Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2015 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования: изучить и охарактеризовать теоретические основы системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем;
2. Определить основные принципы и логику построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования;
3. Изучить основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода.
Введение 3
1 Теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем 5
2 Основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования 9
3 Компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода 19
Заключение 25
Список использованных источников 27
Содержание
Введение |
3 | |
1 |
Теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем |
5 |
2 |
Основные принципы и логика построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования |
9 |
3 |
Компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода |
19 |
Заключение |
25 | |
Список использованных источников |
27 | |
Введение
Процесс реформирования системы образования в Республике Беларусь ориентирован на реализацию принципов гуманизации и гуманитаризации. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания управления воспитательной деятельности в учреждении образования. Социально-экономическая ситуация в нашей республике, общество и государство предъявляют новый запрос к воспитанию подрастающего поколения, который не может быть выполнен без внедрения новшеств в воспитательную работу и модернизацию управления развитием воспитательных систем, обеспечивающих повышение эффективности и качества воспитания учащихся. Современная школа работает с новым поколением детей, выросших в изменившихся социальных условиях, тогда как воспитательная работа в течение многих лет остается крайне консервативной.
[1, с. 15]. Изменение целевых установок образования предполагает и новую трактовку воспитания. Воспитание должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, создавать условия, для того чтобы каждый ребенок смог научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество. Воспитание - процесс непрерывный, но управлять им необходимо, столь же планомерно, как и учебным. Одним из механизмов реализации целей и задач воспитания является создание актуальной воспитательной системы [2, с. 32].
Исследования по различным аспектам формирования эффективных воспитательных систем относительно немногочисленны. В них рассматриваются вопросы построения вариативных моделей воспитания (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский Н.М. Таланчук, Н.Е.Щуркова, и др.), анализа их деятельности (Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова и др.), отдельных аспектов эффективности и ведения воспитывающей деятельности (Кабуш В.Т., С.И.Денисенко, С.Ю.Новоселова) [3, с. 49]. Несмотря на то, что в существующей научной литературе большое внимание уделено проблемам управления развитием школы (Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричевский, И.М. Курдюмова, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, A.M. Цирульников и др.), фактически отсутствуют работы, непосредственно посвященные вопросам управления развитием школьных воспитательных систем. В то же время новые социально-экономические условия диктуют новые подходы к организации воспитательной работы в школе.
Исследование теоретических основ управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода предполагает обращение к проблемам, которые представляются нам важными и интересными. Системно-целевой подход довольно давно является объектом для многочисленных и разноаспектных исследований: социальная сущность системно-целевого подхода раскрыта в трудах В. Г. Афанасьева, Л. Берталанфи, А. А. Богданова, А. И. Пригожина, Э. Г. Юдина; проблема воспитания как системного процесса - в работах В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, А. Т. Куракина, Ю. А. Конаржевского. Хотя интерес ученых к столь значимому компоненту современной педагогики остается стабильным, одной из лакун в изучении системно-целевого подхода в теории воспитания является его динамика и изменение с течением времени [3, с. 29].
Исходя из вышесказанного, была выбрана тема данной курсовой работы: «Теоретические основы управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода».
Актуальность исследования обусловлена необходимостью детального изучения управления развитием воспитательной системы на основе системно-целевого подхода, в определении содержания деятельности всех участников педагогического процесса по формированию основ управления воспитательной системы на основе системно-целевого подхода.
Объект исследования: управление развитием воспитательной системы учреждения образования.
Предмет исследования: управление воспитательной системой на основе системно-целевого подхода
Цель исследования: изучить и охарактеризовать теоретические основы системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать теоретические подходы к решению проблем управления развитием воспитательных систем;
2. Определить основные принципы и логику построения модели управления развитием воспитательной системы учреждения образования;
3. Изучить основные компоненты системно-целевого управления развитием воспитательной системы учреждения образования и эффективность управления развитием воспитательной системы учреждения образования на основе системно-целевого подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанная модель управления развитием воспитательных систем на основе системно-целевого подхода обогащает теорию управления воспитательным процессом, создает научный задел для дальнейших исследований и разработок по управлению процессами воспитания в образовательных учреждениях разных типов и видов, модернизации воспитания с учетом требований новых стандартов и меняющихся условий деятельности школы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут непосредственно использоваться администрацией общеобразовательных учреждений для модернизации систем внутришкольного управления, а также педагогами и воспитателями при решении новых задач в области воспитания. Результаты исследования могут также использоваться для развития инновационной компетентности руководителей и учителей школ.
развитием воспитательных систем
Воспитательная система как педагогический феномен интенсивно изучается наукой с начала 1970-х гг. Сегодня создана целостная концепция воспитательной системы, среди авторов которой следует назвать Л. И. Новикову, В. А. Караковского, A. M. Сидоркина, Н. Л. Селиванову и др. В их исследованиях воспитательная система рассматривается как целостный социально-педагогический организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат [4, с. 18-19].
Воспитательная система учреждения образования - это комплекс воспитательных целей и людей, их реализующих в процессе целенаправленной деятельности, комплекс отношений, возникающих между ее участниками, освоенная школьная среда и воспитательное пространство, целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания [5, с. 31].
Новиковой Людмилой Ивановной проведены исследования по использованию системно-целевого подхода в изучении и совершенствовании воспитательного процесса. Основная идея: «Все воспитательные системы - это не просто продукт и порождение своего времени, это, прежде всего, взлет педагогического творчества, уважение к личности ребенка…» [6, с. 96].
Караковский В. А. считал, что «для того чтобы создать собственную систему и развивать ее в тех или иных условиях, мало понять, зачем она нужна, и убедиться в том, что подобных систем было и есть много, надо еще увидеть ее как объект целенаправленного управления…» [7, с. 117].
Модель воспитательной системы учреждения образования – это схема описания системы условий и отношений образовательного учреждения, опирающаяся на представление об оптимальном и достаточном качественном уровне состояния учреждения образования, необходимого для личностного развития ребенка.
Управление воспитательной
системой – это научно организованное
управление со своеобразной иерархией;
руководитель, педагогический коллектив,
коллектив обучаемых; поэтому управление
может осуществляться различными моделями
[8, с. 79].
В.А. Караковский,
Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова признают,
что воспитательная система школы должна
быть динамичной, отмечая при этом сложность
её структуры и новизну воспитательных
задач [6, с. 125].
Анализ процессов воспитания в современной системе образования показывает, что в вопросах развития оно значительно отстает не только от запросов социума, но и от процесса обучения, в котором систематически внедряются инновации.
В практике работы школ должно принципиально измениться управление развитием воспитательной системы, с тем, чтобы изменения затрагивали все элементы системы воспитания - цели, результаты, формы и методы воспитания, условия воспитывающей деятельности.
Несмотря на то, что в существующей научной литературе большое внимание уделено проблемам управления развитием школы (Ю.А. Конаржев-ский, В.Ю. Кричевский, И.М. Курдюмова, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, М.М. Поташник, В.П. Симонов, A.M. Цирульников и др.), фактически отсутствуют работы, непосредственно посвященные вопросам управления развитием школьных воспитательных систем. В то же время новые социально-экономические условия нашего государства диктуют новые подходы к организации воспитательной работы в школе [7, с. 21].
Таким образом, проведенный нами анализ позволил выявить противоречия между:
• новыми требованиями к воспитанию школьников и отсутствием научно- обоснованных подходов и методов изменения воспитательных систем образовательных учреждений;
• высокими темпами обновления учебного процесса и неадекватно низкими темпами модернизации воспитательного процесса, обусловленными, в том числе, отсутствием научно-практических разработок по модернизации воспитательных систем;
• высокой интенсивностью труда педагогов и недостаточной эффективностью воспитывающей деятельности, связанной с опорой на устаревшую научно-методическую базу воспитания;
• необходимостью интеграции усилий школы, других социальных институтов, а также родителей для решения задач воспитания учащихся и отсутствием для этого эффективных подходов и методов организации совместной воспитывающей деятельности, научно-методической базы, учитывающей новые социально-экономические условия;
• объективной необходимостью применения новых подходов и методов
организации воспитательной работы в общеобразовательной школе и отсутствием научно-обоснованных средств управления развитием воспитательной системы.
Названные противоречия позволили выделить проблему исследования, заключающуюся в отсутствии научно-обоснованных средств повышения качества управления развитием воспитательной системы школы.
В научной литературе приводится значительное число проблем управления, препятствующих развитию воспитательных систем. Так, отмечаются проблемы с определением перспектив развития (И.И. Калина, Н.В. Немова, H.JI. Селиванова и др.). Подчеркивается, что анализ воспитательных процессов осуществляется фрагментарно, а движение не всегда происходит от следствия к вызвавшей его причине. Большинство учителей не только не владеют средствами проблемно-ориентированного анализа воспитательной системы (B.C. Лазарев, Б.П. Мартиросян), но и не осознают его значения. В результате нет обоснованного выделения элементов воспитательной системы, требующих изменения [8, с. 96].
Существенной проблемой является отсутствие у педагогов адекватных методов выбора отдельных новшеств, способствующих развитию воспитательной системы. При сборе соответствующей информации педагоги часто охватывают не весь спектр имеющихся по теме разработок, затрудняются выделить те из них, которые можно было бы использовать в своей деятельности (О.Г. Хомерики). В то же время собирается значительное количество программ и методик, не приспособленных к внедрению в данном образовательном учреждении [9, с. 8].
Типичной является проблема организации сбора информации о развитии воспитательных систем (распределении функций по поиску между учителями; порядок обмена информацией о наиболее интересных и качественных разработках). Можно утверждать, что формирование адекватного представления о перспективных педагогических разработках в области воспитания, осложняется отсутствием в системе школьного образования качественной, соответствующей интенсивным темпам развития, научно-методической базы (Т.П. Афанасьева, И.А. Елисеева и др.). В результате при изучении любого новшества остается без ответа множество вопросов, связанных с необходимостью его совмещения с существующей воспитательной системой; с повышением требований к квалификации учителей, расширением сферы их неформальной коммуникации, с поиском новых методических материалов, с согласованием будущих образовательных результатов с требованиями и ожиданиями родителей. (А.И. Адамский, А.Г. Каспржак, Т.М. Ковалёва и др.) [10, с. 69].