Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2014 в 14:31, дипломная работа
Целью дипломного исследования является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональному обучения и дополнительному профессиональному образованию работников, разработка на этой основе предложений по совершенствованию данного вида трудовых отношений.
Задачами дипломного исследования являются:
– раскрыть сущностные характеристики понятия профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
– рассмотреть методы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
– сформировать предложения по совершенствованию оптимальной системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на предприятии;
– рассмотреть опыт по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на примере Производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ 6
1.1. Сущность, значение профессионального обучения 6
1.2. Права и обязанности сторон по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию 16
1.3. Ученический договор 19
1.4. Формы и виды подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала 22
2. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПО «ТАЛИЦКИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СЕТИ» 31
2.1. Общая характеристика деятельности предприятия 31
2.2. Организация процесса профессионального обучения и дополнительного профессионального образования персонала на предприятии 36
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 55
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Институт социологии и права
Кафедра права
Заведующая кафедрой права
__________ А.А. Воронина
«____» ___________ 2014 г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
Дипломная работа специалиста
по специальности 050402.65 Юриспруденция
Идентификационный код ДР: 819
Исполнитель:
студент группы Тц - 413СД УП _____________________ Н.В. Катаева
Руководитель:
к. ю. н, доцент _____________________ А.А. Воронина
Старший преподаватель: _____________________ К.А. Игишев
Екатеринбург 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Тема исследования «Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников» выбрана из за того, что в современных условиях именно этот вопрос является актуальным для любого предприятия.
Полная занятость в экономике нашей страны в период застоя, создание новых рабочих мест за счет дополнительных капиталовложений, сокращение продолжительности рабочего дня и увеличения отпусков привели к росту дефицита на рынке труда. Технический прогресс и организационные нововведения, улучшая условия труда, предъявили новые требования к уровню знаний и психофизическим возможностям человека. Это, в свою очередь, увеличило дефицит высококвалифицированных кадров, а также кадров, отвечающих психофизиологическим требованиям производства.
Актуальность темы подтверждается тем, что в современных условиях профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию кадров предается большое значение, как на официальном уровне, так и на уровне отдельных фирм.
Современное производство предъявляет требованиям к рабочим кадрам и системе подготовке, переподготовке и повышению квалификации в условиях рыночных отношений. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются. Уплотняется трудовой ритм, меняются технические средства. Все это порождает необходимость в новых формах подготовки, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров.
Объектом исследования являются регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними общественных отношений по подготовке и дополнительному профессиональному образованию кадров на примере Производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
Предметом исследования – являются правовые нормы, а также локальные нормативные акты, регламентирующие процесс профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, а также практика их применения.
Целью дипломного исследования является комплексное исследование правового регулирования отношений по профессиональному обучения и дополнительному профессиональному образованию работников, разработка на этой основе предложений по совершенствованию данного вида трудовых отношений.
Задачами дипломного исследования являются:
– раскрыть сущностные характеристики понятия профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование;
– рассмотреть методы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
– сформировать предложения по совершенствованию оптимальной системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на предприятии;
– рассмотреть опыт по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования кадров на примере Производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго».
Теоретической основой написания данной работы послужили труды отечественных и зарубежных авторов А.Н. Аверина, В.А. Иглина, Б. М. Генкина, Ю. Г. Одегелова. Для выполнения работы были использованы данные по профессиональному обучения работников отдела управления персоналом производственного отделения «Талицкие электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго»
В качестве методологической основы исследования использовались положения о работе с персоналом, об обучении и развитии персонала и о кадровом резерве молодых специалистов.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об образовании».
Структура дипломной работы определяется
логикой исследования
и отражает последовательность решения
поставленных задач, состоит
из введения, трех глав, заключения и списка
использованных источников.
В первой главе дипломной работы рассмотрены
основные понятия
и общие положения о профессиональной подготовке, переподготовки
и повышении квалификации персонала.
Во второй главе дипломного исследования описывается сравнительный анализ за определенные периоды состояния работы по подготовке, переподготовки и повышении квалификации персонала конкретного предприятия на базе производственного отделения «Талицкие электрические сети».
В третьей главе дипломного исследования рассмотрены рекомендации по совершенствованию организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на предприятии.
Заключение содержит общие выводы, сделанные по существу проведенного исследования.
1.1. Сущность, значение профессионального обучения
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации работники имеют право на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.
Повышение квалификации на предприятии – практически непрерывный процесс, который может заключаться как в новых концепциях, например концепции «обучающего предприятия», так и в стандартных подходах, как например, различные семинары, обучение в институтах, повышении квалификации высшего персонала или переподготовки рабочих.1
Квалификация рабочих в современных условиях характеризуется такими признаками, как глубокие общеобразовательные технические и профессиональные знания, мастерство и профессиональная подвижность. Уровень развития рабочей силы непосредственно связан с изменением и совершенствованием технического базиса производства. Научно-технический прогресс в современных условиях влияет на всю систему производственных сил, затрагивая в первую очередь человека как главную производительную силу общества с его способностью трудится, создавать материальные блага, меняя содержание и условия трудовой деятельности, место человека в производстве.
Технический прогресс порождает новые отрасли промышленности и углубляет специализацию производства. Это обуславливает возникновение новых профессий и специальностей и в то же время ведет к исчезновению профессий, связанных с отмирающим видом производства и труда.
Интенсификация с использованием роботов, автоматизированных
систем машин, электронной и микропроцессорной
техники меняет функциональное содержание
труда. Все большее значение в автоматизированном
производстве приобретают более сложные
функции с повышенными затратами умственной
энергии (расчет, контроль, управление,
техническое обслуживание машин и наблюдение
за их работой). Все это приходит к изменению
профессионально-
Также в условиях современного производства все больше возрастает значение психологического фактора рабочей силы, интеллектуальной деятельности работника, роста его производственной и общей культуры, умения воспринимать и обрабатывать научную информацию. В свою очередь рост культурно - технического уровня трудящихся является одним из важнейших условий обеспечивающих поступательный процесс общества. Влияние профессионального обучения рабочих на экономический рост состоит в том, что рабочие, обладающие необходимым объемом знаний, умений и навыков, обеспечивают более высокую производительность и качество труда при рациональном использовании материальных ресурсов.2
Еще одним важнейшим моментом является характерная особенность современного производства использование ЭВМ, что требует дальнейшего совершенствования подготовки кадров к овладению этой техникой. Причем важной проблемой является необходимость изыскания и использования новых форм и методов подготовки кадров для работы с новейшей техникой, освоение которой имеет существенное значение для повышения эффективности производства. В связи с этим изменяется и сам процесс подготовки рабочих кадров. Целостная система подготовки кадров обеспечивающая воспроизводство квалифицированной рабочей силы в соответствии с потребностями развития производства и его постоянного технического обновления, должна быть рассчитана на то, чтобы воздействовать на каждого работника в ходе всей его трудовой деятельности. Каждая ступень обучения призвана быть продолжением предыдущей и в наибольшей степени отвечать как способностям и возможностям работника, так и потребностям производства.
Обучение персонала – основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способностями общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.3
Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование.4
В связи с вводом в действие в 2012 году Закона об образовании понятия профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации заменили на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, понятие профессия (специальность) заменили на квалификация.
Профессиональное обучение – вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).5
Обучение – это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами обучения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей.
По степени организации процесса обучения выделяют организованные и неорганизованные формы обучения персонала.
Предметом обучения являются знания, умения, навыки, способы общения.
Для осуществления обучения персонала кадровым менеджером определяется следующая очередность этапов обучения:
– описание и анализ работы сотрудников.
– определение потребности в обучении.
– формирование бюджета обучения.
– определение целей обучения.
– определение критериев оценки результатов обучения.
– определение содержания программ обучения.
– обучение.
– оценка эффективности обучения.
В зависимости от содержания мероприятия по обучению выделяют лекции, семинары, стажировки, обучение в профессиональной области, отработка поведения, проблемно – ориентационное обучение.
К методам обучения на рабочем месте относятся наставничество, консультирование, показ приемов работы.
Дополнительное профессиональное образование рабочих, высвобожденных в организациях в результате развития научно-технического процесса, производится с учетом их желания и потребности производства. Обучение рабочих вторым профессиям осуществляется для расширения их производственного профиля. Это имеет важное значение для повышения производительности труда за счет взаимозаменяемости рабочих и совмещение функций и профессий. Разновидности форм переподготовки и обучения вторым профессиям, такие же, что и при подготовке рабочих новым профессиям. Каждая ступень обучения имеет свою учебную программу. К формам повышения квалификации относятся командировки и экскурсии на родственные предприятия для ознакомления с опытом новаторов производственных процессов, научно- практические конференции, совещания и организация выставок передового опыта и др. Все работники, как впервые получившие профессиональную подготовку, так и окончившие производственно-технические курсы повышения квалификации, сдают квалификационные экзамены. Они заключаются в выполнении пробных работ по проверке знаний в пределах требований квалификационных характеристик и учебных программ. Пробные работы выполняются в течение последних двух недель обучения рабочих по наряду, выписываемому начальником участка. Экзамен считается сданным, если пробная работа выполнена в соответствии с технической документацией и экзаменуемый показал усвоение теоретические знаний, предусмотренных квалификационным справочником для данной профессии или специальности. Результаты квалификационных экзаменов и решение комиссии о присвоении квалификационных разрядов заносят в протокол, который подписывают председатель и члены комиссии. На основании протокола обучаемому выдают свидетельство единой формы или специальное удостоверение, установленного образца. Присвоенные разряды в установленном порядке заносятся в трудовые книжки. Согласно ст. 196 ТК РФ необходимость дополнительного профессионального обучения кадров для собственных нужд определяет работодатель. Работодатель проводит профессиональную обучение работников в организациях, а при необходимости в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашением, трудовым договором; с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. Работодатель должен создавать необходимые условия работникам для совмещения работы с профессиональным обучением. Профессиональная ориентация является важнейшей составной частью существующих в стране государственных стандартов высшего, среднего и начального профессионального образования.