Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:36, дипломная работа
В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы в современных образовательных учреждениях по развитию интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания музыки композиторов-романтиков;
3. Провести диагностические мероприятия по выявлению уровня интереса детей экспериментальной группы к музыкальным занятиям;
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников………………………………………………………………..7
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников……………………….7
1.2.Изучение современного педагогического опыта в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в процессе слушания произведений композиторов-романтиков………………………………………...11
1.3.Методические аспекты слушания музыки как вида музыкальной деятельности и средства развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников…………………………………………………………………………16
Глава 2.Опытно-экспериментальная работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………24
2.1.Диагностика уровня интереса младших школьников к музыкальным занятиям……………………………………………………………………………..24
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………….41
Список литературы…………………………………………………………………43
Приложение…………………………………………………………………………45
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОНСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Шмуль Татьяна Сергеевна
Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков
Специальность 050601 «Музыкальное образование»
преподаватель высшей
квалификационной категории
2009
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Теоретические
основы развития интереса к музыкальным
занятиям младших школьников………………………………
1.1.Анализ психолого-
1.2.Изучение современного
педагогического опыта в
1.3.Методические аспекты слушания музыки как
вида музыкальной деятельности и средства
развития интереса к музыкальным занятиям
младших школьников……………………………………………………
Глава 2.Опытно-экспериментальная
работа по развитию интереса младших школьников к музыкальным
занятиям посредством слушания произведений
композиторов-романтиков…………………
2.1.Диагностика уровня
интереса младших школьников к музыкальным
занятиям…………………………………………………………
2.2.Апробация некоторых форм работы по развитию
интереса младших школьников к музыкальным
занятиям посредством слушания произведений
композиторов-романтиков…………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Музыка в современном мире - это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания, саморазвития и самосовершенствования личности. Эстетический вкус, музыкальную культуру, потребность в общении с высокохудожественными произведениями искусства необходимо формировать именно в раннем возрасте. Поэтому развитие интереса к музыке, к музыкальным занятиям, поиски действенной методики музыкальной работы в начальной школе являются весьма актуальными.
Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования,- это умелое руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты. Просто кого-то из них не растормошили, недоучили, недоразвили. Нельзя упускать такой благодатный, с точки зрения развития разнообразных способностей, детский возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего его мира, пока он не разучился удивляться лучику солнца, пробившемуся сквозь тучу, маленькой букашке на лепестке цветка и многому, многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.
По своей удивительной способности вызывать в человеке фантазию, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. А предмет музыки, как никакой другой, располагает возможностями для созидания, так как музыка есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности ученика, где ведущее значение приобретает потенциал личности ученика, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Музыка, как «искусство, жизнью рожденное и к жизни обращенное», является посредником между творчеством и восприятием [19,55]. Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них - это и есть сама жизнь их души.
Следует помнить: ученик - это слушатель, исполнитель, хотя и менее знающий, опытный, но проявляющий свое отношение к музыке. Недостаточно научить его каким - то музыкальным умениям, дать знания о музыке - важно пробудить постоянную потребность в общении с ней.
Нельзя обучать музыке, не пробудив в детях интереса к ней. А любовь, интерес к музыке могут возникнуть только тогда, когда дети научатся воспринимать подлинно художественные образцы музыкального искусства.
С самого раннего детства ребенка окружает разнообразная музыка, оказывающая на него эмоциональное воздействие. Дети ярко реагируют на музыку, что проявляется в их эмоциях. У многих детей целенаправленное развитие музыкального восприятия начинается до школы. Они знакомятся с доступными им художественными произведениями, учатся осознавать через свои переживания содержание, характер музыки, различать средства музыкальной выразительности, запоминать услышанное.
Формировать интерес к музыке важно с первых же уроков в школе, иначе позднее может возникнуть отрицательное отношение к серьезной музыке, и тогда преодолеть это отношение учителю музыки будет чрезвычайно сложно.
Чем чаще дети слушают произведения разных композиторов, тем больший интерес они начинают проявлять к их творчеству, узнавая их произведения среди других. Осваивая произведения на слух, в которых ярко отражено индивидуальное мышление композитора, ученики получают представление о важнейшей стороне его творчества и способны узнавать стиль этого композитора. Чем раньше дети узнают и полюбят хорошую музыку, тем это будет плодотворнее для их музыкального развития, для воспитания их чувств, формирования личности. Слушание музыки развивает интерес, любовь к ней, расширяет музыкальный кругозор, повышает музыкальную восприимчивость детей.
Наш город – культурный центр, где несколько театров, концертных залов, работает филармония. В Ростове-на-Дону часто концертируют зарубежные и российские музыканты, к нам приезжают с гастролями многие театры, антрепризы, поэтому очень важно, чтобы формировался круг слушателей, ценителей музыкального искусства.
Это и обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков».
Проблема исследования: в какой мере слушание музыки композиторов-романтиков может повлиять на развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям?
Цель исследования: изучить влияние слушания произведений композиторов-романтиков на развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям.
Объект исследования: развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям.
Предмет исследования: развитие интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.
В основу курсовой работы положена гипотеза о том, если в процессе музыкального воспитания младших школьников используется слушание произведений композиторов-романтиков, то это будет способствовать развитию интереса к музыкальным занятиям.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы в развитии интереса к музыкальным занятиям младших школьников в литературе по психологии, педагогике, методике музыкального образования и воспитания;
2. Изучить опыт работы
в современных образовательных
учреждениях по развитию
3. Провести диагностические
мероприятия по выявлению
4. Проверить экспериментальным путем возможности развития интереса младших школьников к музыкальным занятиям посредством слушания произведений композиторов-романтиков.
В ходе исследования применялись следующие методы:
Глава 1. Теоретические основы развития интереса к музыкальным занятиям
младших школьников
1.1.Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития интереса к музыкальным занятиям младших школьников
В ходе работы над данным параграфом мы изучили значительное количество литературы по психологии и музыкальной педагогике. Вначале изложения его содержания обратимся к уточнению понятия «интересы».
Так, исследователь-психолог Иванов П.И. утверждает, что под интересами понимается «… то специфическое отношение личности к предметам и явлениям действительности, которое чаще всего выражается в ее познавательной направленности» [13,72 ].
В основе интересов, как
правило, лежит эмоциональная
Физиологической основой интереса, как и внимания, является наличие оптимального очага возбуждения в коре головного мозга, который и обеспечивает наиболее благоприятные условия творческой деятельности и устойчивого внимания, связанных именно с этой областью коры. В отличие от простого внимания и кратковременных увлечений, при интересе доминанта носит устойчивый характер.
По своему содержанию интересы, как и потребности, подразделяются на материальные и духовные. Интересы к самому процессу деятельности принято называть непосредственными. Интересы, направленные на результат деятельности называют опосредованными интересами [13,74].
А в другой своей работе по психологии, названный автор углубляет и расширяет трактовку «интересы», различая несколько их разновидностей:
- во-первых, непосредственный: этот вид интереса проявляется главным образом в непроизвольном внимании и не составляет индивидуальной особенности личности;
- во-вторых, опосредованный: этот вид интереса выражается в более или менее длительной, устойчивой направленности личности на определенный предмет, на определенную деятельность;
- в – третьих, основной интерес: наличие такого интереса составляет индивидуальную особенность личности;
- в- четвертых, индивидуальный интерес: это направленность личности на то, что человек считает в мире и в своей жизни наиболее значимым, наиболее ценным. Этот вид интереса выражается в склонности человека к деятельности, по преимуществу связанной с предметом интереса, в постоянном переживании приятных чувств, вызываемых этим предметом, а также в склонности к постоянным разговорам об этом предмете и о делах, связанных с ним [12, 21].
Из курса по психологии М.В. Гамезо следует, что интересы у школьников возникают часто в таком порядке: вначале интерес к той или иной области жизни, деятельности и профессии, у школьника может возникнуть под влиянием окружающей среды, а затем этот интерес может перенестись на знания, на учебный предмет, на занятия в кружках. В учебной и кружковой работе этот интерес может еще более окрепнуть, сделаться более определенным, более сильным и устойчивым [ 6, 382].
В отдельных случаях у школьников могут возникнуть и отрицательные интересы. Интересы школьников отличаются неустойчивостью. Эти интересы нередко вспыхивают быстро и так же быстро исчезают. Одни интересы сменяются другими.
Поэтому интересы нужно воспитывать, т.е. создавать положительные, устойчивые интересы.
Правильно организованное обучение уже воспитывает интересы школьников. Каждый учебный предмет и всякое знание является интересным. Педагог может пробудить у учащихся этот интерес к знанию в разных видах деятельности, сделать этот интерес устойчивым.