Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 12:34, контрольная работа
В данной контрольной работе будут рассмотрены все виды и этапы карьеры, ее понимание и цели. В практической части будут рассмотрены причины, по которым следует «заботиться о своем персонале». Материал для практической работы взят из статьи «Гонка «вслепую» или езда без водителя?» журнала «Кадровое дело» №9, автор Анна Несмеева.
Введение…………………………………………………………………..3
Понятие, виды, цели и этапы карьеры…..……………………………....4
Управление карьерой …………………………………………………...12
Практическая часть……………………………………………………...17
Заключение………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………...21
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие, виды, цели и этапы карьеры…..……………………………....4
Управление карьерой …………………………………………………...12
Практическая часть………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...21
Введение
Управление карьерой как часть теории управления персоналом стала формироваться в России только с середины 1990-х годов. Произошло это в связи с тем, что переход к рыночной экономике заставил организации самостоятельно заботиться об обеспечении своей деятельности необходимыми человеческими ресурсами, определять приоритеты кадровой политики. Поэтому возрастает внимание к человеческому фактору и его развитию. Акцент на развитие персонала, планирование карьеры и деловая активность работников стал признаком инновационного стратегического подхода к управлению персоналом успешных фирм.
Управление карьерой необходимо для формирования устойчивых отношений с сотрудниками внутри компании, ориентированных на достижение долгосрочных целей бизнеса. Это подразумевает для компании - формирование кадрового резерва, а для сотрудника – планирование личной профессиональной карьеры.
Карьера занимает важное место в структуре потребностей современных людей, обеспечивает материальное благополучие, удовлетворение высших потребностей, оказывает влияние на удовлетворенность трудом и жизнью.
Грамотно построение управление карьерой имеет важное значение для функционирования и развития организации, являясь фактором повышения эффективности ее деятельности, условием устойчивости и жизнеспособности. Поэтому карьерой необходимо управлять.
В данной контрольной работе будут рассмотрены все виды и этапы карьеры, ее понимание и цели. В практической части будут рассмотрены причины, по которым следует «заботиться о своем персонале». Материал для практической работы взят из статьи «Гонка «вслепую» или езда без водителя?» журнала «Кадровое дело» №9, автор Анна Несмеева.
Понятие, виды, цели и этапы карьеры
Выбор карьеры является одним из наиболее важных решений, которое человек принимает в своей жизни. Достижения человека в той или иной сфере деятельности зависят от соответствия между его личностью и характером его работы, а также от совмещения личных ожиданий в области личной карьеры с возможностями организации.
Деловая карьера – это поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения [4, 209с.].
Полноценная карьера – это сбалансированное взаимодействие процессов внутреннего развития человека и его внешнего движения в освоении социального пространства [5, 164с.].
Внутреннее развитие включает в себя профессиональный рост человека (преумножение его знаний и навыков, изменение его влияния, авторитета) в среде, престижа в глазах подчиненных и коллег, повышение уровня благосостояния. Внешнее движение сопровождается освоением определенных ступеней (движение по должностным позициям, разрядам квалификационной лестницы, статусным рангам, уровням материального вознаграждения).
Иначе говоря, карьера – это индивидуально осознанная позиция и поведение, связанные с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека. Движущей силой накопления этого капитала являются материальные и духовные потребности человека в рамках его ценностных ориентаций. В процессе производственной деятельности работник осваивает новые профессиональные, должностные, управленческие и социальные навыки, повышая тем самым ценность своего человеческого капитала.
Основой продвижения в карьере является саморазвитие – непрерывный комплексный процесс накопления человеческого капитала [3, 230 с.]. Собственник этого капитала на основе самооценки и анализа ситуации принимает решение о средствах достижения личных целей в профессиональной деятельности. На это процесс влияют следующие факторы:
Этапы саморазвития:
- формирование профессиональной направленности (проявление интереса к определенному виду трудовой деятельности);
- профессиональное
- формирование профессиональной компетенции (умений, навыков, этики, профессиональных знаний);
- становление
Начинается деловая карьера с формирования субъективно осознанных собственных суждений работника о своем трудовом будущем, ожидаемом пути самовыражения и удовлетворения трудом. Иначе говоря, карьера – это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Различают несколько видов карьеры (рис.1.):
Рис. 1. Виды карьеры
- профессиональная – рост специальных знаний, умений, навыков. Характеризуется тем, что конкретный работник в процессе профессиональной деятельности проходит различные этапы развития в рамках профессии и области деятельности, в которой он специализируется;
- внуриорганизационная – связана с траекторией движения человека в организации.
Как профессиональная, так
и внутриорганизационная
Специализированная карьера предполагает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии карьеры в рамках профессии и деятельности, в которой он специализируется.
Неспециализированная карьера предполагает, что поднимаясь по служебной лестнице человек должен иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на одной должности более чем на три года, а руководитель должен быть специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-либо отдельной функции. Данный вид карьеры широко развит в Японии.
2) По направлениям движения работника в структуре организации:
- вертикальная – подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда);
- горизонтальная – предполагает либо перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре;
- в центростремительном направлении – продвижение к центру управления, более глубокое участие в процессах принятия решений, при этом формального должностного роста может и не происходить.
- скрытая – вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации.
- ступенчатая – вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной карьеры.
Также можно выделить виды карьеры по характеру происходящих изменений:
- властная – формальный рост статуса человека в организации посредством его движения вверх по иерархии управления или рост неформального авторитета работника в организации;
- квалификационная – профессиональный рост движения по разрядам тарифной сетки той или иной профессии;
- статусная – увеличение статуса работника в организации, выражаемое присвоением очередного ранга за выслугу лет или почетного звания за выдающийся вклад в развитие организации;
- монетарная – повышение уровня вознаграждения работника (уровень оплаты труда), объема и качества, предоставляемых ему социальных льгот.
Виды карьеры, скорости перехода между рабочими местами, стадий карьеры определяются рядом факторов: экономические, социально-экономические (уровень образования, квалификация, поддержка обществом социально-значимых направлений деятельности), социально-демографические (пол, возраст, социальное происхождение, семейное положение).
Теперь рассмотрим цели карьеры. Любая карьера делается ради чего-то и имеет свои цели. Предлагаются следующие цели, которые администрация и сотрудники кадровых служб должны себе ясно представлять [5, 165-166 с.]:
Российский ученый Сергей Шапиро в своей книге «Как построить идеальную карьеру» пишет, что цель карьеры – это не престижная должность, не определенные функциональные обязанности, не место в служебной иерархии, как, может быть, считают некоторые читатели. Цель имеет более глубокое содержание. Она проявляется в причине, по которой человек хочет занимать определенную должность, выполнять конкретную работу, удовлетворить определенные потребности. Карьерные цели, как правило, меняются по мере того, как меняется сам человек (становится старше, повышает квалификацию и т.д.). Формирование карьерных целей – это постоянный процесс, находящийся в прямой зависимости от мотивации каждого отдельного человека.
В таблице 1 показаны связи между этапами карьеры и потребностями.
Этапы карьеры |
Возраст, лет |
Потребности достижения цели |
Моральные потребности |
Физиологические и материальные потребности |
Предварительный |
18-25 |
Учеба, испытания на разных работах |
Начало самоутверждения |
Безопасность существования |
Становление |
25-30 |
Освоение работы, развитие навыков, формирование квалифицированного специалиста или руководителя |
Самоутверждение, начало достижения независимости |
Безопасность существования, здоровье, нормальный уровень оплаты труда |
Продвижение |
30-40 |
Продвижение по служебной лестнице, приобретение новых навыков и опыта, рост квалификации |
Рост самоутверждения, достижение большей независимости, начало самовыражения |
Здоровье, высокий уровень оплаты труда |
Сохранение |
40-50 |
Пик совершенствования квалификации специалиста или руководителя, повышение квалификации, обучение молодежи |
Стабилизация независимости, самовыражения, рост уважения, начало уважения |
Сохранения уровня зарплаты и интерес к другим источникам дохода. |
Завершение |
50-60 |
Приготовление к уходу на пенсию. Подготовка к смене вида деятельности. |
Стабилизация самовыражения, рост уважения |
Сохранение уровня оплаты труда и повышение интереса к другим источникам дохода |
Пенсионный |
после 60 |
Занятие новыми видами деятельности |
Самовыражение в новой сфере деятельности, стабилизация уважения |
Размер пенсии, другие источники дохода, здоровье |