Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:16, курсовая работа
Проблема управления качеством труда и продукции является важней-шим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Введение
1. Теоретические основы управления качеством продукции
2. Организационно-экономическая характеристика КУСП «Северный» Городокского района
Список использованной литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Теоретические основы управления качеством продукции |
4 |
2. Организационно-экономическая характеристика КУСП «Северный» Городокского района |
16 |
Список использованной литературы |
40 |
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью прохождения практики является формирование практических навыков в условиях производственной деятельности на основе выполнения различных обязанностей, свойственных будущей профессиональной деятельности.
В связи с поставленной целью основная задача преддипломной практики состоит в том, чтобы в практических условиях закрепить и расширить полученные в ВУЗе знания и собрать фактический материал, который будет использован при разработке дипломной работы.
Успех любого предприятия зависит от своевременного отказа от производства малоэффективных, морально устаревших товаров и технологий и перехода на так называемые новинки, обеспечивающие большие возможности в удовлетворении нужд, запросов и вкусов потребителей, а также более рациональное и экономичное их производство. Чтобы перейти на производство новых, более прогрессивных и эффективных товаров и услуг, чтобы обеспечить крупномасштабный выход на товарный рынок, необходимо использование результатов фундаментальных научно-исследовательских разработок, открытий, изобретений и другой инновационной деятельности в области создания принципиально новых и модернизированных поколений готовой продукции или сырьевых товаров, материалов и услуг в производственных программах предприятия.
Объектом исследования в отчете о прохождении производственной практики является сельскохозяйственное предприятие КУСП «Северный» Городокского района Витебской области.
Основной целью написания отчета о прохождении производственной практики является анализ организационно-экономической характеристики и оценка организации управления качеством продукции на предприятии.
Основными задачами, решаемыми при написании отчета являлись:
Период исследования предприятия 2010-2012 гг.
Анализ и оценка выполнялась по материалам бухгалтерской и статистической отчетности предприятия за 2010-2012 годы, нормативно-правовыми и статистическими материалами Республики Беларусь.
Проблема управления качеством труда и продукции является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др.
Многоплановая система управления качеством продукции не может не включать в себя как составную часть проблемы обеспечение высокого качества труда работников, создающих продукт с необходимыми потребительскими свойствами. Однако управление качеством труда имеет и свои специфические особенности, которые надо учитывать в хозяйственной деятельности людей. Все это предполагает решение вопроса о месте и роли управления качеством труда в системе управления производственной деятельностью людей в целом. Некоторые экономисты считают, что управление ростом качества и производительности труда является центральной подсистемой всей системы управления трудом, главной ее задачей [23]. С таким утверждением можно было бы согласиться, если данную проблему рассматривать с позиции собственно производства, содержания процесса труда. Но этого сейчас явно недостаточно. Главным элементом содержания всех производственных и трудовых процессов является их целевая функция, направленная на обеспечение потребностей людей. Этой же цели должно служить и управление качеством труда. Именно результативность качества труда как степень его общественной полезности становится конечной целью управления данным процессом. Поэтому управление качеством труда является неотъемлемой составной частью управления качеством продукции в широком его понимании. Это подтверждает зарубежный опыт. Безусловно, управление качеством труда, ориентированное по своей цели на потребителя и являющееся главной частью комплексной системы управления качеством, имеет свои функциональные особенности, связанные с изменением содержания и характера труда, развитием трудовых отношений.
К этим особенностям относятся формирование и подготовку квалифицированных кадров, их распределение и использование, совершенствование оплаты труда по его количеству и качеству, улучшение содержания и условий труда и т. д. Это дает основание рассматривать управление качеством труда как многогранную и сложную подсистему, имеющую свои объекты и структурные элементы, собственный механизм движения, и в то же время диктует необходимость построения ее, исходя из основополагающих принципов организации общественного труда. Такой подход к исследованию данной проблемы позволяет лучше выявить резервы роста качества труда.
Организация труда и управление персоналом – многоплановые процессы. Они включают такие элементы, как наем и расстановка работников, распределение среди них обязанностей, подготовка и переподготовка кадров, стимулирование труда, совершенствование его организации [27].
"Эффективность труда" и "качество труда" являются ключевыми факторами в повышении прибыли предприятия в долгосрочном периоде. В экономической литературе встречаются различные точки зрения на понятие эффективности труда. В одних случаях эффективность труда отождествляется с его производительностью [18], в других – определяется как произведение показателя производительности труда на показатель качества труда [19].
Приводятся различные определения качества труда: "Качество труда –это свойство конкретного труда производить ту или иную потребительскую стоимость в определенных условиях" [16 ]; "Качество труда можно определить как такую относительно устойчивую совокупность свойств, которая создает его существенную определенность как особого вида деятельность и обусловливает разные производственные результаты" [18].
Известный американский специалист по качеству Д. Харрингтон, рассматривает качество с позиции его управления в двух аспектах – в узком и широком. В узком смысле качество означает качество продукции. В широком смысле качество означает качество работы, обслуживания, информации, процесса, работы подразделений, работы персонала (включая рабочих, инженеров, руководящих и административных работников), качество функционирования системы, фирмы» [25].
С качеством труда
тесно связана система
Соответственно растущим требованиям к качеству продукции и ее соответствию международным стандартам и системам качества, перед предприятиями встает необходимость повышения квалификации кадров. Поэтому в настоящее время все более возрастает роль систем подготовки и переподготовки кадров в соответствии с растущими требованиями к их квалификации для обеспечения необходимого качества продукции. С ростом автоматизации производства, сокращения ручного труда, а то и полной замене человека машинами квалификация кадров играет важную роль в повышении качества продукции на основе международных норм и систем [6].
Необходимо отметить, что иногда параллельно, иногда пересекаясь, а иногда и как единое целое наряду с понятием «управление», с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться понятие «управление качеством». До конца 1980-х годов речь шла в основном о термине «управление качеством продукции». Еще в 1979 году А.В. Гличев [9] определил управление качеством продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование» [9]. Это же определение приводит Н.Ф. Прокопенко [23].
Экономический словарь «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию динамичной сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения» [24].
В 1994 году В.И. Галлеев [8] дает уже несколько иное определение. Он пишет: «Управление качеством продукции – это подготовка и внесение в план по качеству, нормативную, техническую документацию значений показателей качества вновь осваиваемой или модернизируемой продукции или изменение показателей качества выпускаемой продукции, а также выполнение необходимых работ по достижению и поддержанию этих значений показателей» [8].
Управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции. По мнению специалистов Запада, отмечает В. Воскобойникова, «в настоящее время основополагающим принципом управления качеством является следующий: «Производство деталей и изделий надлежащего качества – с первого предъявления» [7]. Представляется, что требованиям этого принципа в большей степени отвечают методы и формы самоконтроля.
К концу 1980-х годов стало ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции – значит иметь в виду десятую долю из всего многообразия объектов, об управлении качеством которых необходимо вести речь в современных условиях. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано. Международный стандарт ИСО 8 402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству» [12]. Однако и это определение не отражает реальной сущности управления качеством. После его прочтения возникает закономерный вопрос: почему управление качеством включает только оперативные меры и не затрагивает стратегические аспекты? Указывая на оперативный характер мер, авторы стандарта подчеркивают, что это те методы и действия, которые реализуются в текущем отрезке времени, при этом не определяется допустимая продолжительность этого отрезка. Фактически получается, что действия, выходящие за его пределы, не могут быть отнесены к управлению качеством. А это в принципе не верно. Безусловно, в деятельности по управлению качеством есть действия, которые могут и должны выполняться именно в оперативном порядке (например, устранение выявленных в ходе конкретной технологической операции несоответствий). Но в то же время управление качеством обязательно должно включать стратегические аспекты, без разработки которых невозможна и оперативная деятельность.
В современных условиях,
управление качеством представляет
собой определенную стратегию и
тактику не только выживания, но и
дальнейшего процветания
С течением времени представления об управлении качеством включали все новые и новые элементы, требовали усиления интеграции деятельности различных служб и подразделений организации. Появляется и развивается понятие TQM – всеобщее управление качеством. В то же время управление начинает разделяться на функциональные составляющие, а в теоретическом плане оно предстает как управление по целям. Основная идея этой концепции заключается в структуризации и развертывании целей, а затем проектировании системы организации и мотивации достижения этих целей.
Под управлением качеством понимают воздействие на производственный процесс с целью обеспечения требуемого качества продукции. Такое понимание управления включает три элемента: субъект управления (кто воздействует), объект управления (на что направлено воздействие) и сам процесс воздействия. Определив объект управления (производственный процесс), остановимся на самом процессе воздействия – на «механизме», «технологии» управлении качеством. Как всякий процесс управления, управление качеством осуществляется путем реализации управленческих функций [23].
Информация о работе Теоретические основы управления качеством продукции