Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Августа 2015 в 12:18, лекция
1 Структура налоговой системы России.
2 Структура налоговых органов РФ. Функции и задачи.
Тема №1: Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции.
(1) Структура налоговой системы России.
Для реализации своих функций каждое государство формирует налоговую систему.
Понятие налоговой системы можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле налоговая система – совокупность налогов и сборов и других платежей, взимаемых государством в определенном порядке.
В то же время в широком смысле налоговая система кроме совокупности сборов, налогов и других платежей, включает также принципы, формы и методы их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Различают 2 вида налоговой системы:
- шедулярная (от слова «шедула» - «часть»);
- глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, полученный налогоплательщиком, делится на части. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул (частей) устанавливаются различные ставки, льготы и другие элементы налога. Яркий пример – НДФЛ с его ставками, различающимися в зависимости от вида дохода, полученного налогоплательщиком.
В глобальной налоговой системе все доходы хозяйствующих субъектов облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для хозяйствующего субъекта. Такой тип налоговой системы широко применяется в Западных странах.
Строение налоговой системы обусловлено рядом факторов:
Системы налогообложения различают по уровню изъятия налогов:
- двухуровневые (федеральные
и муниципальные налоги и
- трехуровневые (федеральные, региональные и муниципальные).
Признаки по уровням изъятия – это, во-первых, уровень налогового законотворчества. Во-вторых, масштаб территориальной применяемости. И, в-третьих, закрепленность за соответствующим бюджетом.
Одним их самых важных принципов, которым должна отвечать налоговая система является стабильность. Стабильность правил применения налогов (изъятие, налоговые ставки и т.д.). Налоговая система может быть стабильной и подвижной, т.е. с повышенной степенью неопределенности. Чем стабильнее система налогообложения, тем благоприятнее условия развития бизнеса.
Налоговая система считается стабильной, если изменения, вносимые в элементы налога, вносятся не только до начала хозяйственного года, а до начала планирования хозяйственного года.
Важный принцип формирования налоговой системы – ориентирование в ней каждого налога на свой объект. Это позволяет устранить двойное налогообложение.
Организационная простота. Необходимость этого принципа вытекает из того, что на сбор налогов приходятся определенные затраты, и формировать налоговую часть бюджета следует при относительно низком уровне издержек.
Вторая сторона этого принципа относится к налогоплательщикам. Организационная простота обеспечивает условия для исполнения налоговых обязательств.
Каждая налоговая система оценивается по ее эффективности:
В первую очередь оцениваются ее фискальные параметры:
- обеспечение потребностей бюджета;
- полнота выявления источников дохода для налогообложения.
Во-вторых, оценивается регулирующая функция.
В-третьих, минимизация затрат по взиманию налогов.
Введение каждого налога влияет на те или иные экономические процессы. В связи с этим для налогов введено такое понятие как искажающий и неискажающий налог.
Искажающий налог – это налог, который, воздействуя на мотивацию налогоплательщика, побуждает выбирать решения, связанные с распределением и использованием ресурсов, отличающиеся по своей эффективности от тех решений, которые он бы принял при отсутствии налога.
Налог, которые не оказывает такого воздействия, называется неискажающим (экономически нейтральные налоги).
Искажающее действие налогов может играть как отрицательную, так и положительную роль. Если роль положительна, то налог называется корректирующим.
Оптимальная налоговая система может выступать одним из средств борьбы с теневой экономикой. Уплата налога с того или иного дохода означает признание его легальности.
Внешняя форма любой налоговой системы – это законодательная основа:
В РФ законодательные основы взимания налогов продекларированы:
- в первой главе Налогового кодекса;
- в законах субъектов РФ о налогах и сборах;
- в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления о налогах и сборах.
(2) Структура налоговых органов РФ. Функции и задачи.
В соответствии с действующим законодательством налоговыми органами РФ, реализующими государственную налоговую политику, является Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения.
Органы государственного управления
налогообложением и налоговым контролем
представляют собой единую централизованную
систему, построенную применительно к
административно-
Органом управления системы налогообложения в России является Центральный аппарат ФНС, состоящий из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за всеми аспектами деятельности подведомстыенных налоговых органов. В составе ЦА ФНС можно выделить:
- аналитическое управление;
- контрольное управление;
- управление налогообложения;
- административное управление;
- управление обеспечения;
- управление информатизации;
- правовое управление;
- управление урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства;
- управление досудебного аудита.
Основные задачи и функции структурных подразделений центрального аппарата корреспондируют с деятельностью, которую выполняют подведомственные им структуры.
К областному уровню относятся Управления ФНС (УФНС) входящих в состав РФ республик, краев, областей, городов республиканского подчинения. Структура УФНС подобна структуре ЦА ФНС, но соответствующие функции выполняются отделами со схожими названиями – отдел анализа, контрольный отдел, отделы налогообложения юридических и физических лиц и т.п.
Районный уровень охватывают инспекции Министерства по городам краевого, областного подчинения, сельским районам, районам в городах республиканского и областного подчинения. Структура ИФНС также имеет сходство с вышеуказанной, но есть и различия. Контрольный блок составляют отделы камеральных и выездных налоговых проверок, существует также отделы ввода, отделы работы с налогоплательщиками, отделы оперативного контроля. В первой половине 2010 года началось изменение структуры территориальных налоговых органов, и окончательные результаты на момент составления данного конспекта не ясны.
Главная задача ФНС – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, следовательно и все территориальные инспекции выполняют основную нагрузку за исполнением налогового законодательства физическими и юридическими лицами на соответствующей территории.
Также дополнительными направлениями деятельности ФНС являются контрольно-кассовая техника и контроль за оборотом табачной продукции. До 01.01.2010 г. контроль за оборотом алкогольной продукции также осуществлялся ФНС РФ. С указанной даты функции переданы во вновь организованную структуру – Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь).
Основные функции территориальных инспекций:
Задачи учета на данном этапе:
(а) учет налогоплательщиков по:
- категориям
- территории
- видам налогообложения
- роду деятельности
(б) учет объектов налогообложения по:
- виду объекта
- по территориальному размещению
(в) учет платежей в бюджет по:
- категориям налогоплательщиков
- территории
- видам налога
- роду деятельности (в основном – отраслевой учет)
Основные направления деятельности территориального налогового органа:
- учет налогоплательщиков (включая регистрацию);
- учет объектов налогообложения;
- учет платежей и
- обработка данных;
- контрольные проверки;
- взыскание недоимок;
- обслуживание
Задачи инспекции (как территориальных, так и ФНС):
- по видам налога (1-НМ);
- отраслевой разрез (1-ОНМ);
- по категориям
Информация о работе Налоговые органы Российской Федерации: структура, задачи и функции