Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие, система, компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

В конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления. Республика Беларусь, в свою очередь, также имеет в своей структуре органы местного самоуправления. Местное самоуправление, наряду с местным управлением, выступает в данном случае одним из элементов государственного механизма, являясь самоуправляющейся структурой. Оно предоставляет гражданам право на автономию своего рода в решении некоторых вопросов, актуальных для определенной территориальной единицы, но при этом взаимодействуя с иерархически иными структурами, реализуя тем самым принцип единства и децентрализации власти.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………… 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ......…. 5
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ........... . 11
Раздел 2.1 Местные Советы депутатов. . . . . . . . . . . . ………........ 11
Раздел 2.2 Органы территориального общественного
самоуправления. …………………………………… …...16
Раздел 2.3 Иные формы местного самоуправления…............ ..… 20
ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….………………………….......... . 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….……. . 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ. . . . . . . .......... …. . 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая просто шикарнейшая.docx

— 70.55 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………   3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ......…. 5

ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ........... . 11

Раздел 2.1 Местные Советы депутатов. . . . . . . . . . . . ………........  11

Раздел 2.2 Органы территориального общественного

самоуправления. ……………………………………  …...16

Раздел 2.3 Иные формы местного самоуправления…............  ..… 20

ГЛАВА 3. КОМПЕТЕНЦИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ….………………………….......... . 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ………….……. . 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧИКОВ. . . . . . . ..........   …. . 34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы курсовой работы.

В конституциях многих государств местное самоуправление закреплено как важнейший принцип демократической системы управления. Республика Беларусь, в свою очередь, также имеет в своей структуре органы местного самоуправления. Местное самоуправление, наряду с местным управлением, выступает в данном случае одним из элементов государственного механизма, являясь самоуправляющейся структурой. Оно предоставляет гражданам право на автономию своего рода в решении некоторых вопросов, актуальных для определенной территориальной единицы, но при этом взаимодействуя с иерархически иными структурами, реализуя тем самым принцип единства и децентрализации власти.

Объектом исследования данной курсовой работы является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые характеризуют органы местного самоуправления в Республике Беларусь, отражают и регулируют их систему и правовой статус.

Предметом исследования курсовой работы являются непосредственно органы местного самоуправления, их понятие, система и компетенция.

Цель исследования состоит в том, чтобы, на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно, объективно и всесторонне раскрыть сущность темы данной курсовой работы, то есть проанализировать понятие, систему и компетенцию местного самоуправления, дать им общую характеристику.

Задачи исследования предопределяются целью исследования, а именно:

  1. Раскрытие понятия местного самоуправления
  2. Изучение системы местного самоуправления и ее характеристика
  3. Рассмотрение компетенции местного самоуправления и анализ его функций

Характеристика источников для написания курсовой работы.

Данная тема достаточно глубоко освещена как отечественными, так и зарубежными авторами, в различных учебных пособиях таких авторов, как Василевич, Г. А., Демичев, Д. М., Кивель, В. Н., Кодабович,  В. А., Курак, А. И., Масловская, Т. С., монографии Гавриленко, В. Г. и другой учебной литературе.

Однако теоретическим фундаментом все же является определенный перечень нормативных актов, регулирующий вопросы местного самоуправления. Прежде всего, это Конституция Республики Беларусь, Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О статусе депутата местного Совета депутатов», « О республиканских и местных собраниях». 
Также при подготовке были использованы комментарии к нормативным правовым актам, для более доступного разъяснения их положений. 
Проблематика в области анализа источников заключается в необходимости исследования авторами особенностей нового Закона « О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», акцентируя внимание на нововведениях.

При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы:

  • формально-юридический метод
  • метод системного анализа
  • комплексного исследования
  • сравнительного правоведения

Структура курсовой работы обусловлена целью исследования, вытекающими из нее задачами и состоит из оглавления, введения, основной части, представленной тремя главами и тремя разделами к ним, в которых соответственно рассматриваются понятие местного самоуправления, его система и компетенция, а также из заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

 

С тех пор как существуют государства, людей постоянно волновали вопросы о соотношении местного самоуправления с местным управлением, о роли центральной власти в решении местных задач. Развитие этого вопроса привело к понятию о местном самоуправлении [4, c.3].

Теоретические основы местного самоуправления были разработаны еще идеологами буржуазной революции, связывающими его природу и роль с идеями выборности властей и самоуправления общим [13, c. 132].

В современных странах централизованное управление делами государства сочетается с местным управлением и самоуправлением [1, c. 222].

Местное самоуправление представляет неотъемлемый атрибут демократического, социального, правового государства, является способом привлечения граждан к участию в решении общегосударственных и местных дел, а на этой основе – повышения уровня удовлетворения запросов и потребностей населения [6, c. 99]

Самоуправление – это самоорганизация населения территориальной единицы, жителей населенного пункта (его части), членов или участников общественных объединений и трудовых коллективов. Оно предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия с иерархически иными структурами с целью улучшения качества жизни населения соответствующей территории [8, c. 216].

По словарю Ожегова, С. И. и Шведовой, Н. Ю., самоуправление – это внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-либо организации, коллективе [20, c. 695].

В большинстве стран самоуправление – это категория конституционного и муниципального права и используется обычно в конституционно-правовом регулировании, особенно в таких понятиях как «народное самоуправление» и «местное самоуправление». Вместе с тем в ряде стран вопросы местного самоуправления регулируются нормами административного права [7, c.293].

Понятие «местное самоуправление» рассматривается как одно из неотъемлемых коллективных прав населения соответствующей территории и отражает сложное и многообразное явление, становление и развитие которого неразрывно связано с историческими, политическими, этническими, культурными особенностями и традициями территории [7, c. 292].

Высказываются различные точки зрения относительно понятия местного самоуправления: одни авторы утверждают, что оно является частью деятельности государства, другие полагают, что это общественная деятельность граждан в рамках той или иной территории [2, c. 741].

Например, Гавриленко определяет местное самоуправление как форму организации и деятельности граждан для самостоятельного решения (непосредственно или через избираемые ими государственные  и общественные органы) социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения [5, c. 144].

Современная юридическая форма понятия местного самоуправления нашла свое закрепление как в международно-правовых актах, так и в национальном законодательстве значительного числа государств [14, c. 242 - 243].

Наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы [1, c. 222].

В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения [3].

Основными признаками Местного самоуправления выделяют:

  • Выборность
  • Осуществление деятельности по поручению государства
  • Обеспечение решений в интересах населения соответствующей территории [14, c. 243].

Легальное определение понятия «местное самоуправление» дано в статье 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»: Местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, - граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Главной целью местного самоуправления в Республике Беларусь является решение актуальных социальных, экономических, политических и культурных проблем местного значения для повышения уровня и качеcтва жизни населения [16, c. 177]

К основным принципам местного самоуправления в соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь» относятся следующие:

  • законность;
  • социальная справедливость;
  • защита прав и законных интересов граждан;
  • сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
  • единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
  • взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
  • разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
  • выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;
  • гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;
  • ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;
  • обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;
  • самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами [17, ст. 3].

В соответствии со статьей 117 Конституции Республики Беларусь местное самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и иные формы прямого участия в государственных и общественных делах.

Законодательством не допускаются какие-либо ограничения прав граждан на участие в местном самоуправлении, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Законом «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь», иными законами республики Беларусь, а также декретами и указами Президента Республики Беларусь [16, c. 178].

Система местного самоуправления включает местные Советы депутатов и органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные, например старосты).

Местное самоуправление также осуществляется через местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах [16, c. 178].

Местное самоуправление в Республике Беларусь является существенным элементом конституционного строя Республики Беларусь, одной из форм осуществления власти народа [7, c. 297].

Развитие местного самоуправления способствует решению современных экономических, политических и культурных вопросов местного значения исходя из интересов населения данной административно-территориальной единицы.

В силу того, что местное самоуправление является формой организации граждан для решения стоящих перед ними задач, оно способствует приближению власти к населению с учетом существующих местных условий и особенностей. Можно утверждать, что местное самоуправление является властью, создаваемой населением [2, c.741].

В результате вышесказанного можно подчеркнуть, что наиболее полно понятие и принципы местного самоуправления изложены в Европейской хартии о местном самоуправлении, следование которой является одним из условий вступления в Совет Европы. В соответствии с Хартией под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Также в Республике Беларусь существует легальное определение понятия «местное самоуправление», которое дано в статье 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в республике Беларусь»: Местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, - граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.

Информация о работе Местное самоуправление в Республике Беларусь: понятие, система, компетенция