Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 08:02, реферат

Краткое описание

В наше время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г.-18% детей, 1995г.-37% детей),а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой( с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).

Содержание

Введение.
I. Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования.
Понятие термина «Дизартрия»:
а) 4 основных подхода в изучении дизартрии;
б) клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией;
II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии.
-корковая дизартрия
-псевдобульбарная дизартрия
-бульбарная дизартрия
-экстрапирамидальная дизартрия
-мозжечковая дизартрия
III. Проявление стёртых дизартрий и методы их преодоления.
- клинические проявления стёртой формы дизартрии
IV. Система коррекционно-педагогической работы с детьми с дизартрией.
а) подготовительный этап
артикуляционная гимнастика
-метод искусственной локальной гипотермии
-развитие движений кисти и пальцев рук
-коррекция дыхания и голоса
б) второй этап
-логопедический массаж
-массаж по биологически активным точкам(БАТ)
-элементы метода метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

дизартрия.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад компенсирующего вида №30 «Лукоморье»

муниципального образования город-курорт Геленджик

Дизартрия.

Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы.

                          Выполнила:

                                                                                учитель-логопед

                                                                       Степанкова

                                                                                           Марина Владимировна

город-курорт Геленджик

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

I. Краткая историческая  справка изучения дизартрии и  актуальные проблемы исследования.

 Понятие термина «Дизартрия»:

а) 4 основных подхода в изучении дизартрии;

б) клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией;

II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм  дизартрии.

-корковая дизартрия

-псевдобульбарная дизартрия

-бульбарная дизартрия

-экстрапирамидальная дизартрия

-мозжечковая дизартрия

III. Проявление стёртых  дизартрий и методы их преодоления.

- клинические проявления стёртой формы дизартрии

IV. Система коррекционно-педагогической  работы с детьми с дизартрией.

а) подготовительный этап

артикуляционная гимнастика

-метод искусственной локальной  гипотермии

-развитие движений кисти  и пальцев рук

-коррекция дыхания и  голоса

б) второй этап

-логопедический массаж

-массаж по биологически  активным точкам(БАТ)

-элементы метода метамерной  стимуляции Скворцова-Осипенко

Заключение

Библиография

Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии интенсивно изучается и освещается в теоретическом и практическом аспектах в отечественной и мировой научной литературе. Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами известных неврологов, психиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Винарская, Е.М. Мастюкова,Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина и др.). все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с её неврологическим, логопедическим и психологическим аспектами исследования.

  В отечественной литературе  дизартрию в детском возрасте  принято рассматривать как остаточные  явления детского церебрального  паралича, а у взрослых  с клиникой  параличей.

В наше время проблема дизартрии стоит крайне остро. В связи с тем, что процент детей с речевой патологией, особенно со стёртой формой дизартрии, год от года растёт (1975г.-18% детей, 1995г.-37% детей),а также увеличивается количество детей с другими речевыми расстройствами, осложнёнными дизартрической симптоматикой( с общим недоразвитием речи, алалией, афазией, заиканием).

Использование классических методик не достаточно для эффективного воздействия, также эффективность коррекционной работы снижается без комплексного подхода к этой проблеме.

  Поэтому, в своей работе  я осветила нетрадиционные методики, помогающие в преодолении проблемы  дизартрических расстройств, и показала необходимость комплексного подхода к данной проблеме.

I. Краткая историческая  справка изучения дизартрии и  актуальные проблемы исследования

  Первые научные описания  дизартрии появились в печати  более 150 лет тому назад. Это были  наблюдения известного немецкого  невролога Литтля (1853), который, давая подробную клиническую картину ДЦП, отмечал специфические расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «Дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объединял все нарушения артикуляции.

 С середины XX века исследователи  начинают считать, что нарушения  речи при дизартрии носят сложный  характер, с которым не только  связано расстройство тончайшей  координации мышц речевого аппарата, но и патология просодических  характеристик устной речи.

Дизартрия-обобщённое название группы речевых расстройств, имеет несколько форм, каждая из которых характеризуется своей неврологической и речевой симптоматикой.

Дизартрия-наиболее часто встречающиеся нарушения функционирования речеобразовательной системы.                                                                              2

Термином «дизартрия» обозначают расстройство произносительной стороны речи, при котором страдает звукопроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения ЦНС при дизартрии всякий раз нарушается целостность функциональной системы экспрессивного речеобразования. При этом нарушаются тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в целом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство нейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения ЦНС.

Нарушение нейромышечного контроля речи может вызывать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики.

  С нарушением временной  точности и совершенства речевых  движений связаны такие характеристики  речи как внятность, чёткость, а, следовательно, её разборчивость.

 

  В настоящее время  существует 4 основных подхода в изучении дизартрии: клинический (неврологический), лингвистический, нейропсихологический, психолого-педагогический.

  С позиции клинического (неврологического) подхода изучаются  клинические проявления дизартрии, которые соотносятся с уровнем  органического или функционального  поражения нервной системы, её  периферических или центральных  отделов. Клинический подход исследует  также причины дизартрии, место  и характер очагового поражения  ЦНС, симптоматику, в которую включают  характер изменения мышечного  тонуса, движений различных отделов  речевого аппарата и т. п. Наличие  дизартрии связано с органическим  или функциональным поражением  мозга, что в свою очередь вызвано  разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать  на организм до рождения ребёнка  в процессе внутриутробного развития(пренатально) и вскоре после родов (постнатально).

  Пренатальное поражение мозга может быть обусловлено инфицированием матери или плода, токсикозом беременности, патологией плаценты и т.д.

  В период родов, отягчающими  факторами могут быть затяжные  или, напротив, стремительные роды, родовые травмы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового  кровообращения или кровоизлияния  в мозг ребёнка.

После родов основными факторами, приводящими к органическому поражению мозга, бывают инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек.

Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая и  корковая.

                                                                                                                                  3

Лингвистические исследования характеризуют дизартрию в плане изменения фонемных сигнальных признаков речевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семантический и эмоциональный смысл), фонематического восприятия речи и т.д.В психолингвистическом направлении изучаются  нарушения акустических характеристик звукопроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи), а также артикуляционные данные звукопроизносительного процесса( сила, точность, плавность, синхронность, переключаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфические формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в аппраксических нарушениях артикуляционной сферы, искажающих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай любого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое нарушение у них  обычно связано с патологией раннего этапа развития ЦНС. С позиции психолого-педагогического подхода характеризуется процесс развития речи детей, у которых имеется дизартрия. При этом квалифицируется характер нарушения звукопроизношения и голоса, качественные и количественные характеристики словаря, особенности формирования грамматических структур, связного высказывания и письма.

I. Клинико-психологическая  характеристика детей с дизартрией.

  Дети с дизартрией  по своей клинико-психологической  характеристике представляют крайне  неоднородную группу. При этом  нет взаимосвязи между тяжестью  дефекта и выраженностью психопатологических  отклонений. Дизартрия, и в том  числе наиболее тяжёлые её  формы, могут наблюдаться у детей  с сохранным интеллектом, а лёгкие  «стёртые» проявления могут быть  как у детей с сохранным  интеллектом, так и у детей  с олигофренией.

Среди детей специальных дошкольных и школьных учреждений наиболее часто встречается дизартрия на фоне минимальной мозговой дисфункции. У них наряду с недостаточностью звукопроизносительной стороны речи наблюдаются обычно нерезко выраженные нарушения внимания, памяти, интеллектуальной деятельности, эмоционально- волевой сферы, лёгкие двигательные расстройства и замедленное формирование ряда высших корковых функций.                                                                                                4

  Двигательные нарушения  обычно проявляются в более  поздних сроках формирования  двигательных функций.

 Эмоционально-волевые  нарушения проявляются в виде  повышенной эмоциональной возбудимости  и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие  дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям.               

  В дошкольном и школьном  возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол, кричат, добиваясь желаемого.

  Другие пугливы, заторможены  в новой обстановке, избегают  трудностей, плохо приспосабливаются  к изменению обстановки.

  Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму, поэтому долго не проявляется интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности, в школьном возрасте отмечается плохой почерк.

II. Классификация дизартрии. Характеристика различных форм  дизартрии.

  В основу классификации  положен принцип локализации, синдромологический подход, степень понятности речи для окружающих. Наиболее распространённая классификация в отечественной логопедии создана с учётом неврологического подхода на основе уровня локализации поражения двигательного аппарата речи.(О. В. Правдина и др.).

  Как было выше сказано, различают 4 клинические формы дизартрии.

Наиболее сложной и спорной в этой классификации является корковая дизартрия.

Корковая дизартрия представляет собой группу моторных расстройств речи разного патогенеза, связанных с очаговым поражением коры головного мозга.

 Первый вариант корковой  дизартрии обусловлен односторонним  или чаще двусторонним поражением  нижнего отдела передней центральной  извилины. В этих случаях возникает  избирательный центральный парез  мышц артикуляционного аппарата(наиболее часто языка). Избирательный корковый парез отдельных мышц языка приводит к ограничению объёма наиболее тонких изолированных движений: движение кончика языка вверх. При этом варианте нарушается произношение переднеязычных звуков.

 При диагностике корковой  дизартрии необходим тонкий нейролингвистический  анализ, позволяющий определить, какие  из  5 переднеязычных звуков страдают  в каждом конкретном случае  и каков механизм их нарушений.

  При первом варианте  корковой дизартрии среди переднеязычных  звуков в первую очередь нарушается  произношение согласных, которые  образуются при поднятом и  слегка загнутом вверх кончике  языка (звуки «Р», «Ш», «Ж»).

 При тяжёлых формах  дизартрии они отсутствуют, при более лёгких-заменяются другими переднеязычными согласными, при произнесении которых передняя часть спинки языка поднимается горбом к нёбу («С», «Сь», «З», «Зь», «Т», «Д», «Н»).                                                                                                           

  При корковой дизартрии  может нарушаться также произношение  смычных, щелевых и дрожащих согласных. Наиболее часто- «Л», «Ль».

  Характерно избирательное  повышение мышечного тонуса, главным  образом в мышцах кончика языка.

  Второй вариант корковой  дизартрии связан с недостаточностью  кинестетического праксиса, что наблюдается при односторонних поражениях коры доминантного (обычно левого) полушарий мозга в нижних пост центральных отделах коры. В этих случаях страдает произношение согласных звуков, особенно шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции непостоянны и неоднозначны. Наблюдается недостаточность лицевого гнозиса: ребёнок затрудняется в чёткой локализации точечного прикосновения к определённым участкам лица, особенно в области артикуляционного аппарата.

Информация о работе Дизартрия. Комплексный подход и использование инновационных методов в решении проблемы