Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 23:08, курсовая работа
В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития качеств личности ребенка. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.
Введение………………………………….………………...….……….3
1глава.I. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников………….…………………….7
II. Опыт учителей русского языка при организации групповой работы на уроках……………………………………………………15
III. Организация групповой работы при изучении темы «Глагол» в 5 классе…………………………………...……...……..23
Заключение………………………………………….……………….28
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение………………………………….………………..
1глава.I. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников………….…………………….7
II. Опыт учителей русского языка при организации групповой работы на уроках……………………………………………………15
III. Организация групповой работы при
изучении темы «Глагол» в 5 классе…………………………………...……...…….
Заключение………………………………………….………
Список использованной литературы……………….…………....30
Приложения…………..……………………………….…
Введение
В России происходит постоянное усовершенствование системы образования и модернизация методов организации учебного процесса, с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития качеств личности ребенка. Одна из основных задач модернизации современной российской школы - изменение качества общего образования, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности учителя и образовательного учреждения в целом.
Деятельностный подход предполагает наличие у детей познавательных мотивов (стремление узнать что-то новое, усовершенствовать уже полученные навыки).
Системно-деятельностный подход в образовании по ФГОС подразумевает:
Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности, что требует переосмысления форм организации учебного процесса. [13]
Самая распространенная и привычная форма организации учебного процесса – это урок. Форма обучения - это целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащена система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя с учениками.
Система различных учебных форм, основой которой служат ведущие идеи раздела, темы и различные виды деятельности, обеспечивает усвоение системы учебного предмета, формирование мировоззрения, учебных умений и навыков. Эффективность реальной практики обучения обеспечивается не отдельными формами обучения, а продуманной, взаимосвязанной их системой. Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, групповая, классно-урочная, бригадная - не противоречат друг другу Например, классно-урочная система может включать в себя индивидуальные, групповые, бригадные занятия и другие формы. Поэтому и система форм может содержать коллективные, групповые, индивидуальные и другие занятия.[3,c.52]
Групповая работа заняла достойное место на уроках русского языка. Учителя отмечают высокую эффективность подобной организации труда учеников, возможность вовлечь каждого в процесс познания, воспитать такое важное качество, как ответственность (в данном случае за качество знаний как своих, так и остальных ребят в группе). Высокая результативность уроков связана с активностью учеников. Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся, а развивать мышление, значит, развивать умение думать. Групповые формы обучения позволяют совместно работать «ученик+ученик». В данной работе мы более детально рассмотрим все плюсы такого обучения, а так же применение их на практике учителями – именно в этом и заключается актуальность данного исследования.
Исходя из вышесказанного, можно поставить цель данной курсовой работы. Цель курсовой работы заключается в определении места и роли групповых форм обучения на уроках русского языка.
Задачи данной работы:
- проанализировать учебно-
- изучить виды групповой работы, которые могут использованы на уроках русского языка;
- рассмотреть опыт работы
- разработать задания для организации
групповой работы при изучении темы «Глагол»
в пятом классе.
Методы:
- анализ литературы по теме исследования;
- анализ методической
- исследование опыта учителей по организации работы.
Предметом курсовой работы является организация учебной деятельности на уроках русского языка.
Объектом является групповая форма организации работы.
Работа состоит из одной главы, которая содержит три параграфа, так же введение, заключение, список литературы и приложения. В первом параграфе мы рассмотрим групповую работу, как один из способов организации учебного процесса, во втором проанализируем опыт учителей русского языка по организации работы, в третьем параграфе попытаемся разработать задания для групповой работы на примере уроков в 5 классе по теме «Глагол».
1 глава.
I. Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников.
Современное общество требует от образования не только образованного и грамотного специалиста, но и специалиста, обладающего коммуникативными умениями и навыками, умеющего общаться и хорошо работать в команде.
Современный учащийся находится в центре постоянно меняющегося мира, и реализовать себя может только в действии и во взаимодействии с окружающими его людьми.
Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения. И школа как образовательное учреждение должна научить своего выпускника умению общаться, работать в группе, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее доказательства. Эта задача может быть решена посредством групповых форм взаимодействия между учителем и учащимся, а также между самими учащимися на уроках.
К общим формам организации обучения относятся урочная и внеурочная, в каждой из которых используют фронтальную, групповую и индивидуальную формы организации учебной работы. Критерием такого деления является н не количество учащихся, а характер связей между ними в процессе познавательной деятельности.[4,c.40]
Фронтальная форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает совместную деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты, это способствует формированию доверительных отношений между педагогом и школьниками, устойчивых познавательных интересов. Фронтальная форма может быть реализована в процессе проблемного или объяснительно-иллюстративного изложения материала, выполнения репродуктивных или творческих заданий. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, а не нацеливаться на абстрактного идеального ученика. Исследованиями в данной области занимались: Р.И.Малафеев, В.А.Буров и другие.[10,c.13]
Индивидуальная форма организации учебной работы предполагает постановку перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, справочниками, словарями, энциклопедиями, хрестоматиями, написание эссе, сочинений, рефератов, докладов. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную формы и организации обучения. Индивидуальная характеризуется тем, что ученик выполняет общее для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе. Индивидуализированная форма направлена на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Важными функциями учителя является стимулирование познавательной деятельности, постоянный контроль за выполнением заданий, своевременная помощь в преодолении учебных затруднений. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, формирование умений и навыков, обобщения и повторения учебного материала, контроля знаний. Но, несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы, их недостатком является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.[1,c.30]
Групповая форма организации учебной деятельности учащихся предусматривает разделение их на группы для решения одинаковых или разных задач. Исследованиями в области организации групповой работы в России занимались Х.И.Лийметс, Б.И.Первин, М.Д.Виноградова и др.
При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должно составлять 3-6 человек, так как продуктивность их работы значительно выше продуктивности работы группы из 8-10 человек. Важно также четное или нечетное количество человек в группе, так как в случае, если в группе четное количество человек, мнения могут разделиться и группе будет сложнее прийти к единому решению. При определении количественного состава группы надо помнить одно: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.[7,c.75]
Результаты совместной работы в группах зависят от умелого руководства учителя. Стимулирование познавательной деятельности детей всегда значительно выше по сравнению с выполнением этой задачи каждым учеником самостоятельно. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Групповая форма работы целесообразна при формировании навыков устной речи на уроках родного и иностранного языков. Однако при организации групповой работы могут возникнуть определенные трудности: сильные ученики иногда тормозят инициативу и самостоятельность слабых, отдельные группы не могут эффективно работать без тщательной и постоянной помощи со стороны учителя, работа в группах во время урока иногда нарушает ритм и четкую организацию занятий.[12]
Групповая работа, по утверждению Х.Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
-класс осознает коллективную
ответственность за данное
-организация выполнения
-действует такое разделение
труда, которое учитывает интересы
и способности каждого ученика
и позволяет каждому лучше
проявить себя в общей
-есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.[8,c.30]
Использование групповых форм обучения имеет ряд преимуществ:
Разнообразие форм позволяет учащимся осваивать новые для них роли: учителя, консультанта, участника групповой работы и готовит их к самоуправлению.
Формирует мотивы, потребности, жизненные цели с гуманистическим содержанием. Формируются качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой личности.[2,c.54]
Традиционное же педагогическое воздействие направлено на выполнение обязательной программы, трансляцию знаний, формирование умений и навыков обучаемых.
Информация о работе Групповая работа как одна из форм организации учебной деятельности школьников