Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:45, реферат
Выбор банком стратегии своего развития определяется состоянием российской экономической системы, в управлении которой присутствуют административная вертикаль и рыночные модели управления. В зависимости от соотношения реализованных вертикальных и рыночных вариантов моделей управления российской экономикой банки будут тяготеть либо к полюсу стратегий интеграции, либо к полюсу стратегий дифференциации.
Реализация стратегии - это повседневная трудоемкая работа, ориентированная на выполнение конкретных действий по проведению организационных изменений, нередко затрагивающих интересы всех работников организации. Именно на этом этапе менеджеры всех уровней управления должны выступать как единая команда, в которой знание и понимание процессов стратегического управления одинаково важно для менеджеров всех уровней.
Введение
1. Понятие стратегического планирования
2. Сущность и роль стратегического планирования
3. Этапы стратегического планирования
4. Роль маркетинга в стратегическом планировании
5. Преимущества и недостатки стратегического планирования
6. Стратегическое планирование в коммерческом банке: проблемы и решения
Заключение
Отчет по плану семинара «Банковский менеджмент»
На тему: Стратегическое планирование в коммерческом банке.
Выполнила: ст. гр. Ф-11-4 |
Шилкина Ирина Сергеевна |
Иркутск, 2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие стратегического планирования
2. Сущность
и роль стратегического
3. Этапы стратегического планирования
4. Роль маркетинга в стратегическом планировании
5. Преимущества и недостатки стратегического планирования
6. Стратегическое планирование в коммерческом банке: проблемы и решения
Заключение
Введение
Опыт стратегического управления, накопленный многими отечественными и зарубежными корпорациями, свидетельствует о том, что от организации работы по выполнению всей системы планов зависит в конечном счете успех любой стратегии. Существует даже мнение, что при очень хорошей организации по воплощению средней стратегии можно добиться больших успехов по сравнению с теми, которые дает плохая организация блестящей по идеям стратегии.
Выбор банком стратегии своего развития определяется состоянием российской экономической системы, в управлении которой присутствуют административная вертикаль и рыночные модели управления. В зависимости от соотношения реализованных вертикальных и рыночных вариантов моделей управления российской экономикой банки будут тяготеть либо к полюсу стратегий интеграции, либо к полюсу стратегий дифференциации.
Реализация стратегии - это повседневная трудоемкая работа, ориентированная на выполнение конкретных действий по проведению организационных изменений, нередко затрагивающих интересы всех работников организации. Именно на этом этапе менеджеры всех уровней управления должны выступать как единая команда, в которой знание и понимание процессов стратегического управления одинаково важно для менеджеров всех уровней.
В настоящее время основным направлением банковского регулирования и надзора выступает развитие содержательных подходов к оценке ситуации в банковской сфере и в конкретной кредитной организации. В связи с этим перед надзорным блоком Банка России ставится задача не просто проведения анализа деятельности конкретного банка, а оценка перспектив его дальнейшего развития. Очевидно, что реализация данной задачи предполагает, в том числе и оценку качества стратегического управления и планирования.
1.Понятие стратегического
Стратегическое планирование имеет целью определения основных целей и стратегии деятельности банка в условиях конкретного рынка. Это процесс разработки общей концепции, которая является основой для принятия ключевых управленческих решений относительно желательного уровня прибыльности, допустимого риска, методов ведения конкурентной борьбы, перспектив расширения деятельности. В процессе стратегического планирования менеджмент банка должны сформулировать ответа на такие вопросы: «Где находится банк? Где он должны находиться в будущему? Как достичь желательной цели?».
Стратегическое планирование является составляющей системы стратегического управления банком . Стратегическое управление коммерческим банком - это комплекс взаимосвязанных во времени и пространстве управленческих процессов и функций, которые обеспечивают реализацию миссии и стратегических целей деятельности банка.
Общая стратегия разрабатывается и реализуется для всего банковского учреждения как целой хозяйственной единицы на продолжительный период и, как правило, не предусматривает установления четких временных границ. Стратегия касается концептуальных, жизненно важных для банка направлений деятельности, а ее разработки начинается из определение системы стратегических целей банка. Ныне приоритетной среди стратегических целей деятельности банковские учреждения признаны рост рыночной стоимости банка.
Традиционно формирование стратегии не предусматривает четкой фиксации временных границ ее реализации (припускается, что банк будет функционировать всегда). Поэтому в стратегическом планировании количественные показатели и их конкретные значения, как правило, не устанавливаются. Стратегические планы нацелены на долгосрочную перспективу и базируются на анализе существующих тенденций развития экономики, финансовых рынков, а также содержат элементы прогнозирования и описание основных принципов принятия решений. В стратегических планах нет деталей, детализации положений и точных дат выполнения. Итак, стратегическое планирование (в отличие от долгосрочного) направлено не на простую фиксацию показателей банковской деятельности на долгосрочную перспективу, а предусматривает выбор таких направлений и сфер работы банка, которые обеспечат рост его конкурентоспособности. Т.е., стратегическое планирование является функцией направления развития банка, а долгосрочное планирование - функцией времени.
Стратегический план коммерческого банка содержит разноплановую информацию. Его содержание не у всех банков совпадает, так как «стратегию управления каждый банк определяет исходя из представлений о своем месте на рынке, финансовых и иных возможностях, сложившейся клиентуре и многих других параметров» Но основные элементы стратегического плана у разных банков общие. Они включают концепцию развития (миссию), систему целей банка, стратегию управления банком.
Концепция развития или миссия банка – это то, чем банк хочет стать в будущем, то, к чему он стремится, какое место он желает занять в экономике страны или региона.
Особенности банковской деятельности определяют необходимость выделения стратегического управления различными процессами и отношениями (финансовыми, экономическими, трудовыми, технико-технологическими, организационными, правовыми, социальными), а также специфическими объектами внутрибанковского управления. Соответственно, в банке должны разрабатываться: финансовая стратегия, стратегия экономических изменений, стратегия управления персоналом, стратегия организационного развития, другие частные стратегии. Среди объектов внутрибанковского управления специалисты выделяют: привлечение ресурсов, размещение ресурсов, собственный капитал, продуктовый ряд, маркетинг, оргструктуры, персонал и труд, информационные потоки, внутрибанковские отношения, материально-техническую базу, финансовые технологии, учет и отчетность, финансовые результаты, безопасность, связи с общественностью. По нашему мнению, банку необходимо иметь и объектные стратегии: стратегию привлечения ресурсов; стратегию размещения ресурсов; стратегию роста собственного капитала; стратегию изменения продуктового ряда; стратегию банковского маркетинга; стратегию изменения организационной структуры; информационную стратегию; стратегию развития внутрибанковских отношений; стратегию совершенствования материально-технической базы; стратегию безопасности; стратегию развития связей с общественностью.
Для обоснования стратегических ориентиров и выбора наиболее эффективных форм и способов преобразования необходимо проводить анализ и диагностику положения банка.
Во-первых, должны оцениваться факторы, воздействующие на положение всех банков страны или региона: направления экономической политики национального государства и надгосударственных структур, таких как Всемирная торговая организация, Европейский союз, Евразийский экономический союз (решение о создании которого вступает в силу с 01.01.2015 г. ); развитие рыночной инфраструктуры страны и банковского сектора в ее составе; изменение нормативно-правовых основ предпринимательской деятельности в целом и банковской деятельности в частности; конъюнктура товарных, денежных, валютных рынков; динамика спроса на банковские продукты и услуги (традиционные и новые).
Во-вторых, следует анализировать факторы, влияющие на конкретный банк: изменение места банка на рынке банковских продуктов и услуг и в отдельных его сегментах; расширение (сужение) круга клиентов банка; поведение конкурентов банка, их сильные и слабые стороны.
В рамках подготовки стратегических планов проводится анализ финансовой деятельности банка. Он охватывает следующие основные направления: динамику и структуру собственных средств банка; динамику и структуру привлеченных средств; динамику и структуру активов банка; динамику и структуру доходов банка; динамику и структуру прибыли банка; изменение средств на счетах клиентов; состояние кредитного и фондового портфелей банка; эффективность операций банка; ликвидность банка и его баланса; финансовую устойчивость банка.
Банки в рыночной экономике (наряду с участниками внешнеэкономической деятельности) представляют собой ярко выраженные предпринимательские структуры. Этот момент должен учитываться в стратегическом планировании. В научных публикациях отмечается, что «сущностью предпринимательства, выражающей единство его многообразных свойств и отношений, является инициативная и рискованная деятельность рыночных агентов по созданию нового или трансформации существующего капитала с целью получения предпринимательского дохода». Смысл деятельности коммерческих банков как раз и состоит в создании нового и трансформации существующего капитала рыночных субъектов. Указывается, что «в развивающейся рыночной экономике все используемые предпринимателями элементы хозяйственной деятельности (ресурсы, факторы, условия, формы, методы, средства, результаты) со временем начинают приносить доход и превращаются в капитал» . И в этих процессах активно участвуют коммерческие банки. Создание и использование коммерческими банками наряду с другими предпринимательскими организациями интеллектуального капитала, составными частями которого являются человеческий, организационный и потребительский капитал, обеспечивает «превращение предпринимательского сектора в основной генератор инновационной активности»
В процессе стратегического (и оперативного) управления банками как предпринимательскими структурами целесообразно использовать интегративно-конвергенциальный подход, «гармонично сочетающий элементы системного, а также целевого, процессного, функционального, ситуационного, синергетического, рефлексивного и других методологических подходов»
Стратегическое планирование в банках следует использовать последовательно, сообразуясь как с внешними обстоятельствами, так и с внутренней средой, с ее особенностями. Но при этом нельзя забывать, что банки не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к банкам все более серьезные требования. В российской экономике развертываются интеграционные процессы, осуществляется переход к инновационному типу экономического развития. Будущее любого коммерческого банка прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям экономики.
2.Сущность и роль стратегического управления деятельностью коммерческого банка
Деятельность любого коммерческого предприятия в условиях рыночной экономики требует высокого уровня управления, без которого невозможно достижение целей, стоящих перед предприятием, обеспечение его конкурентоспособности и эффективности деятельности.
Банк представляет собой, прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие вкладчиков.
Современное управление банком – это сочетание стратегического и оперативного управления, в котором стратегическое управление представляет собой процесс определения целей организации и решения о том, что нужно сделать для их достижения, а оперативное управление определяет, как необходимо действовать для выполнения целей.
Стратегическое планирование как логический и аналитический метод определения будущего положения организации в зависимости от внешних условий деятельности является более сложным, многогранным процессом, требующим большего времени, чем долгосрочное планирование. При этом если деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение стратегической позиции, которая обеспечит будущую жизнеспособность организации в изменяющихся условиях, то оперативное управление занимается использованием существующей стратегической позиции для достижения целей организации.
Эффективное управление предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним и контроль процессов преобразований и развития для блага клиентов, акционеров, служащих, отдельных социальных групп и общества в целом. Оно также подразумевает постоянное укрепление сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, а также уменьшение рисков, устранение опасных ситуаций и ликвидацию слабых мест.
Поэтому, основной задачей эффективного управления является объединение имеющихся ресурсов и интересов для работы на единую цель.
Управление банком охватывает следующие важные сферы.
Управление кредитным риском. В связи с возрастанием ответственности за управление кредитным риском банки начали разрабатывать собственные системы управления кредитным риском, включая процедуру и политику кредитования, а также создание аналитических служб. В дальнейшем банки осуществили переход к полной системе управления кредитным риском, включая процедуры инициирования, одобрения, контроля и управления проблемными кредитами, в соответствии с потребностями каждого банка. При этом особое внимание уделяется процедурам внутреннего контроля, способами оценки и минимизации кредитных рисков, а также классификации и отслеживания просроченных платежей и их контролю.
Информация о работе Стратегическое планирование в коммерческом банке