Роль стратегического менеджмента в обеспечении конкурентного превосходства и успехи бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2013 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Значение стратегического поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ…………………………………………………….
1.1. Стратегическое управление организацией..............................................
1.2. Формулирование стратегий и их виды....................................................
2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА И ИЗЛОЖЕНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ 13
2.1. Стратегический менеджмент как составная часть управления организацией ………………………………………….......................................
2.2. Стратегическое управление в обеспечении конкурентных преимуществ.........................................................................................................
3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ............................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................
ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ..............................................................

Вложенные файлы: 1 файл

диплорм.doc

— 790.00 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования и науки РФ

НВУЗ АНО «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

НА ТЕМУ:

«РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТНОГО ПРЕВОСХОДСТВА И УСПЕХИ БИЗНЕСА»


 

 

 

Научный руководитель:

Никольская Наталья Николаевна

Выполнила студентка:

Кухта Анастасия  Александровна

проживающая по адресу:

г.Екатеринбург, ул Ак. Губкина, д.75, к. 16

Специальность:

Менеджмент  организации

Подпись студентки:

 

 

 

 

Курск

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….

3

1. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ И ЕЕ АКТУАЛЬНОСТИ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ…………………………………………………….

 

7

   1.1. Стратегическое управление организацией..............................................

7

   1.2. Формулирование  стратегий и их виды....................................................

16

2. ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА И ИЗЛОЖЕНИЕ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ 13

 

21

   2.1. Стратегический менеджмент как составная часть управления организацией ………………………………………….......................................

 

21

   2.2. Стратегическое управление в обеспечении конкурентных преимуществ.........................................................................................................

 

52

3. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ............................................

66

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................

69

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................................

74

ГЛОССАРИЙ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ..............................................................

76


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Значение стратегического  поведения, позволяющего фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние  десятилетия.  
Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

Успешная деятельность предприятия невозможна без эффективного управления в условиях непрерывно изменяющейся ситуации на рынке. Главными факторами такого успеха являются разработка и реализация таких корпоративных стратегий рыночной ориентации, которые способны адаптироваться к изменяющимся внешним условиям. Эти задачи требуют от компании развития особых навыков, позволяющих предвидеть постоянно изменяющиеся требования потребителей и рынков.

Термин «стратегическое управление» был введен в 60-70х годах XX в., для того, чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. [7]. Но в условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения. Поэтому с  80-х годов стратегическое управление перешло на новый этап, теперь его особенностью является ориентация не только на внутренние проблемы, но и в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами.

Актуальность выбранной  темы исследования обусловлена тем  фактом, что в условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.  
Практика же показывает, что в реальной деятельности малых организаций стратегия, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, малые организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации и не рассматривается внешнее окружение.  
Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов. В данное время это становится все более актуальным, поскольку в результате проводимых в нашей стране реформ, для хозяйствующих субъектов были созданы достаточно сложные условия. В последние десятилетия российские организации попали в критическую ситуацию, созданную трудно прогнозируемой динамикой рынка, огромным количеством новых законодательных актов, не направленных на развитие производства в нашей стране. В сложившейся ситуации, характеризующейся большой степенью неопределенности, основная стратегическая цель любой организации, принадлежащей рассматриваемым отраслям, заключается в том, чтобы выжить.  
Многим организациям и этого не удается. Другие находятся в кризисном состоянии (хозяйственная деятельность свернута до минимума, основные средства изношены, тиски взаимных неплатежей не позволяют нормально функционировать оборотным средствам, работники не получают заработную плату и т.д.). Во многих случаях основной проблемой организаций является их неспособность адаптироваться к новым формам и методам управления. Многие организации не смогли работать, однако, после реорганизации им удалось продолжить деятельность. 

Конкурентное  преимущество является основой, на которой строится успешный бизнес. Слаженная работа стратегического менеджмента может обеспечить фирме превосходство перед конкурентами. Поэтому выработка корпоративной стратегии является жизненно важной проблемой для организации, которая может быть решена в ходе стратегического управления.

Кроме того актуальность исследования данной проблемы обусловлена  тем что эффективность финансового  благополучия субъекта и антикризисное  управление в целом во многом зависит от умения руководства разработать такую стратегию развития бизнеса, которая позволила бы достигнуть желаемых результатов, не подвергая свое дело излишним рискам, а также рискам банкротства.

Целью данной работы является исследование роли стратегического управления в получении конкурентного превосходства и успеха бизнеса.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:

  • Получить представление о сущности стратегического управления.
  • Рассмотреть стратегии эффективного менеджмента.
  • Рассмотреть основы стратегического анализа предприятия.
  • Определить способы формирования конкурентного преимущества.
  • Получить представление о том, какой должна быть стратегия конкурентной организации.
  • Рассмотреть примеры крупных компаний, обеспечивающих конкурентное превосходство путем эффективного стратегического развития.

Таким образом, объектом исследования является стратегический менеджмент, а предметом исследования - влияние стратегического управления на успех и конкурентоспособность  предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обоснование выбора темы и ее актуальности, постановка задачи

1.1. Стратегическое управление организацией

В условиях постоянной конкуренции и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволила бы им успевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы. Сегодня необходимым становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса, хотя задача рационального управления потенциалом в текущей деятельности тоже важна. Существует ряд  причин, которые приводят к резкому возрастанию значения стратегического управления, а именно: изменения в окружающей среде, появления новых возможностей в бизнесе, достижения в науке и технике, широкая доступность современных технологий, влияние человеческих ресурсов и другие. 

Выработка корпоративной  стратегии является основополагающей задачей организации, для этого  необходимо эффективно использовать стратегический менеджмент.

Не существует универсальной стратегии, подходящей всем фирмам. Каждая организация уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ее товара или оказываемых ее услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. Но существуют  некоторые принципы выработки стратегии поведения, модели, по которым возможно построить стратегию. В работе представлены основные моменты, на которые можно обратить внимание при создании стратегии, которая сможет обеспечить конкурентное преимущество.

Применение  принципов и методов стратегического  управления актуальны не только для  крупных компаний, но и для средних  и малых предприятий. Стратегия  в антикризисном управлении - это  своего рода гарантия стабильного развития организации. Такие компании  не только «выживают», но и усиливают свои позиции на рынке.  Конечно, нельзя говорить о том, что стратегия позволяет полностью избежать кризисных ситуаций. Она лишь позволяет снизить процент их возникновения, а в случае наступления кризисных ситуаций - обеспечить их как можно более быстрое и безболезненное преодоление. Помимо этого, стратегия позволяет уменьшить срок принятия решения о методе, который способен вывести из  кризиса, что является немаловажным фактором [3].

Кроме того актуальность исследования данной проблемы заключается  в том, что эффективность финансового  благополучия субъекта и антикризисное  управление в целом во многом зависит  от умения руководства разработать  такую стратегию развития бизнеса, которая позволила бы достигнуть желаемых результатов, которые, в свою очередь, смогли бы улучшить конкурентные преимущества фирмы. Поэтому целью работы является исследование роли стратегического управления в получении конкурентного превосходства и успеха бизнеса.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие  задачи:

1. Получить представление о сущности стратегического управления.

2. Рассмотреть стратегии эффективного менеджмента.

3. Рассмотреть основы стратегического анализа предприятия.

4. Определить способы формирования конкурентного преимущества.

5. Получить представление о том, какой должна быть стратегия конкурентной организации.

6. Рассмотреть примеры крупных компаний, обеспечивающих конкурентное превосходство путем эффективного стратегического развития.

Стратегическое управление – это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производство на запросы  потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяющее добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. Практика же показывает, что в действиях организаций стратегичность, как правило, отсутствует, что и приводит зачастую к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации.

Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов:

  • анализ среды
  • определение миссии и целей
  • выбор стратегии
  • выполнение стратегии
  • оценка и контроль выполнения

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического  управления, так как обеспечивает базу для определения миссии и  для выработки стратегий. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1.Анализ макроокружения. Включает изучение влияния таких  компонентов среды, как состояние экономики; правовое регулирование и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т. п.

2.Конкурентная среда.  Анализируется по ее пяти основным  составляющим: конкуренты внутри  отрасли; покупатели; поставщики; потенциальные новые конкуренты; производители возможной замещающей продукции. Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции ведется с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.

Информация о работе Роль стратегического менеджмента в обеспечении конкурентного превосходства и успехи бизнеса