Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:29, курсовая работа
Актуальность темы. В современных условиях модернизации экономики важными элементами местного самоуправления выступают инициатива граждан, самоорганизация населения, формирование структур гражданского общества, разработка и внедрение механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества. Значимость рассматриваемой темы определяется анализом практики развития и становления территориального общественного самоуправления, раскрытием ее особенностей и путей совершенствования как составной части исследования процессов реформирования системы местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СУЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (ТОС) 5
1.1. Понятие, сущность и система территориального общественного самоуправления 5
1.2. Особенности правовой природы территориального общественного самоуправления 12
1.3. Полномочия, функции и принципы органов территориального общественного самоуправления 18
Глава 2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 22
2.1. Особенности ТОС в г. Красноярске 22
2.2. Территориальное общественное самоуправление как инструмент повышения качества управления регионом 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
2
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы. В современных условиях модернизации экономики важными элементами местного самоуправления выступают инициатива граждан, самоорганизация населения, формирование структур гражданского общества, разработка и внедрение механизмов эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и структур гражданского общества.
Значимость рассматриваемой темы определяется анализом практики развития и становления территориального общественного самоуправления, раскрытием ее особенностей и путей совершенствования как составной части исследования процессов реформирования системы местного самоуправления.
Теоретическая проблема исследования. Территориальное общественное самоуправление как одна из форм осуществления местного самоуправления предоставляет возможность населению принимать участие в управлении регионом. Именно в таких его формах, как референдумы, собрания (сходы), конференции граждан, опросы, народная инициатива, участие в деятельности формируемых населением органов территориального общественного самоуправления, индивиды реализуют свое естественное право на участие в решении местных проблем, затрагивающих их индивидуальные и корпоративные интересы.
Объектом исследования является система территориального общественного самоуправления в РФ.
Предметом исследования являются особенности организации территориального общественного самоуправления в РФ, в частности в городе Красноярске.
Цель исследования состоит в рассмотрении теоретических и практических проблем и особенностей развития и становления территориального общественного самоуправления в России и возможных направлений его совершенствования.
Реализация цели потребовала решения следующих задач:
Методологической основой исследования являются сравнительно-правовой, историко-правовой и системно-логический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в учебном процессе в ходе изучения курсов «Государственное и муниципальное управление» и «Конституционное право России».
Теоретической основой работы явились труды таких исследователей территориального общественного самоуправления, как В.Н. Федотов, Л.Д. Морозова, С.А. Солдатов, О.Л. Савранская, Г.Г. Маркарян, Е.В. Холодная, В.Г. Игнатов, А.А. Замотаев, И.В. Мерсиянова, В. Кожевников, Р.В. Бабун, Е.А. Незнамова, Г.А. Цветкова и других.
Структурно работа состоит из введения, двух глав с тремя и двумя подразделами соответственно, заключения и списка использованных источников и литературы.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, которые не являются муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) с целью самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы ТОС.
Выделим основные характеристики территориального общественного самоуправления, которые следуют из обозначенного выше определения ТОС.
1. ТОС является формой участия населения в реализации местного самоуправления, основанной на самоорганизации граждан по месту их жительства. Органы ТОС выполняют функцию посредников между населением и органами власти и являются институциональной формой самоорганизации населения.
2. Осуществление ТОС на части территории муниципального образования. ТОС реализуется не на всей территории муниципального образования, а на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, а в домах и отдельных подъездах избираются уполномоченные выборные лица ТОС (старшие по домам и старшие по подъездам) (рис. 1.1.)
Рис. 1.1. Территория деятельности ТОС [13, c. 44]
3. ТОС всегда связано с самостоятельным и под свою ответственность осуществлением населением собственных инициатив. При этом ТОС не находится в иерархических связях с какими-либо структурами, обеспечивает соответствие своей деятельности только нормам права и должно быть защищено от вмешательства извне. Данная характеристика часто подвергается искажению, когда органы ТОС ставятся в иерархическую зависимость от органов местного самоуправления, и даже являются муниципальными учреждениями. Еще более распространенным случаем является использование финансовых инструментов влияния на ТОС.
В городах можно встретить такие формы работы с населением, развиваемые органами местной власти, которые не входят в систему территориального общественного самоуправления, хотя и направлены на решение сходных задач, например, в 2000 г. в г. Красноярске было создано 77 координационных советов микрорайонов. Основная задача их деятельности – активизация жителей на участие в благоустройстве, озеленении, обеспечении сохранности жилищного фонда. В их состав входят участковые инспектора милиции, инспектора по делам несовершеннолетних, работники социальных служб, врачи-наркологи, начальники жилищных участников, представители школ, общественности. Работники отделов по работе с населением администраций города и районов совместно с этими координационными советами проводят собрания по месту жительства, на которых создаются уличные, квартальные, уличные комитеты, избираются старосты подъездов [15, c. 79].
4. В-четвертых, сфера компетенции ТОС ограничивается вопросами местного значения. Она может конкретизироваться в соответствующих нормативно-правовых актах, как субъектов федерации, так и конкретных муниципальных образований.
5. ТОС может реализоваться непосредственно населением через участие в собраниях (сходах) и конференциях, проведение опросов и других форм непосредственной демократии, а также через органы ТОС. Таким образом, в системе ТОС выделяются две основные компоненты: территориальное сообщество и орган территориального общественного самоуправления.
Непонимание сущности ТОС приводит к появлению ряда проблем в организации деятельности территориального общественного самоуправления, отказу населения от участия, а иногда и к противодействию работе органов ТОС, заменяющих подлинную самодеятельность граждан. Обычно, при такой организации ТОС происходят и существенные нарушения законодательства РФ, особенно бюджетного, налогового, а также антимонопольного.
Важность такого института,
как территориальное
В отличие от местного самоуправления ТОС:
1. Не имеет властных полномочий (общественное самоуправление), хотя и может быть наделено отдельными распорядительными полномочиями по решениям муниципальных органов.
2. Не носит обязательного характера (на какой-то части территории поселения оно может быть, а на другой нет).
3. Не имеет законодательно установленного перечня решаемых вопросов, этот перечень устанавливают сами жители применительно к местным условиям.
4. Может заниматься или не заниматься хозяйственной деятельностью и, соотвественно, иметь или не иметь статус юридического лица.
В системе территориального общественного самоуправления следует обозначить в качестве важнейших элементов два: территориальное сообщество и орган территориального общественного самоуправления.
Под территориальным сообществом можно понимать совокупность граждан, проживающих на территории ТОС и объединившихся для осуществления общественного самоуправления.
Органом ТОС является избранный членами
территориального сообщества орган, который
выполняет представительные и организационно-
На практике имеют место такие органы ТОС, как советы микрорайонов и уличные комитеты. Именно за этими структурами в повседневной речи закрепилось название «ТОСы».
В качестве субъекта ТОС можно рассматривать территориальное сообщество, как общность граждан, проживающих на территории и объединившихся для осуществления общественного самоуправления.
Законодатель называет население субъектом ТОС, однако в социальном смысле субъектом деятельности не может, быть «население вообще», а лишь только те жители, которые объединяются для осуществления территориального общественного самоуправления [15, c. 80].
В данном случае четко видна разница
между территориальным сообществом и
органом ТОС как избранным членами территориального
сообщества органом, выполняющим представительные
и организационно-
Рассмотрим отличия территориальных сообществ от иных добровольных объединений граждан, которые функционируют по месту жительства (например, органов общественной самодеятельности, общественных объединений квартиросъемщиков и др.). Данные организации функционируют в системе ТОС, поскольку зачастую существует правовой вакуум ТОС: когда корректно не определены важнейшие вопросы его развития (в первую очередь – правовой статус субъектов территориального общественного самоуправления). Они работают над решением сходных задач с территориальными сообществами и органами ТОС, имеют похожую организационную структуру, но также серьезно различаются друг от друга и уступают в возможностях участвовать в решении вопросов местного значения.
Основное сходство органов ТОС и общественных объединений состоит в структуре этих организаций: высшим органом управления является общее собрание (конференция) граждан, есть коллегиальный исполнительный орган управления – совет (комитет), возглавляемый председателем, а также контрольно-ревизионный орган. Различия этих объединений определяются правовой основой деятельности, компетенцией, процедурами организационного оформления и регистрации.
Соседским отношениям присуща одна важная особенность: именно такие отношения формируют у человека чисто прагматический подход к участию в коллективном решении общественных вопросов, здесь отходят на второй план политические, идейные и религиозные убеждения, жизнь заставляет воспитывать в себе терпимость к индивидуальным чертам и качествам других людей, искать для взаимодействия с ними практические житейские стороны. У разных людей могут быть разные идеалы и взгляды, но по месту жительства они объединены не ими, а стремлением к созданию удобной жизни, оптимальных условий сосуществования. Таким образом, складывается общность, которая называется «территориальное сообщество».
В этом существенное отличие территориального сообщества от сообществ, объединяющихся по идейным, политическим, духовным взглядам, – общественных организаций и партий. Мотивы, по которым люди взаимодействуют с соседями, образуют территориальный социум – население, несут в себе элемент вынужденности к объединению и прекрасно дополняют мотивы к воспитанию гражданина [11].
Систему ТОС также
можно рассматривать как
Выделяется 3 элемента системы ТОС:
1. Органы ТОС,
2. Организационные формы ТОС с участием населения,
3. Ассоциации органов ТОС.
Схематично систему
ТОС можно представить
Органами ТОС могут являться: совет или комитет самоуправления, исполнительные органы, ревизионная комиссия. ТОС, как правило, возглавляется председателем, а в сельских и других малых населённых пунктах, не являющихся поселениями – старостой. Исполнительный орган может возглавлять директор. В небольших ТОС функции председателя и директора могут совмещаться. Для рассмотрения отдельных вопросов деятельности ТОС могут избираться общественные комиссии (например, по работе с подростками). Председатель и другие должностные лица, а также органы ТОС подотчётны собранию (конференции). Органы ТОС, которые являются юридическими лицами, обязательно должны вести соответствующую отчётность, в частности бухгалтерскую. ТОС в малых сельских населённых пунктах может состоять из старосты и совета из 3-5 человек, которые избираются на сходе жителей.
Информация о работе Развитие и становление территориального общественного самоуправления в РФ