Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:37, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
рассмотреть теоретические аспекты понятия системы управленческого контроля;
исследовать порядок управленческого учета в организации;
предложить методику управленческого контроля сбытовыми затратами.
Введение 3
1. Теоретические аспекты управленческого контроля 5
1.1. Управленческий контроль и контролируемая среда. Задачи управленческого контроля 5
1.2. Основные виды контроля.Поэтапные процессы контроля….. 10
1.3. Информация, используемая в процессе управленческого контроля 14
2. Эфеективность управленческого контроля. Контроль на предприятии
2.1. Управленческий учет на предприятии ОАО «СПЗ» 19
2.2. Эффективность управленческого контроля 22
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Приложения
Содержание
На современном этапе развития учета и управления становление и внедрение системы управленческого учета являются достаточно сложным и длительным процессом, состоящим из нескольких последовательных этапов. При разработке и становлении управленческого учета на предприятии необходимо учесть ряд особенностей по реорганизации финансовой службы, разработке системы учета затрат и установке программного обеспечения.
Управленческий учет и контроль отвечают потребностям руководства организации для планирования анализа текущей деятельности и принятия как оперативных, так и стратегических решений.
Управленческий учет и контроль не являются обязательными для ведения в организации, однако все большее количество организаций разрабатывает специфические (индивидуальные) системы управленческого учета и контроля применительно к своей организации.
Основополагающими понятиями, относительно которых рассматривается функционирование учета и анализа, являются затраты и расходы. Для эффективной работы с теоретической точки зрения систем управленческого учета и анализа необходимо дать четкое определение данным терминам и определить степень участия каждого из них в управленческом учете и анализе.
Управленческий учет непосредственно связан с измерением затрат и результатов деятельности предприятия, анализом и оценкой их соотношения. Ни одно управленческое решение нельзя осуществить без затрат, и от его реализации всегда ожидается (или обеспечивается) определенный результат.
Основной целью этих разработок является минимизация издержек производства и, как следствие, увеличение прибыли.
Задачи курсовой работы:
Объектом исследования курсовой работы является промышленное предприятие ОАО «СПЗ».
Предметом исследования является организация управленческого учета на промышленном предприятии.
Теоретической и методологической
базой исследования послужили научные
труды ведущих отечественных и зарубежных
специалистов в области управленческого
учета.
Управленческий учет издержек производства
- это система отражения
Управленческий учет издержек производства как элемент бухгалтерского учета отражает формирование издержек производства, обеспечивает калькулирование себестоимости продукции и выявление производственно-финансового результата хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений. Следовательно, в системе управленческого учета формируется прежде всего информация об издержках производства1.
Таким образом, в условиях рыночной экономики управленческий учет издержек производства промышленного предприятия должен отвечать современным требованиям аналитической детализации и обобщения издержек производства для получения необходимой и достоверной учетно-отчетной информации собственниками и руководителями предприятий в целях оперативного управления производством, себестоимостью продукции и продажными ценами.
Управленческий учет издержек производства состоит из двух разделов - собственно издержек производства и калькуляционного учета себестоимости продукции.
Первый раздел включает учет издержек производства по экономическим элементам, видам, местам возникновения затрат и объектам учета, а также составление производственных отчетов.
Второй раздел включает учет себестоимости по калькуляционным статьям затрат, определение себестоимости продукции по местам возникновения издержек производства (производственным подразделениям) и калькулирование себестоимости продукции по видам и калькуляционным единицам, а также составление отчетных калькуляций фактической себестоимости готовой продукции предприятия.
Для эффективного управления себестоимостью продукции необходимо осуществлять постоянный управленческий контроль за процессами формирования издержек производства. Управленческий контроль тесно взаимосвязан с планированием производственного потребления, выступающего инструментом лимитирования (установления предельного уровня) расходов. При этом само планирование обычно рассматривается как инструмент предвидения и моделирования будущих ситуаций при реализации стратегии и тактики экономического развития предприятия в отношении формирования уровня потребления ресурсов, ориентированного на выполнение полученных производственных заказов2.
Таким образом, управленческий контроль на основе плановых показателей активно включается в систему управления стратегией и тактикой развития предприятия.
По мнению А.Д. Шеремета: «Управленческий контроль - процесс влияния менеджеров на работников предприятия для эффективной реализации организационной стратегии»3. Организационная стратегия подразумевает план развития предприятия на долгосрочную перспективу, однако деятельность ведется ежедневно, беспрерывно, и только с течением времени будут достигнуты поставленные долгосрочные цели.
Понятие контроля можно интерпретировать как в узком смысле - как один из этапов процесса управления (или как одна из его функций, такой подход был распространен на начальных стадиях развития науки об управлении), так и в более широком смысле как систему (входящую в систему управления организацией), состоящую из ряда элементов.
Итак, управленческий контроль организации в наиболее узком смысле - это осуществление ее субъектами, наделенными соответствующими полномочиями (т.е. субъектами контроля), либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъектами, и под их управлением следующих действий4:
а) определение фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организацией (объекта контроля);
б) сравнение фактических данных с требуемыми, т.е. с базой для сравнения, принятой в организации либо заданной извне, либо основанной на рациональности;
в) оценка отклонений, превышающих предельно допустимый уровень, на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации;
г) выявление причин данных отклонений.
В соответствии с подходом в узком смысле цель контроля - информационная прозрачность объекта управления для возможности принятия эффективных решений. При этом в понятии информационной прозрачности объекта управления отражено представление о степени управляемости данного объекта, т.е. о том, в какой степени в результате управления обеспечивается (обеспечивалось или будет обеспечиваться) поддержание требуемого состояния или действия объекта управления в соответствующий момент (период) времени. Вполне очевидно, что без предельной информационной прозрачности объекта управления адекватное его восприятие невозможно, управленческое воздействие не будет приносить желаемого результата и управленческая связь с объектом теряется, что и обусловливает особую важность контроля в процессе управления. К функциям контроля можно отнести оперативную, упорядочивающую, превентивную, коммуникативную, информативную и защитную.
Можно выделить два вида управленческого контроля:
- оперативный управленческий контроль;
- стратегический управленческий контроль.
Оперативный управленческий контроль призван решать возникающие проблемы с издержками производства в текущем режиме и принимать управленческие решения без основательного анализа, без привлечения значительных управленческих сил, но сразу после возникновения перерасхода затрат.
Стратегический управленческий контроль направлен на долговременные проекты организации и способствует снижению издержек в течение длительного времени с фиксацией затрат на заданном уровне.
Управленческий контроль осуществляется в контролируемой среде. Контролируемая среда - это предмет управленческого контроля, т.е. то, что контролируется.
Непосредственно сам управленческий контроль осуществляет контрольная среда, в нее обычно включается5:
- внутренняя организация
- требования и процедуры
- внутрифирменная культура (традиции предприятия);
- внешняя среда предприятия.
Внутренняя организация
- горизонтальная;
- вертикальная;
- смешанная.
Требования и процедуры
Внутрифирменная культура складывается из традиций, принятых на предприятии: это режим работы, формы обращения внутри структуры управления (этика), способы поощрения работников и т.д.
Внешняя среда предприятия определяется его месторасположением: национальная принадлежность, система государственной политики в области как внутренней, так и внешней экономики, государственной системой регулирования отдельных видов деятельности и т.д.
Контрольная среда оказывает
В РФ в основу такой системы положено ПБУ 10/99 «Расходы организации», в котором предлагается группировка затрат по экономическим элементам. Существуют отраслевые методические рекомендации по калькулированию затрат на производство. Группировка затрат по калькуляционным статьям обычно детализируется на предприятии в зависимости от потребностей управления. Так, например, «Сырье и материалы» подразделяются по сырьевым группам, по типоразмерам, по качеству и др.
Для целей управления используется не только принятая бухгалтерская система учета издержек производства. Издержки подразделяются и по центрам ответственности. Центр ответственности - это отдельное подразделение предприятия, которое производит товары или услуги и передает их либо другому подразделению предприятия, либо внешнему потребителю. Центром ответственности может быть цех, производственный участок, бригада работников.
Для целей управленческого контроля за центрами ответственности используются натуральные и стоимостные показатели. Учет по центрам ответственности - это система отражения, обработки и контроля плановой и фактической информации на входе и выходе центра ответственности. Такой учет предполагает разграничение совокупных затрат и затрат конкретного центра ответственности.
Созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми реальными показателями. При этом решаются следующие задачи:
1.2. Основные виды контроля. Поэтапные процессы контроля.
Выделяют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.
По форме осуществления все эти виды контроля схожи, так как имеют одну и ту же цель: способствовать тому, чтобы фактически получаемые результаты были как можно ближе к требуемым. Различаются они только временем осуществления.
Предварительный контроль – осуществляется в области человеческих ресурсов. Для того, чтобы убедиться, что принимаемые работники окажутся в состоянии выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить документы и рекомендации, представляемые нанимаемыми.
Очевидно, что сделать высокооплачиваемую продукцию из плохого сырья невозможно. Контроль осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям. К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать их дефицита.
Важнейшим методом предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который одновременно выполняет и функцию планирования.
Бюджет является механизмом предварительного контроля и в том смысле, что дает уверенность руководителям: когда организации нужны будут наличные средства, то эти средства у нее будут. Бюджет устанавливает предельные значения затрат и не позволяет тем самым какому-либо отделу или организации в целом исчерпать свои наличные средства до конца.
Текущий контроль – осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Для осуществления текущего контроля необходима обратная связь, т.е. информация о ходе выполнения работ, получаемая от исполнителей. Обратная связь позволяет выявить множество проблем и скорректировать отклонения от намеченных путей достижения поставленных целей.
Информация о работе Управленческий контроль и контролируемая среда