Налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:
изучить сущности и содержания налоговой политики;
провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1 7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 7
1.1 Сущность, задачи и функции налоговой политики государства 7
1.2 Инструменты налоговой политики 12
1.3 Виды и формы налогов 14
ГЛАВА 2 17
АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 17
2.1 Правовые основы и особенности организации налоговой политики Республики Беларусь 17
Президент Беларуси Александр Лукашенко издал Указ №592 от 7 декабря 2009 года «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007 года №119», направленный на дальнейшее повышение привлекательности упрощенной системы налогообложения. Указом предусматривается увеличение критерия численности работников организаций розничной торговли и организаций, оказывающих услуги общественного питания, валовая выручка которых не превышает Br 1 млрд. в год, с 5 до 15 человек. Этим организациям предоставлено право уплачивать налог при упрощенной системе налогообложения от валового дохода, что будет способствовать снижению налоговой нагрузки и стимулировать развитие этих организаций. В целях создания условий для увеличения объемов экспорта товаров субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, Указом установлена пониженная ставка налога при упрощенной системе налогообложения в размере 3% от экспортной выручки, полученной этими субъектами предпринимательства. Кроме того, Указ обеспечивает создание равных условий налогообложения коммерческих организаций и республиканских объединений, применяющих упрощенную систему налогообложения. Такие объединения, как и коммерческие организации, при применении упрощенной системы не будут уплачивать налог на недвижимость и платежи за землю [6, с. 18]. 19
2.2 Анализ реализации налоговой политики в Республике Беларусь 22
ГЛАВА 3 28
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач по налогам.doc

— 1.31 Мб (Скачать файл)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

  

 

 

 

 

Кафедра финансов

Дисциплина теория финансов

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на  тему:  Налоговая политика государства

 

 

 

 

 

Студент 

ФК , 5 курс, гр. 812221             _____________________         Н.Б. Мураталиева

                                                                             (подпись)

 

Руководитель                            _______________________     С.В. Чернорук  

          (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пинск 2011

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа:  35 с.,  4 таб., 6 рис, 18 источников.

НАЛОГИ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ, НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, СБОРЫ, ОТЧИСЛЕНИЯ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования являются налоговая политика.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:

  • изучить сущности и содержания налоговой политики;
  • провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
  • разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, монографии, статьи по исследуемой проблеме, аналитические данные по Республике Беларусь.

В процессе подготовки работы  применялся метод экономического анализа, синтеза, сравнения и  графический метод.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает  состояние  исследуемого процесса, все заимствованные из литературных и других источников  теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_________________

         (подпись студента)

THE SUMMARY

 

 

The Term paper: 35 р., 4 tab., 6 rices, 18 sources.

THE TAX, TAXATION, TAX POLICY, DISTRIBUTION, TAX BURDEN, SIMPLIFIED SYSTEM OF THE TAXATION, DUES, DEDUCTIONS, TAX SYSTEM.

The Object of the study is a Republic Belarus.

The Subject of the study are a tax policy.

The Purpose given work is consideration theoretical and practical aspect of the estimation to efficiency to realization tax politicians in Republic Belarus. Accordingly problem of the work is consideration of the following questions:

- study essence and contentses tax politicians;

- conduct the analysis to efficiency tax politicians in Republic Belarus;

- a development of the directions of the improvement tax politicians in Republic Belarus.

When writing the work were used normative-legal documents, scholastic allowances domestic and foreign authors, monographs, article on under investigation problem, analytical given on Republic Belarus.

In process of preparing the work was used method of the economic analysis, syntheses, comparisons and graphic method.

The Author of the work confirms that provided in her accounting-analytical material it is correct and objective reflects the condition of the under investigation process all unoriginal from literary and the other sources theoretical, methdological and methodical positions and concepts are accompanied the reference to their authors.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________

     (signature of the student)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги представляют собой обязательные, индивидуально  безвозмездные платежи, взимаемые  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом. Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы. Иными словами, эффективная налоговая система должна обеспечивать разумные потребности государства, изымая у налогоплательщика, как правило, не более трети его доходов.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоги необходимы, так как для  государства для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. В настоящее время, тема оптимизации налоговой нагрузки на налогоплательщика особенно актуальна, так как  играет особую роль в построении и совершенствовании налоговой системы любого государства – как с развитой экономикой, так и находящегося в переходном периоде. Исходя из актуальности данной проблемы, целью написания курсовой работы, является рассмотрение проблем снижения налогового бремени и наиболее эффективных методов его оптимизации.

Объектом исследования является Республика Беларусь.

Предметом исследования являются налоговая политика.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов оценки эффективности реализации налоговой политики в Республике Беларусь. Соответственно задачами работы является рассмотрение следующих вопросов:

  • изучить сущности и содержания налоговой политики;
  • провести анализ эффективности налоговой политики в Республике Беларусь;
  • разработка направлений совершенствования налоговой политики в Республике Беларусь.

При написании работы использовались нормативно-правовые документы, учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, монографии, статьи по исследуемой проблеме, аналитические данные по Республике Беларусь.

В процессе подготовки работы  применялся метод экономического анализа, синтеза, сравнения и  графический метод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ                 НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.1 Сущность, задачи  и функции налоговой политики  государства

 

Объективная необходимость  государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства. Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики.

Налоговая политика – это  правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг. Фискальную политику в стране проводит правительство государства [11, с. 87].

Цели налоговой политики:

1)   обеспечивать  полноценное формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2)   содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3)   обеспечивать   социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц [14, с. 157].

Одна из основных задач  государственной налоговой политики на современном этапе — создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три  возможных типа налоговой политики:

Первый тип — высокий  уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип — налоговая  политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ [18, с. 172].

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Сущность механизма  налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции  развития национальной экономики.

При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

  • налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятиям и изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующих функции налогов. Для расширения налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;
  • посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;
  • через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;
  • налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;
  • налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;
  • налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса [11, с. 92].

Информация о работе Налоговая политика государства