Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 14:50, курсовая работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Топ-книга».
Задачи исследования работы:
1. Раскрыть сущность и значение организационного проектирования на предприятии. Раскрыть понятие и рассмотреть виды организационных структур.
Оценить текущее финансово-экономическое состояние ООО «Топ-книга».
Введение 6
Глава 1. Сущность и значение организационного проектирования на предприятиях 10
1.1. Понятие, значение, принципы и задачи организационного проектирования. Формирование организационных структур 10
1.2. Виды организационных структур управления 17
1.3. Оценка эффективности организационной структуры 30
1.4. Корректировка организационных структур. Тенденции в изменении организационной структуры 34
Глава 2. Анализ маркетинговой деятельности и организационной структуры управления ООО «Топ-книга» 39
2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности предприятия 39
2.2. Анализ рынка 50
2.3. Маркетинговая среда и направления по формированию стратегии предприятия 61
2.4. Организационно-управленческая структура предприятия 70
Глава 3. Мероприятия по совершенствованию эффективности организационной структуры управления ООО «Топ-книга» 78
3.1. Система анализа маркетинговой информации как необходимое условие совершенствования структуры управления предприятия 78
3.2. Повышение квалификации персонала и совершенствование кадровой работы предприятия 81
3.3. Совершенствование стратегического управления предприятием 91
3.4. Предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия 92
Заключение 95
Библиографический список 99
Оглавление
Приложения
Актуальность темы работы заключается в том, что научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.
“Организация” является одним из основных отношений в деятельности и соответственно этому понятие “организации” стоит в одном ряду с такими понятиями как “трансляция” и “реализация”. Это – отношение между двумя системами деятельности, когда одна система становится “объектом” другой системы деятельности; следовательно, родовым для понятия организации является понятие оргтехнического отношения; организация – есть вид оргтехнического отношения. Вместе с тем организация – особый тип организованности деятельности, порожденный этим отношением и оставшийся в квазиестественном виде в той системе деятельности, которая была объектом организационной деятельности.
Именно в этом, втором, смысле в теории организации говорят об оргструктурах, органиграммах, проектах организации.
Как и всякая другая организованность, организация является искусственно-естественным образованием.
Организационная деятельность по своим целям и сущности вынуждена все время связывать и собирать разнородные образования, соотносить разноуровневые элементы и единицы деятельности: акты и ситуации деятельности, эпистемические образования знания, знаки, понятия, термины, цели и средства деятельности человека с его ориентациями, интериоризованными процедурами и средствами, личными знаниями и способностями, установками и ориентациями, группы и коллективы разного типа, институты, места, статусы, роли, позиции, амплуа, процессы деятельности и взаимодействия между людьми, отношения и взаимоотношения.
В ходе организационного проектирования создается особая действительность, в которой собираются все названные планы: люди, взаимодействия и взаимоотношения, группы, нормы культуры и конвенциональные нормы, кооперативные схемы организации деятельности с соответствующими “местами” для индивидов и т.д.
Именно в этой действительности строится и “прорисовывается” впервые организационная структура с учетом того факта, что “наполнением” ее будут вполне конкретные коллективы и люди, несущие на себе массу других организационностей деятельности, а главное, саму живую деятельность и мысль, которая либо будет протекать в данной структуре (форме), либо напротив – не будет возникать и вспыхивать, и в этом случае мы будем иметь дело с мертвой организационной структурой.
Любая организованная человеческая деятельность выдвигает два фундаментальных, но противоположных требования: разделение труда на отдельные задачи и координация действий по выполнению этих задач в единую деятельность. Поэтому структура организации включает в себя все средства, с помощью которых различные виды деятельности распределяются между компонентами организации, а также координируются действия этих компонентов.
Элементы структуры должны быть подобраны таким образом, чтобы достигалась внутренняя слаженность (гармония) и соответствие организационной ситуации – размеру организации, ее возрасту, типу внешней среды, используемой технической системе и т.д.
На выбор структуры управления оказывает влияние ряд факторов, основными из которых являются: внешняя среда, внутренняя среда, выбранная стратегия. Кроме этого, на выбор структуры оказывают влияние такие факторы, как размер организации, географическое размещение, отношение к организации руководителей и сотрудников и др.
Эффективной является не какой-то определенный
вид структуры, а та структура, которая
наилучшим образом
Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Топ-книга».
Задачи исследования работы:
Предмет исследования – организационные структуры управления.
Объект исследования – ООО «Топ-книга» - крупнейшее оптово-розничное книготорговое предприятие России, лидер книжного рынка.
Теоретическая и информационная база исследования сформировалась в результате изучения: учебных пособий, специальной научно-экономической литературы, монографий, а также публицистических и справочных пособий.
Проблеме формирования организационных
структур управления в условиях рынка
посвящены труды следующих
В работе использованы данные финансовой и маркетинговой деятельности ООО «Топ-книга».
В каждой главе теоретический материал дополняется таблицами, схемами, рисунками.
Практическая значимость исследования определяется сформулированными на его основе выводами и рекомендациями.
В работе использованы следующие методы исследования: сравнительный, осмысление факторов, выявление основных зависимостей, шкалирование, классификации, факторный анализ.
Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность работы, определены цели, задачи, объект и предмет.
В первой главе рассмотрены теоретические вопросы сущность и значения организационного проектирования на предприятиях.
Во второй главе проведен анализ организационной структуры управления ООО «Топ-книга».
В третьей главе предлагаются мероприятия по совершенствованию организационной структуры управления ООО «Топ-книга».
В заключение сформулированы основные выводы по работе, в конце приведен библиографический список из 35 источников.
Функции управления деятельностью
предприятия реализуются
Под организационной структурой управления предприятием понимается состав (перечень) отделов, служб и подразделений в аппарате управления, системная их организация, характер соподчиненности и подотчетности друг другу и высшему органу управления фирмы, а также набор координационных и информационных связей, порядок распределения функций управления по различным уровням и подразделениям управленческой иерархии.
Без развития методов проектирования структур управления затруднено дальнейшее совершенствование управления и повышение эффективности производства, так как:
Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления;
Во-вторых, в сферу хозяйственности управления техническими системами. Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма - механизма управления – должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирование организационных систем.
При разработки принципов и методики проектирование структуры как застывшего набора органов, соответсвующих каждой специализированной функции управления. Оно прежде всего включает систему целей и их распределение между различными звеньями. Сюда относится состав подразделений, которые находятся в определённых связях и отношениях между собой; распределение ответственности. Важными элементами структуры управления являются коммуникации, потоки информации и документооборот в организации.
Организационная структура - это поведенческая система, это люди и их группы, постоянно вступающие в различные взаимоотношения для решения общих задач.
Такая многосторонность организационного механизма несовместима с использованием каких-либо однозначных методов – либо формальных, либо неформальных. Поэтому необходимо сочетание научных методов и принципов формирование структур (системного подхода) с большой экспертно – аналитической работой, изучением отечественного и зарубежного опыта. В основу всей методологии проектирования структур должно быть положено сначала – цели, а затем – механизм их достижения.
Системность самого подхода к формированию структуры проявляется в следующем:
a) Не упускать из виду ни одну из управленческих задач, без решения которых реализация целей окажется не полной;
b) Выявить и взаимоувязать применительно к этим задачам всю систему функции, прав и ответственности по вертикали управления – от генерального директора предприятия до мастера участка;
c) Исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления;
d) Обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления.
Рассмотрим общие принципы организационных структур предприятий, обеспечивающие эффективную организацию. Они в основном сводятся к следующему.
- Функции - первичны, организационная структура - вторична. Четко сформулированные функции (функциональное назначение предприятия) - первый и крайне важный исходный параметр, к обеспечению которого должен стремиться разработчик, проектирующий систему управления и структуру фирмы. Функции предприятия должны отражать приоритетные стратегические цели его руководства.
- Не может быть идеальной типовой структуры и системы управления, с одинаковым успехом функционирующей в разных местах и условиях, хотя бы уже в силу того, что в них будут задействованы разные люди. Признание этой закономерности обязывает осторожно подходить к оценке аналогов; копирование чужих образцов не делает чести разработчикам и часто ведет к неожиданным (для них) неудачам.
- Организационный проект
фирмы должен быть
- Схемы организационной
структуры следует
- Отсутствие нормативов для проектирования имеет и свою положительную сторону. Это дает возможность и даже обязывает разработчика проектировать любой элемент структуры альтернативно, в различных вариантах, просчитывая их сравнительную эффективность и выбирая оптимальный. Такой подход позволяет сравнить вариант создания собственных промышленных и сервисных подразделений в составе фирмы с возможностью покупки комплектующих материалов, изделий и услуг у существующих предприятий данного профиля.
- Разработчик организационного проекта предприятия должен учитывать, что в условиях сильной конкуренции организационная структура и вся система управления должны быть гибкими и эластичными, обеспечивать быстрый и свободный поток информации снизу вверх.
- Наглядную схему структуры надо выполнять с соблюдением определенных правил. Очередность расположения производственных или управленческих единиц по горизонтали слева направо должна максимально отражать их технологически последовательное участие в производственном процессе и кооперацию. Сплошные линии, означающие линейное подчинение, должны быть только вертикальными, штриховые - отражать функциональные связи, информационные - кооперацию производственных единиц и работников аппарата в выполнении определенных функций. Работники и единицы одного уровня, например начальники отделов аппарата, располагаются на схеме на одной горизонтальной линии.
- Признаком хорошего
баланса ответственности, прав
и компетенции работника
Информация о работе Совершенствование организационной структуры