Роль лидера в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же попытаться понять, каким лидер должен быть в будущем.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы лидерства ..............................................................6
1.1 Понятие и сущность лидерства…….…………………………………....6
1.2 Классические теории лидерства....….......................................……......12
1.3 Современные модели лидерства...……………….……………..….…..15
Глава 2 Роль лидера в управлении организацией.……………..……….……….22
2.1 Роль лидера в управлении организационной культурой..…………...22
2.2 Роль лидера в управлении персоналом....……………………….….....28
2.3 Роль лидера в управлении изменениями..……………………….…....35
Глава 3 Развитие лидерства в Российских компаниях……….……………........37
3.1 Российские условия для развития бизнеса…………………................37
3.2Особенности развитие лидерства в российских компаниях.….…..….40
Заключение……………………..………………………………...........………......43
Список литературы……………………………………………………..……........44
Приложение 1……………………………………………………...…………........46
Приложение 2……………………………..…………………………………….....46
Приложение 3………………………………………………………………….......49

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_menedzhment АНЯ.docx

— 155.83 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы лидерства ..............................................................6

          1.1 Понятие и сущность лидерства…….…………………………………....6

          1.2 Классические теории лидерства....….......................................……......12

          1.3 Современные модели лидерства...……………….……………..….…..15

Глава 2 Роль лидера в управлении организацией.……………..……….……….22

2.1 Роль лидера в управлении  организационной культурой..…………...22

          2.2 Роль лидера в управлении персоналом....……………………….….....28

          2.3 Роль лидера в управлении изменениями..……………………….…....35

Глава 3 Развитие лидерства в Российских компаниях……….……………........37

          3.1 Российские условия для развития бизнеса…………………................37

          3.2Особенности развитие лидерства в российских компаниях.….…..….40

Заключение……………………..………………………………...........………......43

Список литературы……………………………………………………..……........44

Приложение 1……………………………………………………...…………........46

Приложение 2……………………………..…………………………………….....46

Приложение 3………………………………………………………………….......49

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы исследования. При переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, базирующимся на экономических методах. Исходя из этого, становится необходимым принципиально новый подход к приоритетам. Главное внутри организации работники, а за ее пределами потребители продукции. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициативе и не к бездумному исполнению. Следует прейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле, не забывая о нравственности.

Современная концепция развития производства заключается в том, что максимальная производительность, качество и конкурентоспособность  могут быть достигнуты только при  участии каждого сотрудника в  совершенствовании производственного  процесса первоначально на своем  рабочем месте, а в дальнейшем на предприятии в целом. Вовлечение персонала в процесс совершенствования  производства создает творческую обстановку и является мощным мотиватором персонала  к труду, что позволяет каждому  сотруднику максимально реализовать  свой опыт и творческие способности.

Цель и задачи исследования. Основная цель работы сводится к тому, чтобы изучить понятия и сущность лидерства, провести анализ взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же попытаться понять, каким лидер должен быть в будущем.

 Достижение цели подразумевало решение следующих поставленных задач:

  1. определить сущность и роль лидерства, а также выявить особенности лидерских отношений;
  2. рассмотреть современные стили лидерства.

Объект исследования. Рассмотрение управленческих взаимоотношений, их сущности и особенностей.

Предмет исследования. Изучение стилей лидерства, и применение их в различных ситуациях.

В ходе работы проработана и изучена  общая и специальная литература, статьи. Освещенность темы в литературных источниках: О.С. Виханский, Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И.Наумов.  4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.,  Тэппинг, Д. Четыре стиля лидерства в рабочих ситуациях // Менеджмент и менеджер. –2011. №1. С. 7 11., Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник / Э.М. Менеджмент. – М.: Юрайт, 2010.

Основными экспертами в области  лидерства являются: А.А. Залезник, Ч. Л. Холломан, С. А. Алыфанов, Г. М. Андреева.

Методологическая база исследования: таблица 1- отличие менеджера и руководителя, таблица 2 - эффективность лидерства, таблица 3 - качества лидеров по Джону Гарднеру, рисунок 1 - стили поведения лидера и принятия им решений по Херси Бланшару.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав, заключения списка литературы и 3-х приложений Основной текст изложен на 40 станицах. Список литературы содержит 18 источников.

Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована цель, задачи, объект и предмет исследования.

В первой главе «Теоретические основы лидерства» определены понятия  и сущность лидерства, детально рассмотрены  классические стили и современные  методы лидерства.

Вторая глава «Роль лидера в управлении организацией»» посвящена рассмотрению лидерских взаимоотношений на предприятии, в главе приведены: характеристика, организационная структура и методы управления, используемые в организации.

В третьей главе «Развитие лидерства в Российских компаниях»  был проведен анализ особенностей развития лидерства в российских компаниях

В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы лидерства

1.1Понятие и сущность лидерства

Лидерство наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологи (В. Гриффин, 1987). Лидерство это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений [11, с. 254]. С. А. Алыфанов отмечает, что «синтетические» модели лидерства породили громадное количество экспериментальных работ, число которых возрастало в геометрической прогрессии: если в 1974 г. в своём обзоре по этой проблеме Р. Стогдилл определяет общее количество исследований по лидерству как приближающееся к 3 тыс., то уже в 1981 г. в аналогичном исследовании Б. Басе оценивает общее число работ, как превышающее 7000-й рубеж. Быстрый рост эмпирических исследований происходил на фоне отсутствия солидного теоретического обеспечения, в условиях, когда даже само понятие «лидерство» не было соответствующим образом теоретически интерпретировано. Это привело к парадоксальной ситуации, когда возникло «столько же определений лидерства, сколько существует людей, пытающихся определить это понятие» [1, с. 90].

Многие исследователи этой проблемы стремятся разграничить понятия  «лидерство» и «руководство», «лидерство» и «власть». Для одних авторов эти понятия являются синонимами. Они доказывают, что лидером нельзя стать, не будучи эффективным руководителем, и наоборот. Другие отделяют лидера от руководителя совершенно отчетливо. Для них руководство определяется как набор действий, основанных на использовании заранее заученных техник и средств, в то время как лидерство является загадкой, основывающейся прежде всего на личности и самозванно возникающей из процессов влияния и власти. Власть – способность и возможность личности или группы (класса, нации, партии, государства и т. д.) осуществлять свою волю с помощью авторитета, права, насилия и других средств, оказывая направляющее воздествие на деятельность, поведение и жизнь людей в обществе. В. Г. Крысько отмечает, что интерес психологической науки к проблеме власти обусловлен тем, что любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, так как чувствует в себе определенные внутренние силы для этого и часто испытывает превосходство над ними. Иногда все это происходит неосознанно, но еще чаще человек находит в этом личное удовлетворение и в большинстве случаев упорно стремится к достижению власти.

В то время как лидерство это, прежде всего, социально-психологический процесс, в ходе которого один член группы, общности, общества (лидер) организует и направляет других к достижению конкретной общей цели. Руководство рассматривается при этом как процесс управления малой группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему (В. Г. Крысько, 2001).

А. Залезник считает, что лидеры и  руководители различаются с точки  зрения их личностных особенностей, отношения к целям организации, представлений о работе, отношений с другими и представлений о самом себе. Но если организации заинтересованы в лидерах, то они могут формировать их точно так же, как сейчас формируют руководителей.

Ч. Холломан операционально разграничивает управляющее руководство и лидерство. Первое характеризуется отношениями власти, в то время как второе рассматривается с точки зрения личностного влияния. Руководство сохраняется системой директив, это формально институализированный авторитет, тогда как лидерство опирается на мнение группы и зависит от того, принимает ли группа назначенного руководителя (лидера). Ч. Холломан настаивает на разграничении между самим индивидом и позицией, которую он занимает.

О.С  Виханский выделяет такие различия менеджера и руководителя:

 

 

Таблица 1. Отличие менеджера и руководителя.

 

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает

Вдохновляет

Работает по целям других

Работает по своим целям

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает решения в  реальность

Делает дело правильно

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

Б. Д. Парыгин называет следующие  различия лидера и руководителя:

  1. лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации;
  2. лидерство можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая группа), руководство элемент макросреды, т. е. оно связано со всей системой общественных отношений;
  3. лидерство возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;
  4. явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство явление более стабильное;
  5. руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;
  6. процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно болем сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;
  7. сфера деятельности лидера в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе [8].

Г. М. Андреева отмечает, что  самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном

человеке и лидера, и  руководителя. В рамках этой идеи можно  рассмотреть и деление на «официальных»  и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

С. А. Алыфанов выделяет несколько  подходов к определению лидерства:

1. Лидерство как образ  (когнитивный подход).

2. Лидерство как процесс  (интеракционистский подход).

3. Лидерство как пограничная  роль (теория систем) [1].

Приложение идей когнитивного подхода к лидерству, осуществленное в последнее время, было направлено на решение двух основных вопросов:

  1. анализ причин, которые выдвигают лидеру для объяснения плохого выполнения групового задания последователями, а также то, каким образом причинная интерпретация влияет на оценку, даваемую лидером своим последователям, и на его поведение по отношению к ним;
  2. каким образом определенный индивид в группе людей начинает восприниматься как лидер, каковы механизмы и условия возникновения «имиджа» лидера у членов группы и каково влияние поведения лидера, соответствующего или, наоборот, противоречащего этому «имиджу», на лидерство этого индивида в группе, рассмотрение эффективное лидерства.

Линия когнитивного подхода  к лидерству отражена в работах  Дж. Пфеффера и Б. Калдера. Дж. Пфеффер рассматривает причинное приписывание лидерства определенному лицу. Лидерство, по его мнению, является обыденным конструктом, который широко распространен и часто употребляется. Для исследования представляет интерес, когда и при каких обстоятельствах люди приписывают его поведению других [2].

Согласно Б. Калдеру, лидерство  – «ярлык», который наклеивается на поведение других людей (и на свое собственное). Лидерство является ненаблюдаемым качеством, которое выводится из наблюдаемого поведения по мере того, как определенные последствия ассоциируются с этим поведением. В данном случае важна общераспространенная «вера, что качество, определенное как лидерство, производит определенное поведение. Эта вера преобразуется в ожидание того, что образец такого поведения будет предполагать существование качества». Из этого следует вывод, что необходимо изучать факторы, которые люди рассматривают, когда приписывают определенные результаты лидерству.

В рамках социально-когнитивного подхода также работали Р. Лорд, Дж. Филлипс, Дж. Фотис, Г. Аллигер и К. Дэ Вадер, которые доказывают, что теории лидерства являются не чем иным, как системой категорий определенного типа. Эти категории используются для разграничения лидеров и нелидеров. Они определяются через обращение к прототипам обобщенной совокупности свойств, наиболее общих для членов категории. Социальная перцепция включает приложение характеристик стимулов к соответствующим прототипам воспринимающего индивида.

Информация о работе Роль лидера в управлении организацией