Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 20:58, курсовая работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое применение деловых игр в профориентационной работе. Объект исследования: профориентационная работа.
Предмет исследования: деловые игры в профориентационной работе.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы в профориентационной работе;
- изучить деловые игры – как форму профориентационной работы;
- разработать методику профориентационной работы.
Традиционные формы методической работы, в которых все еще главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утратили значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение педагогов в активную учебно-познавательную деятельность с применением приемов и методов, получивших обобщенное название "активные методы обучения".
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими способностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
При проведении педагогических советов используется один из методов активной деятельности педагогов - деловые игры. Деловые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, демократичности, гласности, соревновательности, максимальной занятости каждого и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках деловой игры [5].
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическое применение деловых игр в профориентационной работе.
Объект исследования: профориентационная работа.
Предмет исследования: деловые игры в профориентационной работе.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические
- изучить деловые игры – как форму профориентационной работы;
- разработать методику
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Психолого-педагогические
основы профориентационной
Для рассмотрения понятия
«профессиональной ориентации»
необходимо определить круг понятий, так
или иначе связанных с
общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;
он может выполнять определенные трудовые функции;
времени процесс реализации трудовых функций [6].
Профессия существует в виде множества трудовых постов или должностей. Существует множество классификаций профессий, строящиеся на различных основаниях: по отраслям народного хозяйства, по степени развития психофизиологических функций, по степени тяжести и т.п.
Следующими понятиями, связанными с понятием профориентации, являются понятия «оптация» и «оптант». Оптация – это принятие решения о выборе пути профессионального развития, тогда, соответственно, оптант – это человек, принимающий такое решение. В практике профориентологов понятие «оптант» определяется как не просто человек, выбирающий свой дальнейший профессиональный путь, а именно старшеклассник.
Профессиональное становление личности – процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление. Детерминацию профессионального развития можно представить следующим образом: во время профессионального становления личности могут возникать противоречия двух видов: между личностью и внешней средой, а также внутриличностные. Существует множество классификаций стадий профессионального становления личности. Рассмотрим классификацию, предложенную Зеером Э.Ф., он выделяет семь стадий [7]:
новообразованиями являются:
профессионально
профессионального образования и подготовки, учебно-профессиональное самоопределение;
подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду;
роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества;
стиль деятельности, человек начинает заниматься квалифицированным трудом;
выработка профессионального менталитета, стабилизируется уровень профессиональной активности;
обладают творческим потенциалом и развитой потребностью в самореализации.
Как можно заметить, профессиональное
становление личности проходит через
всю жизнь человека. Каждый этап
становления характеризуется
Еще одним не мало важным понятием является понятие «профессиональной пригодности». Профпригодность – это соответствие личностных хврвктеристик обследуемого требованиям прфессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельностью. К основным компонентам профессиональной пригодности можно отнести гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт.
Кроме того, важную роль при профессиональной ориентации молодежи играют профессиограммы. Профессиограмма – характеристика профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а так же противопоказаний по состоянию здоровья. Она дает возможность определить профессиональную пригодность человека, а так же дает возможность оптанту больше узнать о профессии, и соответственно, снижает шанс сделать неправильный выбор. Она направлена на создание целостного восприятия содержания и особенностей конкретного вида труда.
Существует множество понятий профессиональной ориентации. Например, Зеер Э.Ф. дает несколько определений этому понятию:
- это система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества;
- это научно обоснованное распределение людей по различным видам профессиональной деятельности в связи с потребностями общества в различных профессиях и способностями индивидов к соответствующим видам деятельности;
- совокупность педагогических и психологических мер и комплекса информации разного рода направленных на принятие решения по приобретению оптантами той или иной профессии (специальности), а также на выбор оптимального для достижения этой цели пути дальнейшего профессионального образования.
В процессе профориентации предусматривается комплексный подход к оптанту, как к индивиду и личности. Если профориентацию рассматривать как систему государственных мер, то в этом случае, ее основная цель заключается в решении задач, связанных с рациональным использованием кадров.
В данной работе профессиональная ориентация будет рассматриваться как система научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей личности и потребностей общества.
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того чтобы понять, что такое профориентация, какова ее сущность, необходимо рассмотреть ее как систему. Система – это единство закономерно связанных между собой элементов, предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе. Поэтому необходимо выделить элементы профессиональной ориентации как системы. Пряжникова Е.Ю. выделяет в качестве субъектов профессиональной ориентации следующее: самоопределяющаяся личность; семья; психолого-педагогическая наука; психологические центры и службы, где осуществляется помощь в профессиональном самоопределении; образовательные учреждения и, прежде всего, школа; профессиональные образовательные учреждения; фирмы, организации, предприятия, где продолжается решение различных карьерных вопросов; органы управления разных уровней; государство; мировая экономика.
Педагогическую науку
как субъект профориентации следует
рассматривать в лице конкретных
ученых и преподавателей, которые
разрабатывают
В Постановлении Министерства труда и социального развития РК «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в РФ» выделяются следующие цели профориентации:
- обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
- достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
- прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
- содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Как видно круг целей достаточно ограничен и не охватывает в полной мере потенциальные возможности профориентации, и, следовательно, не дает в полной мере развиваться профориентации как системе.
В качестве задач можно выделить:
- формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
- развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;
- обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии.
Профессиональная ориентация
осуществляется, как уже было сказано,
в следующих направлениях: профессиональное
просвещение, т.е. предоставление молодежи информации о различных профессиях,
о потребностях рынка труда в кадрах, психофизиологических
требованиях профессии, способах получения
образования для той или иной профессии
и т.п., данное направление включает в себя
профпропаганду (формирование у молодежи
интереса к определенным видам труда исходя
из потребностей предприятия, разъяснение
престижности рабочих профессий, воспитание
у молодежи чувства уважения к этим прфессиям),
профинформирование и профагитацию. Профессиональное
просвещение может проводиться как во
время уроков, так и внеурочное время;
«профконсультация – это система оказания
действенной помощи в трудовом самоопределении
учащихся, основанная на изучении личности».
Подготовительная профконсультация должна
подвести учащихся к осознанному и правильному
выбору профессии, ведется она в течение
всего периода школьного обучения. Завершающая
профконсультация направлена на оказание
помощи в выборе профессии в соответствии
с интересами, склонностями и психофизиологическими
способностями ученика. Уточняющая профконсультация
как правило выходит за рамки школы и осуществляется
в профлицеях, колледжах и на предприятиях.
Может иметь вид индивидуальной или групповой
работы. Индивидуальная профконсультация
может проводиться при помощи следующих
методов: беседа (может вестись в свободной
форме или как интервьюирование, т.е. профконсультант
будет придерживаться заранее заготовленных
вопросов); тестирование (проводится для
выявления у клиента профессиональных
интересов, склонностей, способностей
и индивидуальных особенностей, как правило,
для этого используют следующие тесты:
тест "КИ-40,50, 78, 120 или 174" – Карта интересов
содержащая 50 вопросов, которые направлены
на выявление у клиента познавательных
и профессиональных интересов к 10 областям
деятельности, а так же ДДО (20 и 30), ОПГ,
Голланд, КОС и " Ориентировочную анкету
"; составление формулы выбора профессии;
использование профессиограмм, как правило,
в такой работе применяются неполные варианты;
работа с родителями, в процессе которой
ведется беседа об их мнении относительно
профессионального будущего их ребенка,
об увлечениях и любимых занятиях в разные
годы, о чертах характера ребенка, отношении
к труду, окружающим, об отношениях в разные
годы с учителями и друзьями, о состоянии
здоровья подростка, выясняются взаимоотношения
в семье, кто имеет на ребенка наибольшее
влияние и т.п.); профессиональный подбор
– определение круга профессий, наиболее
подходящих для данного человека с учетом
его психофизиологических и личностных
данных; профотбор, т.е. на основе анализа
медицинских показателей и психологических
качеств человека, которые необходимы
ему, что бы успешно обучаться профессии
или для труда на вакантном рабочем месте,
установить степень его пригодности к
избираемой или рекомендуемой профессии.
Он ведется при помощи аппаратных, тестовых
и др. методик для измерения профессионально
важных качеств. После этого сопоставляются
полученные данные и требования, которые
содержатся в профессиограммах, предъявляемыми
исполнителю тем или иным видом труда;
профадаптация. На этом этапе для молодых
специалистов создается благоприятные
условия труда для их скорейшего вхождения
в процесс производства. Это осуществляется
с помощью социально-экономических, организационно-