но интерес к малым формам организации гостиничного бизнеса проявляется не только в России. Определяется он изменениями в поведении основных потребителей гостиничных услуг. Малые гостиницы легче адаптируются к каждому клиенту, создают атмосферу «дома вдали от дома», что не исключает привнесения в быт гостей национального колорита. Кроме того, малые отели, как правило, применяют более гибкую систему скидок и обходятся клиенту дешевле, чем большие гостиницы аналогичного класса. Все это позволяет этим формам гостиничного бизнеса занять прочное положение на рынке разных стран, в том числе и в России.
Основные клиенты малых
Однако, имея небольшую вместимость, гостиница имеет соответственно невысокие объемы продаж. Кроме того, в структуре оборота такой гостиницы существенно возрастает доля переменных издержек, поскольку при существующем объеме закупок ей трудно добиваться оптимальных цен на моющие средства, на услуги прачечной и т.д.
Большие трудности возникают у малых гостиниц в кадровой сфере, работающий здесь персонал должен быть «многопрофильным», чтобы отель оставался рентабельным. Таким образом, малой гостинице трудно увеличивать эффективность, применяя метод сокращения расходов. С другой стороны под давлением конкуренции она не может увеличивать цену на проживание. Для сокращения переменных расходов малая гостиница имеет только один путь – объединение с себе подобными с тем, чтобы осуществлять оптовые закупки по приемлемым ценам, проводить совместные рекламные компании, маркетинговые исследования и использовать другие пути по сокращению расходной части бюджета. В Московском регионе малые гостиницы уже сделали первые шаги на этой дороге, создав собственную ассоциацию.
Таким образом, сегмент рынка малых отелей не очень устойчив, несмотря на то, что определенная часть турпотока предпочитает его всем остальным. В таких условиях развитие малых форм предпринимательства, к которым смело можно отнести малые гостиницы, требует направленной поддержки со стороны органов центрального или местного управления.
Следует отметить, что туристские фирмы в России стали ориентироваться на индивидуальный подход в организации отдыха небольших групп клиентов, с сохранением местного колорита, вкусов, привязанности к историческим, культурным и архитектурным традициям мест отдыха.
По экспертным оценкам, для организации отеля на 20 номеров потребуется помещение от 1000 кв. м. Объем первоначальных инвестиций составит 500 тыс. долл. Две трети суммы уйдет на приобретение недвижимости, остальное - на переоборудование помещения.
Персонал частной гостиницы на 20 номеров составит 10-15 человек. Важна не столько квалификация, сколько универсальность сотрудников - способность выполнять смежные функции (принять гостей, приготовить еду, убрать номер, сделать мелкий ремонт и др.), что позволит существенно сократить расходы).
Разновидностью малых и семейных гостиниц в черте города являются сервисные квартиры и доходные дома, стоимость размещения в которых может быть вдвое ниже, чем в крупных гостиницах. В Европе сервисные квартиры могут находиться в одном доме, тем самым они формируют мини-гостиницу. В России это редкость, хотя сервисные квартиры популярны в крупных городах-миллионниках, например, в Москве и Санкт-Петербурге.
Региональные власти поддерживают создание малых и семейных гостиниц на своей территории, о чем свидетельствуют многочисленные публикации в СМИ. Таким образом, развитие малого и семейного гостиничного бизнеса в России представляется делом важным и перспективным.
Привлечение финансовых ресурсов возможно как за счет собственных средств (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи выбывающих необоротных активов), так и за счет внешних источников финансирования (кредиты, займы, дополнительные эмиссии ценных бумаг). В большинстве случаев даже очень крупные корпорации вынуждены искать средства на стороне. Тем более это относится к средним и небольшим предприятиям в сфере туризма и гостиничного бизнеса.
Выбор способов и источников финансирования предприятия туристического и гостиничного бизнеса зависит от многих факторов:
Однако необходимо отметить главное: предприятие может найти капитал только на тех условиях, на которых в данное время реально осуществляются операции по финансированию аналогичных предприятий, и только из тех источников, которые заинтересованы в инвестициях на рынке туристических услуг (в стране, отрасли, регионе).
Финансирование предприятия обычно осуществляется различными способами. При этом чем выше риски инвестора, тем выше ожидаемый инвесторами доход. Неспособность вовремя мобилизовать капитал привела к потере многими российскими предприятиями конкурентоспособности, а иногда и к полной их деградации. Фактор времени в современной экономике, характеризуемой высокой степенью глобализации и повышенными требованиями к способностям предприятия оперативно реагировать на изменения на рынке, является наиболее значимым. При этом собственники и менеджмент предприятия должны отдавать себе отчет в том, что предприятие может быть профинансировано только из тех источников и только на тех условиях, которые реально представлены на финансовом рынке.
Государственное финансирование
Множество российских предприятий в сфере туристического и гостиничного бизнеса, в том числе малых, по-прежнему ориентируются на финансирование и поддержкуиз государственного бюджета.
Преимущества:
Если малое предприятие (малая частная гостиница) располагает возможностями получить прямое государственное финансирование, гарантии или налоговый кредит, то этим необходимо воспользоваться. Наибольшие шансы на получение финансирования из государственного бюджета имеют инфраструктурные и социальные проекты, которые вследствие объективных причин не в состоянии получить доступ к финансированию из коммерческих источников. Однако следует учитывать, что общая потребность в финансировании российской промышленности превышает 1 млрд. долл. США, а следовательно, вероятность получения государственного финансирования коммерческими предприятиями ничтожно мала и не превышает 1%.