Суть мотивации как функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 17:57, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

- определить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;

- охарактеризовать методы стимулирования и мотивации в организации;

- проанализировать систему мотивации ИП Николаева Р.С. (Аптека «ЭМП»).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ……..……………………………………....6

1.1 Определение понятия мотивации…………………………………..….....…6

1.2 Теории мотивации…………………………………….…………………......12

2 МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ...20

2.1 Сущность методов мотивации и стимулирования………………………...20

2.2 Материальные методы стимулирования и мотивации……………………23

2.3 Нематериальное стимулирование на предприятии………………………..26

3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ИП НИКОЛАЕВА Р.С. (АПТЕКА «ЭМП»)…………………………………………………………………………..29

3.1 Общая характеристика организации…………………………………….....29

3.2 Анализ уровня мотивации……………………...……...................................31

3.3 Совершенствование мотивации в организации………………………...….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………..…………..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...…………………...40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать файл)
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 

на тему: 

     «Суть мотивации как функции управления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….….4

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ……..……………………………………....6

1.1 Определение понятия мотивации…………………………………..….....…6

1.2 Теории мотивации…………………………………….…………………......12

2 МЕТОДЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ...20

2.1 Сущность  методов мотивации и стимулирования………………………...20

2.2 Материальные методы стимулирования и мотивации……………………23

2.3 Нематериальное стимулирование на предприятии………………………..26

3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ИП НИКОЛАЕВА Р.С. (АПТЕКА «ЭМП»)…………………………………………………………………………..29

3.1 Общая характеристика организации…………………………………….....29

3.2 Анализ уровня мотивации……………………...……...................................31

3.3 Совершенствование мотивации в организации………………………...….33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……….……………………………………………..…………..37

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...…………………...40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность. В последнее время особенно усилилось внимание к проблеме мотивации как функции управления, с помощью которой руководство любого предприятия побуждает работников действовать наиболее эффективно для обеспечения производственного процесса в соответствии с намеченным планом. Эффективная мотивация персонала является одним из наиболее существенных факторов конкурентоспособности современных организаций.

     Развитие  рыночных отношений требует постоянного обновления и совершенствования системы мотивации и стимулирования труда, поскольку существующие механизмы мотивации оказываются недостаточными.

     В последние годы резко обострилась  проблема кадрового потенциала менеджеров-профессионалов, способных успешно управлять  людьми. При этом значительно снизилась  эффективность деятельности работников управленческого труда, их социальная и творческая активность под воздействием неэффективной системы мотивации и других факторов (политических, экономико-правовых, организационно-технологических и др.). В этой связи возникает необходимость развития мотивации персонала как функции управления современной организацией.

     Целью курсовой работы является анализ мотивации персонала как функции управления на предприятии. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

     - определить теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;

     - охарактеризовать методы стимулирования  и мотивации в организации;

     - проанализировать систему мотивации ИП Николаева Р.С. (Аптека «ЭМП»).

      Объектом исследования является система мотивации персонала ИП Николаева Р.С. (Аптека «ЭМП»). Предметом являются методы мотивации и стимулирования на предприятии.

     Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на положениях и выводах, сформулированных в трудах известных авторов  Кибанова А.Я., Маслоу А., Ильина Е.П., Блинова А.А. и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ  КАК ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
 

      1.1 Определение понятия мотивации 

     Мотивация - одна из центральных категорий  науки управления. В научной литературе существуют различные определения мотивации. В качестве рабочего определения мотивации будем использовать следующее: мотивация есть процесс побуждения человека к деятельности во имя достижения определенных целей.1 Мотивировать поведение означает уметь понимать и воспринимать внутренние потребности работника, системы и побуждать людей к сознательному самостоятельному выбору действий по удовлетворению потребностей и достижению личных и коллективных целей. Мотивация работников означает также умение добиваться понимания, восприятия и освоения ими целей организации. В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда - высокими.

     В конкретно-содержательном отношении  мотивация понимается как психологический феномен, как биопсихическая реакция человека на внешние воздействия и внутренние потребности, опосредованная особенностями среды и личности, и приводящая к определенному результату. При этом принципиально важно подчеркнуть наличие в мотивации естественного единства сознательных и бессознательных, рациональных и эмоциональных побуждений, отражающего человеческую природу, нарушение которого может приводить к ощутимым искажениям и потерям в практике управления.

     Таким образом, мотивация есть сознательный (подсознательный, надсознательный) процесс выбора человеком, социумом того или иного типа поведения, обусловленный воздействием потребностей развития и связанных с их удовлетворением ожиданиями. Процесс мотивации основан на функциях и свойствах (элементах) сознания и психики и включает восприятие и оценивание ситуации, целеполагание, выработку решений, ожидание результатов действий и их сознательную корректировку.

     Мотивация является неотъемлемым элементом управления коммерческой организации, государственного учреждения, общественной организации, церкви, а также любой неформальной организации. Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом.

     Успешность  управления любым социально-экономическим  объектом зависит от того, насколько  эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная система планирования, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким.

     Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.

     Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей2. Мотивация – это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека осуществлять деятельность, направленную на достижение определенных целей, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости.

     Для управления очень важно знать  направленность действий человека, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей.

     Мотив играет роль причины, объективной необходимости  что-либо сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются  до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей - довольно непростое дело. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Тем не менее, имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте.

     Поведение человека, обычно, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов. Изучить эту структуру – это задача менеджера.

     Рассмотрим  виды мотивов к труду:

     а) мотив социальности (потребность  быть в коллективе). Этот мотив в  особенности характерен для восточного (японского) стиля управления персоналом «групповая мораль». Потребность работать в «хорошем коллективе», по мнению многих социологов, входит в лидирующую группу ориентации работника в России;

     б) мотив самоутверждения характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и среднего возраста. По мнению Герцберга, он является собственно мотивирующим фактором для сотрудников высокой квалификации;

     в) мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес»;

     г) мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и д.т.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство;

     д) мотив приобретения нового (знаний, вещей и т.д.) лежит в основе многих элементов воздействия. Особенно он важен в среде высококвалифицированных специалистов;

     е) мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения работников ведет к де6мотивации;

     ё) мотив состязательности как основа организации соревнования на предприятии  один из сильнейших мотивов, действующих  во все времена. Определенная степень выражения состязательности генетически присуща каждому человеку. При малых затратах он дает ощутимый экономический эффект3.

     Мотивирование - это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация, можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.

     Внешнее мотивирование - это своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.

     Внутреннее  мотивирование является более сложным  процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры  человека. В этом случае нужно найти психологический способ для усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, к примеру, снижения монотонности труда и др. Второй тип мотивации требует от самого менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.

     Наиболее  часто встречающаяся модель мотивации  имеет три элемента:

     1) потребности, т.е. желания, стремления к определенным результатам. Люди испытывают потребность в таких вещах как одежда, дом, личная машина и т.д., но также и в “неосязаемых” вещах как чувство уважения, возможность профессионального роста и т.д.

Информация о работе Суть мотивации как функции управления