Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 13:32, курсовая работа

Краткое описание

Среди множества объективных и субъективных причин необходимо выделить неготовность руководства российских предприятий к работе в новых условиях. В сложившейся ситуации ключевую роль сыграло то обстоятельство, что в СССР руководителями предприятий традиционно становились профильные специалисты: строители – в стройкомплексе, металлурги – на металлургических производствах, текстильщики – в текстильной промышленности и др. Они великолепно знают собственное производство и используемые технологии, за многие годы работы "обросли" многочисленными, полезными для предприятий связями. Однако зачастую их знания в таких областях, как финансовый анализ и управление, маркетинг, оценка бизнеса и т.п., которые необходимы для руководства предприятиями в современных условиях, достаточно поверхностны. Но хуже всего то, что в аппарате управления заводов, требуемые специалисты также отсутствуют.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...

1.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.....................................................................................................
1.1Понятие антикризисного управления………………………………………
1.2Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии………………………………………………………………………..
1.3Диагностика финансово-экономического состояния предприятия………
1.4swot-анализ…………………………………………………………………
1.5Подходы к формированию программы по выводу предприятия из кризиса……………………………………………………………………………
2.ДИАГНОСТИКА ООО «СФЕРАС-СЕРВИС»………………………………
2.1Анализ финансового состояния ООО "Сферас - Сервис "…..,…………
2.2Анализ причин возникновения кризиса…………………………………
2.3Прогнозирование возможного банкротства предприятия………………
2.4swot-анализ ООО "Сферас - Сервис"………………………………………
3.ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………...................................................................
3.1Антикризисное управление ООО "Сферас - Сервис"……………………
3.2Бизнес-план по организации ремонта сложной бытовой техники ООО "Сферас - Сервис "………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
антикризисный управление банкротство финансовый

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 77.51 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...

 

1.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.....................................................................................................

    1.1Понятие антикризисного управления………………………………………

    1.2Основные причины возникновения кризисной ситуации на предприятии………………………………………………………………………..

    1.3Диагностика финансово-экономического состояния предприятия………

    1.4swot-анализ…………………………………………………………………

    1.5Подходы к формированию программы по выводу предприятия из кризиса……………………………………………………………………………

2.ДИАГНОСТИКА ООО «СФЕРАС-СЕРВИС»………………………………

    2.1Анализ финансового состояния ООО "Сферас - Сервис "…..,…………

    2.2Анализ причин возникновения кризиса…………………………………

    2.3Прогнозирование возможного банкротства предприятия………………

    2.4swot-анализ ООО "Сферас - Сервис"………………………………………

3.ПРОГРАММА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ……………………...................................................................

    3.1Антикризисное управление ООО "Сферас - Сервис"……………………

    3.2Бизнес-план по организации ремонта сложной бытовой техники  ООО "Сферас - Сервис "………………………………………………………………

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

антикризисный управление банкротство  финансовый

 

ВВЕДЕНИЕ

По динамике экономических  реформ в России можно констатировать, что подавляющее большинство  отечественных предприятий на рубеже нового столетия оказалось в критическом  положении.

Среди множества объективных  и субъективных причин необходимо выделить неготовность руководства российских предприятий к работе в новых  условиях. В сложившейся ситуации ключевую роль сыграло то обстоятельство, что в СССР руководителями предприятий  традиционно становились профильные специалисты: строители – в стройкомплексе, металлурги – на металлургических производствах, текстильщики – в  текстильной промышленности и др. Они великолепно знают собственное  производство и используемые технологии, за многие годы работы "обросли" многочисленными, полезными для предприятий связями. Однако зачастую их знания в таких  областях, как финансовый анализ и  управление, маркетинг, оценка бизнеса  и т.п., которые необходимы для  руководства предприятиями в  современных условиях, достаточно поверхностны. Но хуже всего то, что в аппарате управления заводов, требуемые специалисты  также отсутствуют.

  • В современной ситуации большинство руководителей предприятий сталкиваются с необходимостью разрабатывать и реализовывать антикризисные программы управления своим предприятием. В одних случаях понимание необходимости антикризисных мер формируется самостоятельно – у собственников предприятий или его менеджеров; в других – такие программы появляются вынужденно – по решению арбитражного суда или под влиянием территориальных агентств по банкротству. Но в любом случае перед антикризисным управляющим возникают сходные задачи, и он должен иметь набор типовых решений таких задач.(1-Антикризисное управление /под.ред. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2008.)

 

Термин "антикризисное  управление", как отмечается в  работах некоторых отечественных  специалистов по теории менеджмента, в  российских условиях еще не устоялся.

Причиной терминологических  разночтений является отсутствие прочных  научных традиций и практического  опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических  систем и существованием опасности  возникновения кризиса. Однако неоднозначность  и многообразие содержания кризиса  дают в науке разные основания  для классификации экономических  кризисов и циклов.

Категория антикризисного управления устанавливает понятийную демаркацию одного типа управления от другого. Многозначность экономического, особенно управленческого  понимания этой категории, на наш  взгляд, обусловливается двойственной природой любого кризиса, который одновременно созидает и разрушает, т.е. формирует  предпосылки и подготавливает условия  для дальнейшего развития и освобождает  от прежней стратегии бизнеса.

В соответствии с этим теории, акцентирующие внимание на разрушительной функции кризиса, предлагают воспринимать кризис как ситуацию, остро угрожающую существованию предприятия. Кризисная  ситуация в таком случае требует  немедленного преодоления, локализации  последствий методами антикризисного управления, чтобы сохранить прежде всего материальную основу для продолжения  хозяйственно-экономической деятельности при остром дефиците оборотных средств.

  • Теории, рассматривающие кризис как явление, ориентированное на ломку старого и развитие нового, воспринимают его позитивно. Поэтому в основу заложена не борьба с кризисом, а реструктуризация системы, соответствующая новым отношениям.(2-Антикризисное управление /под.ред. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2008.)

Становится очевидным, что  своевременное распознавание признаков  и природы кризиса, его локализация, использование элементов исследования как меры превентивной санации и восстановления платежеспособности составляют суть целей диагностики в антикризисном управлении.

Между тем проблема диагностики  в антикризисном управлении относится  к числу мало исследованных в  отечественной экономической и  управленческой науке. Это объясняется  весьма продолжительным господством  в российской экономике марксистско-ленинского учения, исключающего кризисы при  социализме. Естественно, такой подход выхолостил в теории и практике управления всю специфическую проблематику антикризисного управления, включая  антикризисную диагностику.

  • Антикризисное управление стало одним из самых "популярных" терминов в деловой жизни России в настоящих условиях. Однако его содержание расплывчато. В литературе не фиксируются признаки отличия антикризисного и обычного управления. Внимание, как правило, акцентируют не на "лечении" кризиса, а на мерах по его недопущению и механизме банкротства. Поскольку на достижение этой цели направлена вся управленческая теория и практика, особое содержание антикризисного управления не понятно.(3-Антикризисное управление /под.ред. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2008.)

 

 

1. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1Понятие антикризисного  управления

 

 

Антикризисное управление (антикризисный  менеджмент) стало одним из самых "популярных" терминов в деловой  жизни России. В одних случаях  под ним понимают управление фирмой в условиях общего кризиса экономики. В других - управление фирмой, в преддверии банкротства, третьи же связывают понятие антикризисное управление с деятельностью антикризисных управляющих в рамках судебных процедур банкротства. Некоторые авторы считают, что антикризисные меры следует принимать, когда финансовое положение функционирующего на рынке предприятия становится уже печальным, а перспектива банкротства - реальной. Исходя из этого они полностью игнорируют диагностику угрозы банкротства на ранних стадиях ее возникновения и акцентируют внимание только на "лечение" кризиса. Другие же, считают подобный подход неприемлемым. Так, например, в своей книге "Справочник кризисного управляющего" профессор Уткин Э.А. писал: "Подобный подход - это все равно что "ставить телегу впереди лошади". Главное в антикризисном управлении - обеспечение условий, когда финансовые затруднения не могут иметь постоянный стабильный характер. Речь о банкротстве при таком подходе быть не должно, поскольку должен быть налажен управленческий механизм устранения возникающих проблем до того, пока они не приняли необратимый характер".

  • Некоторые же авторы, напротив, обращают внимание только на меры по диагностике кризиса и механизмах банкротства и абсолютно забывают про методы антикризисного управления.(4-Оценка бизнеса /под .ред. проф. Грязновой А.Г., проф. Федотовой М.А.- М.: "Финансы и статистика",2008.)

Исходя из анализа, наиболее верным является системный подход к  антикризисному управлению, когда антикризисное  управление рассматривается как  комплекс мероприятий от предварительной  диагностики кризиса до методов  по его устранению и преодолению. Исходя из этого, наиболее верным определением является определение антикризисного управления, данное профессором А.Г. Грязновой в книге "Антикризисный менеджмент":

"Антикризисное управление - такая система управления предприятием, которая имеет комплексный, системный  характер и направлена на предотвращение  или устранение неблагоприятных  для бизнеса явлений посредством  использования всего потенциала  современного менеджмента, разработки  и реализации на предприятии  специальной программы, имеющей  стратегический характер, позволяющей  устранить временные затруднения,  сохранить и преумножить рыночные  позиции при любых обстоятельствах,  при опоре в основном на  собственные ресурсы".

1.2Основные причины  возникновения кризисной ситуации  на предприятии

 

 

Кризис предприятия вызывается несоответствием его финансово-хозяйственных  параметров параметрам окружающей среды. В глубинных причинах разразившегося кризиса лежит много различных  факторов. Данные факторы можно разделить  на две основные группы:

  • Внешние (не зависящие от деятельности предприятия);
  • Внутренние (зависящие от деятельности предприятия).

Внешние факторы возникновения  кризиса можно в свою очередь  подразделить на:

1.Социально-экономические  факторы общего развития страны

  • Рост инфляции;
  • Нестабильность налоговой системы;
  • Нестабильность регулирующего законодательства;
  • Снижение уровня реальных доходов населения;
  • Рост безработицы.

 

1.3Диагностика финансово-экономического  состояния предприятия

 

 

Поставить "диагноз" предприятию, т.е. найти и выделить наиболее существенные проблемы в производственно-хозяйственной  и финансовой деятельности, а также  определить причины их возникновения  можно по результатам финансового  анализа.

  • Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.(5-Андреев В, К., Степанюк Л. Н., Остроухова В. И. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие. М.: Бухгалтерский учет, 2008)

Устойчивое финансовое положение  предприятия является не подарком судьбы или счастливым случаем его истории, а результатом умелого, просчитанного  управления всей совокупностью производственно-хозяйственных  факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Теория анализа финансов, предпринимательства и экономики  предприятия рассматривает понятие "устойчивое финансовое положение" не только как качественную характеристику его финансов, но и как количественно  измеримое явление. Этот принципиальный вывод позволяет сформулировать общие принципы построения научно обоснованной методики оценки финансового состояния, рентабельности и деловой активности предприятия. Такую оценку можно  получить различными методами с использованием различных критериев.

Основная цель финансового  анализа - получение небольшого числа  ключевых параметров, дающих объективную  картину финансового состояния  предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов. Финансовый анализ позволяет  выявить наиболее рациональные направления  распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

          1.4 SWOT-анализ

 

SWOT-метод был разработан  американскими экономистами и  называется так по первым буквам  английских слов, составляющих основное  содержание анализа (Strength -достоинство, Weakness - недостаток, Opportunities - возможность, Threat - угроза).

Среди множества инструментов анализа рыночной позиции предприятия  одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы. Сущность такого анализа заключается в оценке перспектив финансово-хозяйственной  деятельности предприятия в двух аспектах. Говоря о сегодняшнем положении  предприятия, определяют его достоинства  и недостатки, а взгляд на перспективу  выявляет возможности продолжения  дальнейшей деятельности и угрозы успешному  выполнению планов. Результаты сводятся в таблицу, которая дает наглядный  материал для планирования дальнейшей деятельности по преодолению недостатков  и реализации рыночных преимуществ  предприятия с учетом выявленных возможностей и угроз.(

Информация о работе Стратегическое планирование