Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.
Задачи исследования:
Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».
2. Рассмотреть формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.
3. Определить педагогические условия эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.
4. Выявить особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6

1.1.Проблема подготовки ребенка к школе в педагогической и психологической литературе ……………………………………………………….6
1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15
1.3.Педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе………....23
II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30
2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30
2.2.Методические рекомендации педагогам по организации дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2 курс.docx

— 226.63 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……..……………………………………………………………………3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ………………………………….6

 

     1.1.Проблема подготовки ребенка  к школе в педагогической и  психологической литературе ……………………………………………………….6     

1.2. Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на современном этапе развития дошкольного образования… ………...15     

1.3.Педагогические условия  взаимодействия  дошкольного образовательного  учреждения и семьи в процессе  подготовки дошкольников к школе………....23

II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ……………………………………………………30      

2.1.Анализ программы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи на этапе подготовки старших дошкольников к школьному обучению………………………………………………………................................30      

2.2.Методические  рекомендации  педагогам по организации дошкольного  образовательного учреждения и  семьи на этапе подготовки  старших дошкольников к школе………………………………………….…………………42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….46

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….49

ПРИЛОЖЕНИЯ…….………………………………………………………………52

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе  реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как  материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в  обеспечении устойчивости и развития всей системы уделяется внешним  факторам, обеспечивающим успешное воспитание детей дошкольного возраста.

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё  на 70% зависит, каким вырастает человек, какие черты характера формируют  его натуру.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между  семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны с несовпадением  взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к  воспитателям. Непонимание между  семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Признание авторитета семейного  воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного  учреждения. Эти отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это  общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать (В.Н. Мясищев).

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции  и с помощью общения (В.Н. Мясищев).

Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному  обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, а также известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и др.

В связи с этим мы выбираем следующую тему исследования «Взаимодействие  дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе».

Проблема исследования: каковы педагогические условия взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: процесс взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Предмет исследования: педагогические условия взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школьному обучению.

          Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятия «готовность ребенка к школе», «подготовка ребенка к школе».

2. Рассмотреть формы взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

3. Определить педагогические  условия эффективного взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения в процессе подготовки ребенка к школе.

4. Выявить особенности  взаимодействия  дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки ребенка к школе и разработать методические рекомендации для педагогов детского сада.

           Гипотезой исследования явилось предположение о том, что вовлечение родителей будущих первоклассников в процесс подготовки  детей к школе повысит уровень готовности детей к школе при соблюдении следующих условий:

  1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам подготовки детей к школе.
  2. Проведение  совместных образовательных мероприятий родителей с детьми, организованных педагогами.
  3. Включение родителей будущих первоклассников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

 

         Методы  исследования:

    • анализ научной литературы;
    • изучение документации;
    • наблюдение;
    • анкетирование;
    • беседы;
    • тестирование: педагогический эксперимент;
    • количественный  и качественный  анализ полученных результатов.

База исследования: исследование проходило на базе  МБДОУ (ЦРР) ДОУ№70 города Белгорода.

Курсовая работа состоит  из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ

 

 

1.1. Проблема подготовки  ребенка к школе в педагогической  и психологической литературе   

 

Важнейшая задача, стоящая  перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе.

Подготовка к школе - это  комплексная работа по социальному, личностному, творческому и физическому  развитию маленькой личности.

Исследование подготовки детей к школе было начато непосредственно  под руководством психолога-академика  А. В. Запорожца [13, 16]. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д. Б. Элькониным [27, 120]. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Переход от дошкольного детства  к школьному, как указывала Л.И. Божович, характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни [2, 48]. При этом следует подчеркнуть, что положение школьника создает особую моральную направленность личности ребенка. Для него учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознается и переживается ребенком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения — это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребенка, но и формирования его личности, вопросы воспитания.

Выделяют три основные линии, по которым должна вестись  подготовка к школе:

Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок  станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как  имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать  во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;

Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое  внимание и хорошая память, но произвольно  управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в  деталях запомнить какое-то событие  или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это  умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;

В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется  в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники  к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.

Все эти три линии одинаково  важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка не захромала с самого начала.

Готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание готовности к школе [17, 67].

Важное значение в осуществлении подготовки к школе имеет выработка психологической готовности к учению. Это воспитание желания учиться, стремление узнавать новое, овладевать умениями, целенаправленно и организованно заниматься, внимательно выслушивать и выполнять указания педагога. Существенным в обеспечении психологической подготовки детей к школе является воспитание умения регулировать свое поведение, заключающееся в умении управлять своими желаниями, подчинять их интересам дела, отказаться от того, что хочется делать (играть, гулять), и заставлять себя заниматься, готовить домашнее задание

Российские психологи  под психологической готовностью  к школьному обучению понимают необходимый  и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень  актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Если актуальный уровень психического развития ребенка такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребенок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников. 

Готовность ребенка к  школьному обучению определяется целым  рядом критериев биологических, психологических и социальных. Основой  данного ряда является биологический  комплекс критериев, позволяющий судить об уровне адаптационной готовности различных органов, систем и функций  организма ребенка к школьным нагрузкам. При этом для диагностики прогностической перспективы освоения программы начальной школы важно иметь критерии, указывающие какая часть выявленного уровня готовности достигнута ходом естественного развития и что в этом уровне, а точнее сколько, сформировано в результате целенаправленных педагогических воздействий. В связи с этим, готовность ребенка к школьному обучению – это такой уровень развития ребенка, который обеспечивает устойчивость и успешность систематического обучения.

Однако, значительное количество детей, несмотря на “паспортный” возраст  и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие  трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они  еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что  необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а  не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей [3, 20].

Длительное время считалось, что критерием готовности ребенка  к обучению является уровень его  умственного развития. Л.С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов [5, 96]. По мнению Л.С. Выготского, быть готовым к школьному обучению — значит, прежде всего, обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.

Информация о работе Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки дошкольников к школе