Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 16:35, курсовая работа
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Введение 3
1. Теоретические основы управленческих решений 5
2. Управление рисками при разработке управленческих решений 13
3. Экспертные методы оценки управленческого риска на примере формирования бюджета 23
Заключение 29
Список использованных источников 31
Содержание
Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.
Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.
Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений.
Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория принятия управленческих решений возникли после того, как появились организации в современном понимании.
Актуальность темы заключается в том, что любому руководству необходимо принимать обоснованные и продуманные управленческие решения, особенно в условиях риска, чтобы его предприятие не обанкротилось.
Объект исследования: процесс разработки управленческих решений.
Предмет исследования: управленческие риски и особенности разработки управленческих решений в условиях риска.
Гипотеза исследования основана на том, что изучение процесса принятия и реализации решения предполагает исследование степени риска в конкретной проблемной ситуации, начиная от ее оценки, связанной с переживанием проблемной ситуации, и заканчивая этапом практического действия, реализацией принятого решения.
Целью курсовой работы является раскрытие экспертной оценки управленческого риска
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- определить сущность управленче
- рассмотреть управленческий риск;
- осветить экспертные методы оценки управленческого риска.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют труды отечественных экономистов: Колчиной Н.В., Кодоцкого В.П., Савицкой В.А., Фирсовой А.А. и других, а также материалы экономических газет и журналов по исследуемой проблеме.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире.
Принятие эффективных решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации.
Важность процесса принятия решений была осознана человечеством одновременно с началом его сознательной коллективной деятельности.
Поэтому вслед за возникновением и развитием теории управления возникла и развивалась теория принятия решений [15, c. 281].
Современная наука об
управлении, а вместе с ней и
теория принятия управленческих решений
возникли после того, как появились
организации в современном пони
Решение - это выбор альтернативы. Ежедневно мы принимаем сотни решений, даже не задумываясь, каким образом это делаем. Дело в том, что цена таких решений, как правило, невысока, да и цену эту определяет сам субъект, их принявший. Конечно, существует ряд проблем, касающихся отношений между людьми, здоровья, семейного бюджета, неудачное решение которых может повлечь далеко идущие последствия, но это скорее исключение, чем правило.
Каждая управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными решениями, требующими претворения в жизнь.
Управленческое решение - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью (выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации). Принятие решений является основой управления.
Цель управленческого решения - обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Основными критериями, отличающими управленческие решения являются:
1. Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
2. Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально - экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.
3. Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.
4. Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения.
Необходимо помнить, что управленческие решения являются первопричиной как процветания, так и убыточности фирм, их банкротства. Распространенными ошибками при этом могут быть следующие [12, c. 209]:
- принятие решений под влиянием эмоций;
- игнорирование системного и комплексного подходов (учета действия многообразных факторов);
- выбор стратегического решения из множества альтернатив;
- принятие решения без учета возможности риска и предупреждения его последствий;
-поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработка принятого варианта действий;
- использование неполной и недостоверной информации, ложных предпосылок, принимая желаемое за действительное;
- решение, принятое на основе компромисса не по соображениям его истинного достоинства, а для примирения различных точек зрения и др.
Принятие управленческих решений представляет собой процесс, включающий выполнение нескольких процедур или этапов: оценка проблемной ситуации, постановка цели, разработка возможных альтернатив, выбор оптимального варианта решения проблемы, организация и контроль исполнения принятого решения.
Оценка проблемной ситуации. На данном этапе процесса принятия решений выявляется сложившаяся хозяйственная ситуация, которую необходимо изменить. Проблема формируется на основе сбора и глубокого анализа исходной информации о состоянии объекта и внешней среды. При этом оценивается место и роль данного объекта среди аналогичных. Данный этап характеризуется: тремя признаками: описанием ситуации (проблемы), определением фактора времени, требующегося на принятие решения, установлением размера необходимых материальных, трудовых, финансовых ресурсов.
Постановка цели выражает желаемое достижимое состояние объекта управления. На данном этапе в зависимости от сложности ситуации и проблемы цель может быть дезагрегирована на подцели и задачи. На практике используется широкий диапазон ранжирования целей: от простого их перечня до построения «дерева целей». Следует при этом учитывать, что цели должны отвечать определенным требованиям: конкретности, реальности, контролируемости, т.е. они должны четко описывать состояние, которое должен достигнуть объект, быть выполнимыми, устанавливать промежуточные количественные результаты для поэтапного контроля за ходом реализации целей.
Разработка возможных альтернатив. Как правило, для выхода из сложившейся ситуации возможно использование различных способов и средств. Чем больше вариантов решения проблемы разрабатывается, тем больше шанс выбора наилучшего из них. Однако это неизбежно связано с дополнительными трудозатратами на поиск и анализ проектов решений, а также воздействием фактора времени. На данном этапе могут широко использоваться экономико-математические методы, факторный анализ, современная вычислительная техника [11, c. 198].
Для руководителя крайне
важно ориентироваться в
Далее многое зависит от наличия требуемых специалистов в организации, технических средств (ПК) и др.
Необходимо разбираться
в характере проблем, чтобы устанавливать,
индивидуального или
В отечественной и
зарубежной управленческой практике последних
лет характерным является более
широкое распространение
Существует множество методов, с помощью которых может быть принято управленческое решение. Вот некоторые из них.
Декомпозиция. Представление сложной проблемы, как совокупности простых вопросов.
Диагностика. Поиск в проблеме наиболее важных деталей, которые решаются в первую очередь. Используется при ограниченных ресурсах.
Экспериментальные оценки. Формируются какие-либо идеи, рассматриваются, оцениваются, сравниваются.
Метод «дельфи» основан на закрытом многократном анкетировании специалистов и позволяет исключить взаимовлияние мнений, что имеет место при открытом коллективном опросе. Процедура применения данного метода включает следующие этапы [17, c. 182]:
- регистрация персональных мнений участников опроса по конкретному решению;
- обработка высказанных суждений (их классификация, выявление взаимосвязей);
- обратная связь, т.е. информирование участников опроса о результатах обработки высказанных ими суждений;
- обсуждение результатов, возможные изменения персональных суждений, повторная обработка.
После получения и обработки анкет экспертов составляется справка, обобщающая существующие суждения.
Затем без указания авторства экспертам
сообщаются имеющиеся мнения и аргументы.
Последние могут присоединиться
к мнению большинства, либо обосновать
свою точку зрения. Процедура повторяется
до выработки единого
Метод «мозговой атаки» характеризуется открытым высказыванием мнений специалистов (на специальном заседании) по решению конкретной задачи. При этом должны соблюдаться два условия: во-первых, запрещается критика чужих суждений; во-вторых, предлагается высказывать любые идеи по решению данного вопроса без учета их сиюминутной ценности или возможности реализации.
Метод неспециалиста. Данный
вопрос решается лицами, которые являются
специалистами в смежных
Имитационное моделирование
Линейное программирование.
Метод теории вероятности.
Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности.
Метод аналогий. Поиск возможных решений проблемы на основе заимствования из других объектов управления.
Все высказанные идеи фиксируются и после обсуждения детально прорабатываются. При этом выявляются рациональные моменты в каждом из высказанных предложений и на основе их обобщения формулируется решение.
Информация о работе Экспертные методы оценки управленческого риска