Налоговая отчетность и налоговый контроль в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 102.30 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В данной курсовой работе рассматривается актуальная на сегодняшний день тема «Налоговая отчетность и налоговый контроль в РФ».

Переход к рыночной системе хозяйствования потребовал коренного изменения финансово-бюджетных отношений государства с предприятиями и организациями, становления и развития адекватной налоговой  системы РФ.

Данная работа разработана на анализе действующих законодательных и нормативных положений, изучения исторических, экономических и юридических литератур.

 

1.исторические этапы развития  налогообложения

1.1Возникновение и эволюция налогообложения

 

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Ни одно государство в какие бы то ни было времена не могло обходиться без внимания налогов со своих граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

  Еще в XIII-XII вв. до Рождества Христова имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени  относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте. Налоги выступали необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государство и до разделения общества на классы.

  Средства, получаемые от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.

   В развитии налогообложения можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными особенностями.    Первый период включает хозяйственные системы древнего мира и средних веков и отличается неразвитостью и случайным характером налогообложения.Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др.

 По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, возведение укреплений вокруг городов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.

Одной из первых организованных налоговых систем, многие черты которой находят отражение и в современной системе налогообложения, является налоговая система Древнего Рима. На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии с их достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии (прообраз декларации о доходах) и семейном положении. Сумма налога определялась специально избранными чиновниками.

В IV-III веках до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.

Развитие государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился первый всеобщий денежный налог - трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами.

В Европе XVI-XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями, откупщик осуществлял сбор налогов с населения, учитывая и свою прибыль, которая достигала 1/4 цены откупа.

Второй период развития налогообложения (конец XVII - начало XVIII в.) характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.

  Одновременно с развитием государственного налогообложения начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой является шотландский экономист и философ Адам Смит (1723-1790). Он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, а также определил, что налоги для плательщика являются показателем свободы, а не рабства.

Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIX в. и отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблему и методику налогообложения. Во второй половине XIX в. многие государства предприняли попытки воплотить научные воззрения на практике. 1

1.2. Развитие налогообложения в  России

Финансовая система Древней Руси начала складываться в конце ГХ в., в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.

Князь Олег Вещий (умер в 912 г.), объединивший вокруг Киева в результате походов земли разных народов, кроме уплаты дани, обязал покоренные племена поставлять ему воинов.

 

Размер дани был источником постоянных внутригосударственных конфликтов. В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань явилась формой регулярной эксплуатации русских земель. Ее взимание началось после переписи населения, проведенной в 1257 - 1259 гг. монгольскими «численниками» под руководством Китая, родственника великого хана.

После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог. Особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации - сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.

Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.

Во время царствования Алексея Михайловича (1629-1676) система налогообложения в России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган - счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета. В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в., налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.

Эпоха реформ Петра I (1672-1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. Даже с церковных верований взимался соответствующий налог. При Петре I расцвела откупная система исполнения податных обязательств, например доходы от рыбного промысла были отданы на откуп Д.А. Меншикову.

В период правления Екатерины II (1729-1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».

Основной чертой налоговой системы XVII в. можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42 % государственных доходов).

Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765г. русский историк А. Я. Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».

  Начало XIX в. характеризуется развитием российской финансовой науки. Так, в 1810 г. Государственным советом России была утверждена программа финансовых преобразований. Создателем «плана финансов» выступил выдающийся русский экономист и государственный деятель М. М. Сперанский. Многие принципы налогообложения и идеи организации государственных доходов и расходов по этой программе актуальны и по сей день.

Во второй половине XIX в. большое значение приобрели прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1883г. была заменена налогом с городских строений.

Вторым по значению налогом выступал оброк - плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т.д.

В дореволюционной России основными были следующие налоги: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар; таможенные пошлины; алкогольные акцизы и т.д.Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917г.Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918г. был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев; от 30 октября 1918г. - единовременный чрезвычайный революционный налог, которым облагались городская буржуазия и кулачество.

В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920-х гг. в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа и начинаются с доклада В.И. Ленина «О замене продразверстки продовольственным налогом» в марте 1921 г. В этот период были заложены основы налоговой системы Советского государства.

 В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой полностью упразднялась система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были преобразованы в два основных платежа - налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые виды налогов с населения, а значительная их часть отменена совсем. Вся прибыль предприятия, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. 2

К началу реформ 1980-х гг. более 90 % государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений от народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7-8 % всех поступлений бюджета.

14 июля 1990 г. был принят Закон  СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся  первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране.

Августовские события 1991г. ускорили процесс распада СССР и становление Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».

С введением части первой Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» утратил силу, за исключением ст. 19, 20 и 21, определяющих перечень налогов и сборов, взимаемых в РФ. С введением части второй НК РФ должны утратить силу и вышеназванные статьи.

С 1 января 2001г. введена в действие часть вторая НК РФ: гл. 21 «НДС», гл. 22 «Акцизы», гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» и гл. 24 «Единый социальный налог».

С 1 января 2002г. введены в действие гл. 25 НК РФ « Налог на прибыль организаций», гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых», гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей», гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения деятельности», гл. 27 «Налог с продаж», гл. 28 «Транспортный налог». И процесс этот продолжается.

Информация о работе Налоговая отчетность и налоговый контроль в РФ