Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2014 в 12:43, дипломная работа
Цель - на основе теоретического анализа литературы разработать и апробировать серию занятий с использованием дидактических сказок, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Исходя из цели и гипотезы данной работы, можно выделить следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать серию занятий, с использованием дидактических сказок для развития лексической стороны речи.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Отобрать рекомендации по использованию дидактических сказок как средства развития речи детей.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических сказок в детском саду………………………………………………………………...6
1.1Речь. Развитие речи……………………………………………………..6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников…………9
1.3.Сказки. Дидактические сказки………………………………………..12
1.4.Влияние сказок на развитие речи детей……………………………...14
Глава 2.Эксперементальное изучение влияния дидактических сказок на развитие лексической стороны речи детей дошкольного возраста…….17
2.1.Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития лексической стороны речи………………………………………………...17
2.2. Формирующий эксперимент. Развитие речи с помощью
дидактических сказок……………………………………………………...23
2.3. Контрольный эксперимент. Выявление результатов формирующего
эксперимента………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………35
Рекомендации………………………………………………………………38
Список литературы………………………………………………………...40
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №10
Новикова Нина Владимировна
студентка 450 группы
Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа
по специальности 050704 Дошкольное образование
(повышенный уровень)
Руководитель
Кондратьева В.В.
______________
подпись руководителя
Оценка __________
Дата защиты ________
2013
Содержание
Введение………………………………………………………
Глава 1.Теоретические основы
использования дидактических сказок в
детском саду………………………………………………………………..
1.1Речь. Развитие речи……………………………………………………..6
1.2.Психолого-педагогическая характеристика дошкольников…………9
1.3.Сказки. Дидактические сказки………………………………………..12
1.4.Влияние сказок на развитие речи детей……………………………...14
Глава 2.Эксперементальное
изучение влияния
2.1.Констатирующий эксперимент. Выявление уровня развития лексической стороны речи………………………………………………...17
2.2. Формирующий эксперимент. Развитие речи с помощью
дидактических сказок……………………………………………………...
2.3. Контрольный эксперимент.
Выявление результатов
эксперимента……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Рекомендации………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение
Введение
С первых лет жизни ребенок находится под влиянием взрослых, а также в процессе игр, общения со сверстниками он активно приобретает опыт, усваивает нормы и правила общества, а это приводит не только к накоплению знаний и умений, но и к развитию способностей, к формированию необходимых качеств личности. Использование сказок в работе с детьми играет важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. [14 c.50] При анализе Федеральных государственных требований выявляется большая роль чтения художественной литературы. [1 c.12]. О значении сказок говорят педагоги и психологи: Н.Я. Большунова, В.В.Волина, Т.И.Ерофеева, Л.А.Левинова, А.П.Листопад, Н.А.Рыжова, Е. А. Усатова, Л.В.Кнышова, О.И.Меньшикова, Т.Л.Попова, Е.И. Гуменюк, Н.А. Слисенко, Т.В.Александрова, Е.Г.Карельская - они убедительно доказали, что сказка положительно влияет не только на формирование речи, но и на общее развитие ребенка - дошкольника. [4 с. 3]
Для умственного развития
детей существенное значение
имеет приобретение ими
Сказка в увлекательной форме вводит ребенка в окружающий мир, позволяя ему лучше понять и осознать его. Сказочная форма способствует введению необычных ситуаций в изучаемый материал, тем самым оживляя его. Именно такое соединение благоприятно для развития, поскольку через сказочные образы педагог может найти путь к эмоциональной сфере ребенка. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребенок в то же время упражняется в решении целого рода сложных интеллектуальных задач, учится логически рассуждать, логически мыслить, обосновывать свои действия. Взрослые охотно читают сказки, дополняют их элементами собственного сочинения, формируя у детей элементы образного мышления, расширяя представление об окружающем. Постепенно ребенок сам включается в чтение сказок: вначале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражаниями назвать героев и повторяющиеся в сказках присказки, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее дети способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на его жизненный опыт используют в своей работе педагоги и логопеды. Развитие речи детей — одна из главных педагогических задач. [7с.9]
Использование сказок в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию лексической стороны речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные систем. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.
Цель - на основе теоретического анализа литературы разработать и апробировать серию занятий с использованием дидактических сказок, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста.
Предметом изучения является дидактическая сказка как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста.
Объектом изучения является учебно-воспитательный процесс в дошкольном учреждении, направленный на развитие лексической стороны речи.
Гипотеза - мы предполагаем, что использование дидактических сказок в работе с детьми дошкольного возраста будет способствовать развитию лексической стороны речи.
Исходя из цели и гипотезы данной работы, можно выделить следующие задачи:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать серию занятий, с использованием дидактических сказок для развития лексической стороны речи.
3. Провести педагогический эксперимент.
4. Отобрать рекомендации по использованию дидактических сказок как средства развития речи детей.
В соответствии с данными задачами использовались методы исследования:
1.Анализ литературных
2.Эмпирические методы (эксперимент, беседа).
3.Проведение педагогического
4. Проведение количественного и качественного анализа данных, полученных в ходе эксперимента.
Глава 1.Теоретические основы использования дидактических сказок в детском саду
1.1. Речь. Развитие речи
Речь является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания.
Функциональные системы, обеспечивающие речь представляют собой сложный и многоступенчатый механизм, включающий деятельность многих структур и проводящих путей центральной нервной системы, слухового, зрительного и двигательно-кинестетического анализаторов, мышц речевого аппарата. Для нормальной речи необходимо согласованное функционирование всего головного мозга, и прежде всего корковых речевых зон, расположенных в доминантном полушарии (у правшей — в левом). [17 с. 30].
В дошкольном возрасте речь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрым ростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов у старшего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формами предложения, грамматическим строем родного языка. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте. [18 с. 43].
Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний. Изменяется взаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с одной стороны, и наглядными образами, непосредственными действиями, с другой. Если речь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что он воспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинает понимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Ребёнок должен научиться правильно употреблять служебные слова — отрицательные частицы нe, ни, предлоги, союзы; он должен научиться понимать и употреблять многообразные суффиксы, меняющие значение слова; он должен научиться правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с родом, числом и падежом. На протяжении дошкольного возраста, ребёнок практически усваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи. Дошкольник не заучивает грамматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такое союз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речь взрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх и, занятиях. По мере накопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанные эмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка. Ребёнок не только сам начинает правильно говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя и не может объяснить, почему так нельзя говорить. [21 с. 23].
Формирование чувства языка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно является существенным условием правильного построения устной речи у дошкольника и создаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в период школьного обучения.
В процессе развития речи ребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов, как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов или явлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей для дошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умением обобщать. Иногда случается, что ребёнок, усвоив какое-либо слово, не понимает ещё его действительного значения и истолковывает это слово по-своему, в соответствии со своим ограниченным опытом. [25 с. 13].
Звукопроизношение младшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки р, л, ш, ж многие трёхлетки ещё не произносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука» вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир» вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовым аппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха. [20 с. 12].
Речь детей среднего дошкольного возраста становится более богатой по своему содержанию и приобретает более сложное строение, чем у малышей.
Значительно увеличивается словарь ребёнка. Разговоры детей часто относятся уже не к данным, непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринято раньше или же рассказано родителями и воспитателями и другими детьми. Такое расширение речевого общения приводит к изменению строения детской речи. Наряду с названиями предметов и действий дети начинают широко пользоваться различными определениями.
В звукопроизнесении ребёнок среднего дошкольного возраста достигает больших успехов. Лишь иногда, обычно в результате недостаточно внимательного педагогического подхода к ребёнку, у пятилетних детей встречаются ошибки в произнесении некоторых звуков (чаще всего р и ш). Беседы воспитателя с детьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговоры детей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условием развития детской речи в этом возрасте.
У детей старшего дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительно увеличивается словарь ребёнка (до 3000—4000 слов). [10 с. 56 ]
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками – членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. [19 с. 15].
Дошкольный возраст - этап психического развития, в отечественной периодизации занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом — от 3 до 6-7 лет. Выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 г.); средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра — ведущая деятельность данного возраста.
В игровой деятельности детей появляются ролевые взаимодействия. Они указывают, что дети начинают отделять себя от принятой роли. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Помимо игровой, для дошкольного возраста характерны другие формы деятельности: конструирование, рисование, лепка, восприятие сказок и рассказов. Можно наблюдать также элементы трудовой и учебной деятельности, хотя в развитой форме учения и труда у дошкольника еще нет. [23 с. 41].
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Усложняются игры с мячом. К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Продолжает развиваться воображение. Формируется такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. [17 с. 12].