Самоменеджмент: понятие, принципы, содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 19:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является – исследование самоменеджмента, как способа повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает: обоснование сущности самоменеджмента через выделение его понятия, концепций, функций и основных принципов; определение механизма функционирования самоменеджмента; изучение основных методов планирования и принятия решений; выделение рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени; изучение зарубежного опыта применения методов самоменеджмента на практике.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...........3
Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты………………………………….6
1.1. Сущность и значение самоменеджмента…………………………………6
1.2. Принципы самоменеджмента………………………………………………10
Глава 2. Механизм реализации самоменеджмента. ……………………………….13
2.1. Постановка целей…………………………………………………………...13
2.2. Планирование личного времени менеджера………………………………16
2.3. Самоконтроль и корректировка целей…………………………………….24
Глава 3. Особенности использования навыков самоменеджмента………………..28
3.1 Особенности самоменеджмента в зарубежных странах…………………..28
3.2 Самоменеджмент в России………………………………………………….31
Заключение…………………………………………………………………………….35
Список используемой литературы…………………………………………………...38

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!! - копия.docx

— 134.71 Кб (Скачать файл)

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Институт экономики и бизнеса

Факультет управления

Кафедра управления

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

 

Самоменеджмент: понятие, принципы, содержание

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы ЭМ – 31

                        Кухтенкова Елена Юрьевна

Научный руководитель:

                       Дуванова Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2011 г.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...........3

Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты………………………………….6

1.1. Сущность и значение  самоменеджмента…………………………………6

1.2. Принципы самоменеджмента………………………………………………10

Глава 2. Механизм реализации  самоменеджмента. ……………………………….13

2.1. Постановка целей…………………………………………………………...13

2.2. Планирование личного времени менеджера………………………………16

2.3. Самоконтроль и корректировка целей…………………………………….24

Глава 3. Особенности использования навыков самоменеджмента………………..28

3.1 Особенности самоменеджмента  в зарубежных странах…………………..28

3.2 Самоменеджмент в России………………………………………………….31

Заключение…………………………………………………………………………….35

Список используемой литературы…………………………………………………...38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема самоменеджмента, выделившаяся из широкой области менеджмента, как науки и искусства управления, является весьма актуальной в настоящий момент времени. Появление самоменеджмента как такового продиктовано объективно складывающейся управленческой средой в стране, ускоренными темпами жизни и усиливающимся давлением внешней среды управления, также можно отметить влияние постоянно обновляющихся технологий управления, методик, открытий в сфере психологической науки. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кто готовит себя к работе менеджера или уже является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач.

Многие руководители, управляя теми или иными субъектами, недостаточно проявляют организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время и т.п. Особенно это касается молодых менеджеров и управленцев. Нельзя не принять во внимание тот факт, что изменения в повседневной жизни и в управленческой сфере в частности повышают требования к управленческому персоналу, его профессионализму, обучению и переподготовке. Организации не могут взять на себя развитие всех навыков у всех менеджеров, поэтому они должны заниматься изучением самоменеджмента самостоятельно.

В современном мире успех руководителя зависит не только от того, насколько эффективно он управляет другими: едва ли не более важную роль играет  умение менеджера управлять самим собой и рационально организовывать свою работу. Самоменеджмент, прежде всего, это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире.

Целью курсовой работы является – исследование самоменеджмента,  как способа повышения эффективности управленческой деятельности руководителя.

Объектом исследования является менеджмент, как наука и искусство управления в современном мире. Предмет исследования – это проблема самоменеджмента, как нового направления в традиционном менеджменте.

Цель достигается за счет ряда задач, выполнение которых предусматривает:

  1. обоснование сущности самоменеджмента через выделение его понятия, концепций, функций и основных принципов;
  2. определение механизма функционирования самоменеджмента;
  3. изучение основных методов планирования  и принятия решений;
  4. выделение рекомендаций по эффективному использованию рабочего времени;
  5. изучение зарубежного опыта применения методов самоменеджмента на практике.

Самоменеджмент изучает способы и технологии повышения эффективности управленческой деятельности руководителя. В его круг входит огромное количество направлений, связанных с планированием, использованием рабочего времени, проведением совещаний, способам самоконтроля и самомотивации и т.д. В данной работе большая доля внимания сосредоточена, в первую очередь, на таком базовом ресурсе личности как время, т.к. техника правильного его использования позволяет в полной мере управлять остальными ресурсами, обеспечивая личный и профессиональный успех. Руководитель должен сознательно и системно использовать свое время, чтобы добиваться поставленных целей.

Самоменеджмент - это саморазвитие менеджера как личности и организация его личной деятельности, представляющая собой целенаправленное и последовательное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.1

Основные цели самоменеджмента:

- максимальное использование менеджером времени и своих возможностей;

- сознательное управление течением жизни;

- преодоление внешних обстоятельств, как на работе, так и в личной жизни.2

Выделение и специальное рассмотрение многими специалистами в области менеджмента вопросов организации деятельности именно менеджера обусловлено большим значением данной проблемы, а именно следующим:

  • организация работы менеджера в значительной мере определяет результативность, эффективность его деятельности;
  • работа менеджера оказывает существенное влияние на результативность деятельности подчиненных ему руководителей, специалистов и других работников;
  • деятельность менеджера в значительной мере определяет результаты функционирования возглавляемой им организации или подразделения;
  • применение самоменеджмента способствует рациональной организации деятельности менеджера.

Преимущества овладения искусством самоменеджмента состоят в следующем:

  • выполнение работы с меньшими затратами времени,
  • лучшая организация труда;
  • меньше спешки и стрессов;
  • больше удовлетворения от работы;
  • активная мотивация труда;
  • рост квалификации;
  • снижение загруженности работой;
  • сокращение ошибок при выполнении своих функций;
  • достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

 

 

Глава 1. Самоменеджмент: теоретические аспекты

1.1. Сущность и значение самоменеджмента

Самоменеджмент – это относительно новое направление в менеджменте, занимающееся непосредственно личностью человека, своей собственной личностью. Это направление менеджмента пришло с Запада, где этот термин определен как selfmanagement, что дословно переводится на русский язык как самоменеджмент. Это созвучно с широко употребляемым в русском языке термином «самоуправление», которое обозначает коллективное управление организацией (некоторые авторы в своих исследованиях самоуправления, возможно, пытаясь придать новое звучание старым методам управления, не вполне правомерно делают замену термина самоуправления на самоменеджмент). Возможно, в связи с этим часть авторов обозначает самоменеджмент словосочетанием «персональный менеджмент».3

В экономической науке сегодня нет общепринятого определения самоменеджмента. Характерной особенностью ряда работ, посвященных изучению и описанию самоменеджмента, является рассмотрение его с позиций проблем личных технологий в структуре реализации социально-психологического аспекта управления. Большинство описанных в литературе концепций самоменеджмента построены на стержневой идее, вокруг которой формируется система методик и приемов работы над собой по реализации этой идеи. Например:

  1. в концепции Л. Зайверта — это экономия своего времени; 4
  2. в концепции М. Вудкока и Д. Френсиса — преодоление собственных ограничений;
  3. в концепции В. Андреева — саморазвитие творческой личности; 5
  4. в концепции А. Хроленко — повышение личной культуры деловой жизни; 6
  5. в концепции Б. и Х. Швальбе — достижение личного делового успеха.7

Начало научного осмысления проблемы самоменеджмента в отечественной управленческой и социологической литературе можно отнести к середине 90-ых годов. В одной из первых публикаций на эту тему В. Карпичевым была предпринята попытка «введения в проблему» самоменеджмента, выдвинуты на обсуждение некоторые контуры модели самоменеджмента.

Интерес к этой проблеме не случаен. Он обусловлен логикой развития управленческих знаний. Самоменеджмент как новое направление в современном менеджменте возник в ответ на изменения в управленческой ситуации в мире:

  1. возрастание масштабов и динамизм изменений в предпринимательстве и бизнесе требуют от менеджеров освоения новых подходов и навыков управления, борьбы с возможностью собственного отставания, непрерывности саморазвития;
  2. нарастание неопределенности, давления и напряженности в различных формах жизнедеятельности организаций и связанных с этим стрессов требуют от менеджеров умения управлять собой;
  3. превращение творческого потенциала работника в самый ценный капитал организации выдвигает требование сохранения и развития этого потенциала, в том числе и самими работниками;
  4. исчерпание возможности многих традиционных школ и методов управления ставит менеджеров перед необходимостью освоения современных управленческих приемов переоценки своего потенциала и работы над его развитием.

В отечественной управленческой теории и практике некоторые авторы употребляют понятия самодисциплина или самоорганизация, поскольку самоменеджмент занимается вопросами: «Как дисциплинировать себя», «Как организовать себя так, чтобы работать максимально продуктивно» и т.п. Однако, на сегодняшний день одно из самых популярных направлений самоменеджмента – это тайм-менеджмент, призванный дать каждой личности инструменты и необходимую информацию для управления своим временем с целью достижения результата с максимальной эффективностью и продуктивностью.8 Следовательно, нельзя отождествлять эти понятия, т.к. в самоменеджменте есть не только вопросы самоорганизации и самодисциплины, но и другие составляющие, связанные с эффективным использованием своего времени, собственных денежных ресурсов и пр., что не входит в понятие самоорганизация или самодисциплина.

Таким образом, самоменеджмент – это управление базовыми ресурсами личности, такими как время, активность, платежеспособность, образованность.9

Управление ресурсом времени отвечает на вопросы: как сделать больше дел за то же время; как эффективно планировать работу; зачем нужны дневники времени и записные книжки; какие существуют общие правила и принципы использования времени; что такое «ловушки времени» и как в них не попасть?

Управление ресурсом активности помогает узнать: как долго оставаться активным и здоровым; как настраиваться на работу с минимальными затратами усилий; как освоить множество социальных ролей и стать поливалентной личностью?

Управление ресурсом платежеспособности включает ответы на вопросы: каковы взаимосвязи между нашими растущими доходами и нашими возрастающими потребностями; где и как «делать деньги» и как их тратить?

Управление ресурсом образованности предполагает выявление того, какие навыки, способности и знания нам необходимы для достижения поставленных целей; имеются ли они у нас, и если нет, то, как их получить; как сделать эффективными память, письмо, чтение, речь; как повысить и правильно использовать свой собственный неисчерпаемый ресурс образованности?

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства.

На самоменеджмент возлагается выполнение определенных функций, в виде которых представлено ежедневное решение разного рода задач и проблем. Функции находятся в определенной взаимозависимости и, как правило, реализуются в определенной последовательности.

Этот процесс можно представить как круг самоменеджмента, наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями (рис. 1).

Во внешнем круге обозначено пять функций:

  1. постановка целей;
  2. планирование;
  3. определение приоритетов по предстоящим делам;
  4. составление распорядка дня и организация трудового процесса;
  5. самоконтроль и корректировка целей.

Рис. 1. Круг самоменеджмента

  1. Во внутреннем круге самоменеджмента расположена объединяющая функция - работа с информацией. Вокруг нее "вращаются" остальные функции, так как обмен информацией необходим во всех фазах процесса самоменеджмента.10

Для каждой функции разработаны рабочие приемы и методы ее реализации, а также ожидаемый результат в виде выигрыша во времени. Все они составляют технику самоменеджмента.

Информация о работе Самоменеджмент: понятие, принципы, содержание