Современные проблемы менеджмента в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования предприятия без четкого и эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. В настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на сиюминутную прибыль и успех, а построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу

Содержание

ВВЕДЕ-НИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА……..…………………………………….5
1.1 Основные разновидности менеджмен-та……………………………..9
1.2 Функции менеджмен-та……………………………………………….11
1.3 Современные проблемы менеджмента в Рос-сии…………………...14
2. ПРОБЛЕМА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ……………………………17
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ………………….21
3.1 Понятие управленческого решения…………………………………22
4. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ……………………...25
5. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

Понятие менеджмента3.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА……..…………………………………….5
    1. Основные разновидности менеджмента……………………………..9
    2. Функции менеджмента……………………………………………….11
    3. Современные проблемы менеджмента в России…………………...14
  2. ПРОБЛЕМА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ……………………………17
  3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ………………….21

3.1 Понятие управленческого  решения…………………………………22

  1. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ……………………...25
  2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….33

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики невозможно добиться стабильности, успешного функционирования предприятия  без четкого и эффективного планирования деятельности организации, постоянного сбора и аккумуляции информации как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях. В настоящее время практически все предприятия осознали, что залогом долгосрочного и успешного функционирования является не ориентация на сиюминутную прибыль и успех, а построение эффективной стратегии существования на долгосрочную перспективу. Это в полной мере относится ко всем самостоятельно хозяйствующим субъектам. Подходить со старыми мерками к новым явлениям экономической деятельности совершенно недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике.

Для выживания  и развития предприятий в рыночных условиях, необходимо приспосабливаться к динамично меняющимся условиям окружающей среды. Это требует принятия и реализации осознанных управленческих решений, обеспечивающих их экономическую самостоятельность. На предприятиях необходимо решать широкий круг задач, связанных со стратегическими изменениями и обновлением производства, разрабатывать альтернативные стратегии развития и обеспечивать конкурентоспособность хозяйствования. Одновременно необходимо решать проблемы снижения издержек, рациональной организации производства и другие, обеспечивающие повышение эффективности производства мероприятия в долгосрочной и краткосрочной перспективе.

Решение этих проблем  требует, с одной стороны, ориентации мышления и поведения руководителей на будущее, его стратегические компетенции и осознание необходимости изменений, а с другой, – прагматического подхода, определяемого интеграционными процессами и ориентации его на конкретный результат.

Менеджмент  – это управление, которое является самой важной функцией в различных сферах человеческой деятельности. Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организацию, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.

Сущность менеджмента  составляет управление организацией (хозяйствующим субъектом) в условиях рынка, с учетом использования методов и механизмов хозяйствования в рыночной экономике.

 

  1. ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Слово «менеджмент» все более активно вторгается в нашу жизнь, заменяя иногда и отменяя, привычное понятие «управление». С одной стороны, такая, во многом не оправданная, замена является своего рода данью моде на все западное. Однако, с другой стороны, менеджмент и управление – это далеко не одно и то же. Менеджмент – особая разновидность управления деловой и хозяйственной деятельностью интеграционного характера, присущая только рыночной экономике, а поэтому использование специального термина здесь уместно.

В нашей стране долгие годы управление было связано  с командно-административной системой, являлось одной из основных форм реализации ее господе над всеми сторонами жизни общества, и прежде всего над хозяйственной сферой. Оно закрепощало людей, ограничивало их естественное стремление к поиску нового, творчеству, совершенствованию себя и своей работы.

В противоположность этому менеджмент предполагает свободу, право и обязанность проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, нести в ответственность за их результаты.

Появление менеджмента  было обусловлено тем, что развитие рынка постепенно привело к увеличению числа крупных капиталистических предприятий с сотнями и тысячами рабочих. Их владельцы уже не могли в одиночку контролировать резко возросшие масштабы хозяйственной деятельности, квалифицированно руководить огромным количеством подчиненных.

Поэтому они и вынуждены были нанимать для этого менеджеров, профессионально реализующих одну или несколько управленческих функций. Группы таких людей и получили название менеджмент, которое по смыслу аналогично русскому слову «руководство».

Само слово managment пришло из староанглийского языка, где означало «искусство объезжать лошадей», однако истоки его коренятся в латыни (лат. manus – рука). В оборот оно было введено в Англии в связи с промышленной революцией XVIII – XIX вв., а затем распространилось по всему миру.

Помимо указанного значения термином «менеджмент» обозначаются еще два понятия: особый вид человеческой деятельности и система научных  знаний о ней.

В рамках этой деятельности определяется, что, когда и кому производить, как планировать, распределять и эффективно использовать ресурсы, с помощью каких процедур и методов руководить людьми.

Она в равной мере присуща и крупнейшим корпорациям  с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например, организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п.

Термин «менеджмент» используется главным образом для характеристики управления деловым и хозяйственным поведением коммерческих фирм и некоммерческих организаций (образовательных, медицинских и пр.), их подразделений; а также регулирования самостоятельных видов деятельности, не связанных непосредственно с созданием и функционированием каких-то структур (организация платных выступлений артистов, спортсменов и т.п.).

Главное, чтобы  они были суверенными, действовали  в условиях рынка и подчинялись  его законам.

В свете этого  понятно, что государственное управление не может считаться менеджментом. Оно не ориентируется на рынок, исключает инициативу, свободу принятия решений. Наиболее яркий его пример – руководство военизированными подразделениями, где любой приказ должен безоговорочно выполняться, и в чрезвычайных условиях его несоблюдение может даже караться смертью.

Перед менеджментом как разновидностью практической деятельности стоят две задачи:

  1. Тактическая (поддержание устойчивости работы фирмы и всех ее элементов).
  2. Стратегическая (развитие фирмы и перевод ее в качественно новое состояние).

В зависимости  от характера решаемых задач выделяются:

Во-первых, общий  менеджмент (постановка целей, выработка  стратегии, путей развития, решение организационных вопросов).

Во-вторых, линейный менеджмент (руководство текущей  работой основных и вспомогательных подразделений).

В-третьих, функциональный менеджмент (руководство решением задач, таких, как планирование, научные исследования и пр.).

В зависимости  от периода, на который распространяется управленческая деятельность, выделяют текущий и перспективный менеджмент.

Менеджмент, как  система знаний о процессах хозяйственного и делового управления, стал складываться во второй половине XIX века. Однако она до сих пор еще не достигла необходимой степени зрелости. Поэтому также не сформировалось единого мнения, является ли менеджмент самостоятельной наукой.

Но в любом  случае эта система знаний имеет  ярко выраженный междисциплинарный характер и отражает совокупность практического опыта и теоретических знаний, почерпнутых из экономики, социологии, права, психологии, теории организации.

Разрешить проблему, является менеджмент наукой или нет, можно путем деления его предмета, то есть совокупности специфических управленческих решений.

Анализ показывает, что такие отношения выделить можно. Они связаны с организацией деловых и хозяйственных процессов и осуществляются в форме обмена информацией.

В эту группу входят, например, отношения, связанные  с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности, процесса преобразований; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи и т.п.

Менеджмент  как наука описывает, анализирует и классифицирует эти решения, выявляет факторы, влияющие на достижение желаемого результата совместной деятельности субъектов.

Однако менеджмент – это, прежде всего, прикладная наука, делающая акцент разработке, экспериментальной проверке и выдаче практических рекомендаций управлению организацией, подразделением, трудовым коллективом или индивидом. В то же время менеджмент не дает готовых рецептов, пригодных на все случаи жизни, ибо постоянно меняются условия деятельности людей, их цели, задачи.

Познание закономерностей управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, объективно оценивать, оптимизировать и комплексно совершенствовать систему управления с учетом фактора времени.

Оно учит думать, правильно ставить вопросы и  искать на них ответы, стимулировать основополагающие принципы, которые нужно творчески применять к конкретным ситуациям.

Менеджментом  называется также и учебная дисциплина, преподавание которой в одном  из колледжей США начал в 1881 году Джозеф Вартон. Сегодня на Западе он существует и как одно из самых распространенных направлений высшего и среднего профессионального образования, и как важнейший элемент подготовки любого специалиста.

 

 

 

1.1 Основные разновидности менеджмента

Еще в 1950-е и 1960-е гг. в Европе и США доминировало представление о менеджменте, как о чем-то универсальном и нерасчлененном. Однако сегодня он уже таковым не является. В его рамках выделилось несколько самостоятельных направлений, основными из которых являются:

  1. Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработкой норм, регламентов, инструкций; распределением условий хозяйственной деятельности и пр.
  2. Производственный менеджмент обеспечивает организацию процесса создания товаров и услуг. Его объектами являются: постановка целей, выработка стратегии, планирование, определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, параметров технологического процесса, рациональной загрузки оборудования; расстановка людей, регулирование деятельности, оперативное устранение сбоев и неполадок, контроль, стимулирование. Следует иметь в виду, что термин «производственный» необходимо понимать в широком смысле, то есть применительно к любой сфере деятельности, будь то промышленность или транспорт, банковское дело или научные исследования.
  3. Снабженческо-сбытовой менеджмент способствует организации заключения хозяйственных договоров, закупке, доставке и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовке, отправке покупателям.
  4. Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль процесса научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.
  5. Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности поведением фирмы на рынке. На основе его изучения, оценки текущей и перспективной конъюнктуры в рамках этого вида управления осуществляется формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п.
  6. Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации работников; разрабатывает системы их вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.
  7. Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации, формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций, оценкой текущего и перспективного финансового состояния, разработкой и принятием необходимых мер по их укреплению. Элементом финансового менеджмента является налоговый, который ищет законные способы уменьшения величины уплачиваемых организацией налогов.
  8. Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации, их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем вскрытия резервов и обеспечения более полного использования имеющегося потенциала.

Информация о работе Современные проблемы менеджмента в России