Управление конфликтами и методы их предупреждения в современной деловой практике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:39, курсовая работа

Краткое описание

В организации конфликт всегда выливается в определенные поведение, действия, предполагающие вмешательство в дела других. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности ее изменить (при этом действия принимают форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений и сохранять сдержанность. «Современная точка зрения на конфликты состоит в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить проблемы, скрытые от глаз процессы, разнообразные точки зрения на те или иные события.»

Содержание

Введение 3-4
1. Понятие конфликтов 5-7
2. Типология конфликтов 8-13
3. Функции конфликта 14-15
4. Конфликт как процесс 16-19
5. Причины конфликта 20-23
6. Управление и преодоление конфликта 24-31
7. Предупреждение конфликта 32-35
Заключение 36-37
Список использованной литературы 38

Вложенные файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 63.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Кафедра экономико-управленческих

и правовых дисциплин

 

 

 

«Управление конфликтами 

и методы их предупреждения в современной деловой практике».

Курсовая работа по теории управления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 
     
 

Введение

3-4

Понятие конфликтов

5-7

Типология конфликтов

8-13

Функции конфликта

14-15

Конфликт как процесс

16-19

Причины конфликта

20-23

Управление и преодоление конфликта

24-31

Предупреждение конфликта

32-35

 

Заключение

36-37

 

Список использованной литературы

38


 

 

Введение

Тема курсовой работы «Управление  конфликтами и методы их предупреждения в современной деловой практике»  является актуальной в Российской Федерации, требует подробного изучения, анализа. Проблема конфликтов — очень важная социально-психологическая проблема, а вместе с тем мало исследованная.

Конфликты – часть жизни  каждого человека и общества в  целом. Интерес к проблемам возникновения  и разрешения конфликтов проявляют  психологи, социологи, политики, педагоги, руководители, административно-управленческий персонал, поскольку все эти специалисты  связаны с проблемами взаимодействия людей.

«Конфликтология как наука  сформировалась недавно, но она помогает выбрать способ поведения в сложных  ситуациях, адекватно реагировать  на действия окружающих людей на работе, дома, на отдыхе. Умение анализировать  причины и динамику конфликтов, знание правил поведения в конфликтных  ситуациях необходимы каждому человеку, поскольку являются важными условиями  гармонизации человеческих отношений»1.

В организации конфликт всегда выливается в определенные поведение, действия, предполагающие вмешательство  в дела других. Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и только в том случае, когда не видит возможности ее изменить (при этом действия принимают  форму атаки или обороны), но обычно старается не осложнять отношений  и сохранять сдержанность. «Современная точка зрения на конфликты состоит  в том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку  дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить проблемы, скрытые  от глаз процессы, разнообразные точки  зрения на те или иные события.»2 Позитивными последствиями конфликта считаются решение проблемы способом, приемлемым для всех сторон; укрепление взаимопонимания, сплоченности, сотрудничества; уменьшение антагонизма, единомыслия, покорности. Конфликты ведут к перестройке существующих и формированию новых социальных институтов и механизмов, способствуют образованию и консолидации групп, сохранению между ними границ, баланса интересов и власти и таким образом обеспечивают углубление и относительную стабильность внутренних отношений. Наконец, конфликты способствуют повышению активности и мотивации к работе, росту квалификации, стимулируют споры и любознательность, появление новых идей и альтернатив развития организации, рост способности к изменениям, повышение качества принимаемых решений. Совершенно без конфликтов, переживаний, напряжений человек может остановиться в своем развитии. Все это облегчает процесс управления, повышает его эффективность, а поэтому конфликты часто в зависимости от ситуации лучше не подавлять, а регулировать.

Именно поэтому, стала  совершенно очевидной потребность  в научном исследовании причин, условий  возникновения и способов регулирования  конфликтных ситуаций.

Целью моей работы является рассмотрение понятия «конфликта», способов управления конфликтами и  методов их предупреждения в современной  деловой практике.

 

  1. Понятие конфликта

Понятие конфликта активно  используется как в научной литературе, так и в обыденной речи и  трактуется достаточно широко. Конфликтом называют как военные действия, так  и семейную ссору и внутриличностные переживания и нравственную борьбу. Существуют конфликты ровно столько, сколько существует человек, так  как возникают они только в  процессе общения людей. Большую  часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством  и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с  партнерами компании. При таком плотном  графике общения возникает масса  причин, по которым люди не совсем правильно  понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает  конфликт.

«Конфликт можно рассматривать  в узком и в широком смыслах. В узком — это непосредственное столкновение сторон, в широком —  процесс, состоящий из нескольких этапов, в рамках которого столкновение является лишь одним из них.»3

Человек вступает в конфликт в значимой для него ситуации и  только в том случае, когда не видит возможности ее изменить (при  этом действия принимают форму атаки  или обороны), но обычно старается  не осложнять отношений и сохранять  сдержанность. Современная точка  зрения на конфликты состоит в  том, что многие из них не только допустимы, но и желательны, поскольку  дают информацию о проблемах организации, позволяют выявить проблемы, скрытые  от глаз процессы, разнообразные точки  зрения на те или иные события. Ежедневно  на почве расхождений во взглядах, разногласий и противоборства различных  мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личных особенностей возникает возможность возникновения конфликтов. Они предоставляют собой один из результатов каждодневного соперничества и противостояний людей в сфере принципиальных или эмоциональных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Слово "конфликт" - латинского корня и в буквальном переводе означает "столкновение". Конфликт – это острое столкновение противоположных  позиций в процессе взаимодействия людей. В организации конфликт всегда выливается в определенные поведение, действия, предполагающие вмешательство  в дела других. Из этого определения  можно вывести признаки конфликта.

- наличие существования противоположных позиций. В данном случае позиция - это то что заставляет человека действовать: взгляды, точка зрения, цели, стремления, желания, мотивы, убеждения. У разных членов коллектива – разные стремления и интересы а, следовательно, разные позиции. Они могут частично или полностью совпадать. Наличие в коллективе различных позиций еще не признак наличия конфликта, а вот когда позиции не просто разные, а противоположные, взаимоисключающие – это и является признаком наличия конфликта.

- вторым признаком наличия конфликта является именно столкновение противоположных позиций, неважно в какой форме будет проходить это столкновение.

Источниками конфликта могут  быть дефицит ресурсов, неодинаковый вклад в дело, несбывшиеся ожидания, ортодоксальность управления, недостаток самооценки и т. п. Путями разрешения конфликтов могут быть сила, власть, убеждение, сотрудничество, компромисс, уход от конфликта, согласие сдаваться, привлечение третей силы, ведение  игры и т. п.

«С позиций диалектического  материализма конфликт представляет собой  высшую стадию развития противоречий, стадию, непосредственно предшествующую их разрешению».4

Именно поэтому когда  люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п., В результате, образуется мнение, что конфликт – явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что  его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

 

  1. Типология конфликта

«В науке нет пока единого  мнения по поводу понятия «конфликт» и систематизации конфликтов. Но проблема часто обсуждается, т. к. имеет в  основном прикладное значение. Особенно эта проблема актуальна для практики управления конфликтами.»5

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю организацию, и парциальные, касающиеся ее отдельной части; зарождающиеся, зрелые или угасающие; слепые или рациональные; мирные или немирные; кратковременные или затяжные, долгое время лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конфликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению.

По отношению к отдельному субъекту конфликты бывают внутренними и внешними. К первым относятся внутриличностные; ко вторым — межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Возникновение внутриличностных конфликтов обусловлено внутренними противоречиями человека. Когда в человек борется сам с собой из-за невозможности по той, или иной причине принять решение.

Межличностные конфликты, как считается, порождаются столкновением материальных интересов отдельных субъектов, хотя внешне это проявляется как несовпадение характеров, личных взглядов или моральных ценностей. Для руководителей такие конфликты представляют наибольшую трудность, ибо все их действия, независимо оттого, имеют они отношение к конфликту, или нет, в первую очередь будут рассматриваться через призму данного конфликта.

Конфликты между личностью  и группой в основном обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения, а межгрупповые порождаются различиями во взглядах или в интересах.

Реализация интересов  людей всегда осуществляется посредством  власти, поэтому во внутриорганизационном  конфликте принимают участие  борющиеся за нее политические силы — неформальные группы и коалиции, появление которых является своего рода его индикатором.

Рассматривая конфликты  в зависимости от их предмета можно  выделить следующие разновидности.

Экономические конфликты. Экономическая деятельность людей оказывает воздействие на развитие производственных отношений и определенных социальных структур, в рамках которых формируются и взаимодействуют различные интересы. Конфликты здесь связаны с разделением труда и возникающими на этой основе различиями между людьми в материальной и социальной сферах.

Социальные конфликты. В любой социальной группе, даже находящейся на низком уровне развития, можно обнаружить процесс социального расслоения (или процесс формирования особых слоев общества по степени престижа, квалификации, самодеятельности). Между возникающими слоями появляются различные противоречия, способные стать причиной разнообразных конфликтов. В конфликтах, которые возникают между отдельными слоями общества, задействованы и не только экономические, но и социальные интересы, например, и соображения престижа. Предметом отдельного конфликта может оказаться все, что угрожает существованию социального слоя.

Классовые конфликты. Различия, существующие между общественными классами, являются источниками классовых конфликтов или классовой борьбы, которая может проявляться в экономической, политической и идеологической областях. В этих конфликтах находят свое отражение различные классовые интересы.

Политические конфликты. Существование таких сложных социальных организмов, как государство и народ, с присущими им особыми стремлениями и склонностями создает условия для возникновения различных политических конфликтов международного и межгосударственного характера. Таким образом, кроме классовых конфликтов политического характера, происходящих в рамках отдельных обществ, государств или народов, можно выделить также различные международные и межгосударственные конфликты, которые часто выступают следствием значительного расширения классовой борьбы.

Идеологические конфликты. Могут возникать как между классами, так и в рамках одного класса, например, мировоззренческие конфликты между верующими и неверующими, а также между отдельными группами на религиозной, расовой, этнической, культурной основе. Предметом таких конфликтов являются различные идеологические ценности, лежащие в основе воззрений определенной социальной группы.

Культурные конфликты. Соприкосновение людей, представляющих различные культуры, порождает разнообразные конфликты, направленные на «сдерживание» чужих культур, отличающихся идеалами и стилем жизни. Для примера можно назвать конфликты, которые на этой основе возникают между жителями городов и деревень, между коренным населением и иммигрантами, между старой интеллигенцией, особенно гуманитарной, и новой, технической. Предметом этих конфликтов являются духовные ценности культур. Основная проблема — признание тех или иных ценностей.

Информация о работе Управление конфликтами и методы их предупреждения в современной деловой практике