Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 23:00, реферат
Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного
банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-
ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,
именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-
рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-
фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-
чивает занятость среди женского населения.
Налоговая система Беларуси: направления упрощения
Резюме
Беларусь занимает одно из последних мест по легкости уплаты налогов по методологии Всемирного
банка. Сложная налоговая система, ввысоке ставки и дорогое налоговое администрирование явля-
ются основными барьерами на пути развития частного сектора и привлечения инвестиций. При этом,
именно малые предприятия больше всего страдают от высоких издержек по налоговому админист-
рированию. В тоже время, мировой опыт показывает, что упрощение налоговой системы интенси-
фицирует процессы предпринимательства, в первую очередь, в малых городах, сфере услуг, увели-
чивает занятость среди женского населения.
В последнее время правительство страны сделало определенные шаги по упрощению налоговой
системы, однако много еще предстоит сделать. В данной работе представлены основные результаты
и выводы исследования Всемирного банка, а также эмпирические данные, касающиеся легкости уп-
латы налогов в Беларуси. Работа также содержит ряд предложений, принятие которых явилось бы
значительным стимулом для развития частного сектора в стране.
Содержание
1. Введение......................
2. Легкость уплаты налогов:
международный опыт и
2.1. Всемирный банк
и его исследование............
2.2. Что и как
реформировать: мировой опыт...
3. Налоговая система Беларуси:
реализуемые и предлагаемые
3.1. Изменения в
сфере налогообложения.........
3.2. Основные проблемы
налогообложения...............
3.3. Легкость уплаты
налогов: эмпирические данные..
4. Выводы и рекомендации
..............................
ул. Захарова, 76–88, 220088, Минск, Беларусь
тел./факс +375 17 210 0105
веб-сайт: http://research.by/, e-mail: research@research.by
© 2008 Исследовательский центр ИПМ
Позиция, представленная в документе, отражает точку зрения
авторов, и может не совпадать с позицией организаций, которые
они представляют
----------------------- Page 2-----------------------
1. Введение
Налоги выполняют важные экономические функции. Однако, не подвергая сомне-
нию необходимость наличия налогов и налоговой системы, разные страны пыта-
ются найти способы построения эффективной налоговой системы. Современные
контуры такого поиска – это создание такой налоговой системы, которая является
необременительной для плательщиков ни с точки зрения ставок налогов, ни с
точки зрения ее администрирования. В то же время вопрос снижения ставок упи-
рается в вопросы роли и перераспределительных функций государства в эконо-
мике. Такая реформа требует значительной политической воли и ведет к серьез-
ным изменениям в экономической политике страны. Поэтому зачастую политиче-
ски более приемлемой является налоговая реформа, влияющая на легкость (ад-
министрирование) уплаты налогов.
В этом плане выделяют электронный документооборот (онлайновое заполнение и
подача налоговых деклараций), сокращение числа уплачиваемых налогов и пе-
риода их уплаты (ежемесячная, ежеквартальная, полугодовая или годовая упла-
та), упрощение методик их расчета (налогооблагаемой базы). Исследование Все-
мирного банка показывает, что за последние три года 65 стран улучшили свою
налоговую систему. При этом снижение налога на прибыль стало самой популяр-
ной реформой. В тоже время, многие страны снизили налоговую нагрузку на
предприятия путем упрощения или отмены отдельных налогов и платежей. Меж-
дународный опыт показывает, что упрощение налоговой системы и движение в
сторону большей прозрачности в деле уплаты налогов ведет к увеличению пред-
принимательской активности и общему росту налоговых платежей.
По данным Всемирного банка в 2006 г. Беларусь по легкости уплаты налогов за-
нимала последнее место в мире. Можно спорить о методологии и корректности
оценок, однако, вне сомнения, налоговая система Беларуси сложна, противоречи-
ва и дорога в исполнении. Поэтому цель данной работы – проанализировать ми-
ровой опыт в сфере упрощения налоговой системы, текущую ситуацию в области
уплаты и администрирования налогов в Беларуси и, на основе эмпирических дан-
ных, предложить направления для позитивных изменений. Данная работа имеет
следующую структуру. Во втором разделе анализируется мировой опыт на приме-
ре исследования Всемирного банка и PricewaterhouseCoopers.1 В третьем разделе
изучаются особенности белорусской налоговой системы. В четвертом разделе
приведены основные выводы и рекомендации в области экономической политики.
2. Легкость уплаты налогов:
международный опыт и
2.1. Всемирный банк и его исследование
Последнее исследование Всемирного банка «Уплата налогов 2008» касается 178
стран на основе налоговых систем стран мира в 2006 г. Сравнение налоговой на-
грузки и легкости уплаты налогов происходит по следующей стандартной схеме.
Сначала оценивается общее количество налоговых платежей (количество, частота
и метод уплаты). Затем число часов, необходимое для подготовки и заполнения
налоговых форм (включая электронные (он-лайн) платежи или непосредственный
поход в налоговую инспекцию) для трех основных видов налогов и налоговых
платежей: налога на прибыль, НДС (или налога с продаж), налогов с заработной
платы. После этого рассчитывается Общий налоговый рейтинг, измеренный как
процент всех уплаченных налогов к валовой прибыли.
1
World Bank and PricewaterhouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture.
----------------------- Page 3-----------------------
Вставка 1. Методология Всемирного банка
Расчет налогов определяется по следующей схеме. Взята стандартная (одинаковая для всех стран) фирма с ог-
раниченной ответственностью (пять владельцев), производящая цветочные горшки. Фирма работает второй год,
причем первый год она завершила с убытками. Компания владеет двумя участками земли (один в текущем году
продан с целью получения прибыли), одним зданием, офисным и производственным оборудованием и грузови-
ком (второй взят в лизинг).
В компании занято 60 работников: 4 менеджера, 8 помощников и 48 рабочих.
Оборот фирмы – это ВВП на душу населения, умноженный на 1050 раз. Цены и зарплаты соответствуют пример-
ному уровню каждой страны.
Расчет налогов сделан на основе существующих в период с 1 января по 31 декабря 2006 г. налоговых ставок по
каждой стране мира.
Источник: World Bank and PriceWaterHouseCoopers (2007), Paying Taxes 2008. The Global Picture.
В настоящее время сложность налоговых систем мира значительно варьируется.
Так, в Гонконге есть только четыре налога с очень низкими ставками (например,
налог на прибыль 17.5%). В других странах, к числу которых относится и Бела-
русь, количество налогов на бизнес превышает 10, причем большая часть из них
уплачивается ежемесячно. Во многих странах все шире используется уплата на-
логов в режиме реального времени (Швеция, страны Балтии). В тоже время, со-
храняются и практики личного посещения главным бухгалтером налоговой ин-
спекции (иногда ежемесячного) и заполнения длинных, сложных пятидесятистра-
ничных форм (Новая Гвинея, Сирия, Зимбабве, Беларусь, Украина). Таким обра-
зом, существует значительная разница не только в ставках, но и в общем админи-
стративном бремени. Так, семь из десяти стран, занимающих нижние места в рей-
тинге легкости уплаты налогов, должны уплачивать в среднем один налог в неде-
лю и тратить на это, как минимум, 65 дней в году.
Следовательно, легкость уплаты налогов в мире варьируется от заполнения одной
формы по Интернет в Швеции до совершения 124 платежей в год в Беларуси. Ин-
весторы, внутренние и иностранные, принимают это во внимание. Так, страны с
большим количеством налоговых платежей, имеют меньшее количество создан-
ных и создаваемых бизнесов (МСП) на душу населения. И наоборот, реформа ад-
министрирования налогов имеет своим результатом увеличение предпринима-
тельской активности. Так в Бразилии, налоговая реформа по упрощению уплаты
налогов привела к росту количества создаваемых предприятий на 13% уже на
следующий год.
Снижение ставок налогов также ведет к росту предпринимательской активности и
росту налоговых платежей. Примером являются страны Центральной и Восточной
Европы (Польша, Чехия, страны Балтии, Словакия). Еще один вывод экспертов
Всемирного банка состоит в том, что страны, упрощающие налоговое администри-
рование, имеют как следствие более низкую безработицу и рост занятости среди
женщин. Объяснение этому феномену достаточно простое – упрощение налогово-
го администрирования ведет к росту количества создаваемых малых и средних
предприятий (МСП), в первую очередь, в секторе услуг, где широко используется
труд женщин.
В целом, согласно Исследованию Всемирного банка, система легкой уплаты нало-
гов встречается в самых разных странах с точки зрения географии, социально-
экономического и политического развития. В эту группу входят такие страны как
Мальдивские острова, Сингапур, Гонконг, Китай, Объединенные Арабские Эмира-
ты, Оман, Ирландия, Саудовская Аравия, Кувейт, Новая Зеландия. Напротив, наи-
более сложно (с точки зрения времени, усилий и пр.) сделать это в Беларуси, Ук-
раине, Конго, ЮАР, Венесуэле, Гамбии, Боливии, Ямайке, Панаме. В эту группу
также входят самые разные с географической точки зрения страны. Поэтому для
целей сопоставления, на наш взгляд, корректнее сравнивать Беларусь со страна-
ми из нашего региона (странами-соседями), табл. 1.
----------------------- Page 4-----------------------
Таблица 1. Рейтинги легкости уплаты налогов
Беларусь
Украина
Информация о работе Налоговая система Беларуси: направления упрощения