Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 12:17, курсовая работа
В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых
коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения:
руководство самодеятельным хором — сложная и ответственная работа, включающая
в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и
концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость
творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много
сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................3
Руководитель самодеятельного хора как педагог-организатор......................5
Особенности организации самодеятельного хора...................................6
Материально-техническая база и основные фонды..................................6
Реклама и информация...........................................................7
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ..............................9
Руководитель хора как генератор традиций.......................................9
Организация занятий и методы разучивания репертуара............................9
Педагогическое значение хорового распевания...................................10
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические особенности..................11
"Педагогика сотрудничества"...................................................13
Психолого-педагогические особенности расположения хора........................14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16
"Фундамент музыкальности" или музыкальное обучение артистов хора..............17
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ..........................19
Виды и особенности концертных выступлений.....................................20
ВЫВОДЫ........................................................................21
Курсовая: Психолого-педагогические и организационные основы функционирования самодеятельного хорового коллектива
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
"Прикладные аспекты
музыкальной педагогики"
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ
САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО
(хоровая педагогика)
Автор: Тараканова Елена Владимировна
Курс: III
Факультет: КНМТ (з/о)
Специальность: Академ. хор
ВВЕДЕНИЕ......................
Руководитель самодеятельного
хора как педагог-организатор.......
Особенности организации
самодеятельного хора..........
Материально-техническая
база и основные фонды.........................
Реклама и информация..................
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКОГО СОСТАВА.....................7
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕПЕТИЦИОННОЙ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ........................
Руководитель хора как
генератор традиций............
Организация занятий и
методы разучивания репертуара........
Педагогическое значение
хорового распевания....................
Разучивание репертуара. Психолого-педагогические
особенности..................
"Педагогика сотрудничества"...
Психолого-педагогические особенности расположения хора........................14
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В САМОДЕЯТЕЛЬНОМ ХОРЕ........ 16
Некоторые методы и приёмы музыкально-педагогической работы....................16
"Фундамент музыкальности"
или музыкальное обучение
КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ......................
Виды и особенности
концертных выступлений...................
ВЫВОДЫ........................
Использованная литература
и источники...................
ВВЕДЕНИЕ
В педагогической формуле профессора Б.В. Баранова представлено определение
хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих:
· хорового творчества (создание репертуара);
· хорового исполнительство (реализация репертуара);
· хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству
и исполнительству).
В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых
коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения:
руководство самодеятельным
хором — сложная и
в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и
концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость
творчества, но и является
систематическим тяжелым
сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-
педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется
заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду.
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На
фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых
коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого
явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у Г.А. Струве, выявило
ряд "узких мест" в процессе функционирования типового самодеятельного
хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных
причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое
качество музыкально-
факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной
стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или
недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-
исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в
контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С
другой стороны —
психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива
и формирование особой среды человеческих отношений.
Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого
коллектива являются одной из определяющих начал его нормального
функционирования и
хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций, что:
".если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг
друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии —
звучание всего хора невозможно считать полноценным.".
Это утверждение вызывает немало споров среди теоретиков хорового искусства,
однако хоровая и
убедиться в истинности этого интересного высказывания.
Целью настоящей курсовой работы является обобщение ранее описанных и наиболее
близких автору методов "расшивки узких мест" в музыкально-педагогической и
психолого-педагогической работе в самодеятельных хоровых коллективах. При
этом представляется недальновидным воспринимать хоровую педагогику в отрыве
от организационных
оба этих гибких явления неразрывно
связаны между собой и
значительному взаимному влиянию.
Описываемые методы были изучены и успешно опробованы в Академическом хоре
Российского химико-технологического Университета (РХТУ) им. Д.И. Менделеева,
где автор с 1993 года работает
в должности хормейстера-
Руководитель
самодеятельного хора как
Наиболее сложной частью работы руководителя самодеятельного хора является
создание творческого коллектива любителей хорового пения. В этом коллективе
одна из главных задач — воспитание уважительных отношений между его
участниками, потребности к совместному общению, главной целью которого
является хоровое пение.
Подлинная увлеченность хоровым пением возникает не сразу. Нужна система
психологических контактов, способных сплотить людей в единый коллектив:
совместное посещение художественно-творческих мероприятий, вечера отдыха,
диспуты по различным проблемам жизни и т.д. Во всей этой работе значение
руководителя хора трудно переоценить.
Создание спаянного дружбой и любовью к хоровому пению коллектива невозможно
без глубокого уважения и даже расположения его участников к своему
руководителю.
Руководитель хора должен внимательно относиться к каждому участнику хора,
знать его трудности и заботы, уметь добрым советом и конкретным делом помочь
членам хорового коллектива, быть им настоящим товарищем. Руководитель хора
должен беззаветно любить не только хоровое искусство, но и многоплановую
работу, связанную с организацией коллектива, посвящать этой работе всего
себя.
В задачу руководителя хора входит:
· подбор репертуара;
· музыкально-педагогическая деятельность;
· организация и проведение репетиционной работы
· концертно-исполнительской деятельности,
· организация творческих встреч с различными самодеятельными и
профессиональными коллективами,
· организация и осуществление гастрольных поездок хора,
· деловые контакты.
В задачу руководителя хора входит не только обучение его участников
правильным певческим и хоровым навыкам, развитие музыкальности, но и
воспитание у них хорошего художественного вкуса, высокой духовности, любви к
хоровому искусству. Задача эта усложняется тем, что руководителю приходится
работать с людьми разного возраста, различного образовательного и культурного
уровня.
Такой широкий и разнообразный спектр деятельности руководителя
самодеятельного хора требует от него не только знаний, умений и навыков в
области хорового искусства, но и широкой общей эрудиции и педагогической
образованности. Он должен быть разносторонне подготовленным, творчески
активным педагогом. Для этого необходимы большие знания в области литературы,
театра, изобразительного искусства, общественных наук, основ психологии.
Руководитель хора должен обладать развитым интеллектом и силой воли. Работа с
самодеятельным хором требует от руководителя большой работоспособности,
выносливости и крепкого здоровья, а также оптимизма и, естественно, чувства
юмора.
Все эти знания, умения, навыки, способности и черты характера являются, по
существу, профессиональными качествами руководителя самодеятельного хорового
коллектива.
Особенности организации самодеятельного хора
Самодеятельные хоры создаются при различных учреждениях: ВУЗах, домах и
дворцах культуры, культурных центрах и ассоциациях и т.д.
Как было сказано выше, организационная работа теснейшим образом связано с
работой педагогической и осуществляется на протяжении всей деятельности
коллектива.
Материально-техническая база и основные фонды.
Для создания самодеятельного хора нужны определенные условия: материально-
техническая база, репетиционное помещение, музыкальные инструменты,
необходимая для работы хора мебель, а также денежные средства на оплату труда
руководителя хора и его помощников, приобретение концертных костюмов, нотной
библиотеки, фонотеки и т.д.
Важно, чтобы репетиционное помещение было пригодно для работы в нем хорового
коллектива. Для репетиционных занятий хора желательно иметь несколько
изолированных помещений, оснащённых музыкальными инструментами. Это позволит
хору проводить репетиции по партиям (группам). Практика показывает, что такие
условия для работы с хором возникают очень редко. Для занятий хора должно
быть отведено как минимум два просторных помещения. Необходимо, чтобы каждое
помещение было с хорошей акустикой, вентиляцией и освещением. Акустические
условия репетиционных помещений требуют особого внимания. Комнаты с плохой
акустикой (полное поглощение звука или отражение его с эффектом "эхо")
совершенно непригодны для занятий. Обычно в помещении для улучшения акустики
задрапировываются углы. Для занятий хора должны быть хорошо настроены
музыкальные инструменты в соответствии с принятым стандартом (для первой
октавы — 440 герц). Желательно, чтобы стулья в репетиционном помещении были
расположены с небольшим повышением каждого ряда (амфитеатром).
Реклама и информация
Создание и организация хорового коллектива — сложный процесс, требующий
большой заинтересованности и помощи от руководства организации, при которой
создаётся коллектив. В процессе организации хора следует использовать
различные средства рекламы, агитации и пропаганды: объявления о создании хора
по местному радио и в печати и т.д.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Важнейшим этапом формирования состава хора является прослушивание его
участников. Результаты прослушивания должны строго и систематически
фиксироваться в специально заведенном журнале. В нем, помимо вокально-
музыкальных данных прослушивающихся, следует фиксировать общее и специальное
образование, место работы или учебы, домашний адрес (телефон, год рождения
семейное положение).
При прослушивании следует определить качество голоса (тип, диапазон),
музыкального слуха, чувство ритма, музыкальной памяти, а также выяснить
музыкальную подготовку: знание нотной грамоты, владение каким-либо
музыкальным инструментом, опыт пения в хоре. Существуют различные методы
прослушивания поступающих в хор. Как правило, поступающему предлагается
исполнить какое-либо вокальное произведение; песню, романс, арию. После этого
определяется диапазон голоса, тип голоса (тенор, баритон, бас и т.д.). На
несложных упражнениях определяется качество музыкального слуха. К примеру,
Информация о работе Прикладные аспекты музыкальной педагогики