Доктрина российского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 07:09, реферат

Краткое описание

Доктрина российского образования по своему смыслу и значимости должна быть разработана до начала любых концепций реформ образования. Но так не произошло. Ее отсутствие свидетельствует о камуфлировании истинных целей реформирования образования и образовательной политики в целом, которые связаны с сокращением образовательного и научного потенциалов России по сравнению с достигнутыми рубежами по подсказке советников Международного валютного фонда. Такие цели независимо от желаний авторов реформ укладываются в стратегии идеологов «силового мондиализма», в первую очередь находящиеся в США, по превращению России в сырьевой придаток Запада, лишения ее экономической и геополитической самостоятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
3. Российское образование в ХХ веке
3.1 Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
4. Образование в ХХI веке
4.1 Образование как вид инвестиций в человеческий капитал
4.2 Двухуровневая система образования и рынок труда
4.3 «Болонский процесс»
4.4 Взгляды на участие России в Болонском процессе
4.5 Проблемы участия России в Болонском процессе
4.6 Опыт других стран
5. Высшее образование в России сегодня
6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

история образования и педагогической мысли.docx

— 110.71 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Понятие «Доктрины образования» и основные доктринальные положения
  2. Национальная доктрина российского образования как исторический итог «Потока образования и просвещения» в истории развития российской цивилизации
  3. Российское образование в ХХ веке
      1. Национальная доктрина развития образования и национальная идея России
  1. Образование в ХХI веке

4.1 Образование как вид  инвестиций в человеческий капитал

4.2 Двухуровневая система  образования и рынок труда

4.3 «Болонский процесс»

4.4 Взгляды на участие  России в Болонском процессе

4.5 Проблемы участия России  в Болонском процессе

4.6 Опыт других стран

5. Высшее образование в России сегодня

   6. «Идеал учащегося народа» и модель образования ХХI века в форме образовательного общества. Основные принципы

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Доктрина российского  образования по своему смыслу  и значимости должна быть разработана  до начала любых концепций  реформ образования. Но так  не произошло. Ее отсутствие  свидетельствует о камуфлировании  истинных целей реформирования  образования и образовательной  политики в целом, которые связаны  с сокращением образовательного  и научного потенциалов России  по сравнению с достигнутыми  рубежами по подсказке советников  Международного валютного фонда.  Такие цели независимо от желаний  авторов реформ укладываются  в стратегии идеологов «силового  мондиализма», в первую очередь  находящиеся в США, по превращению  России в сырьевой придаток  Запада, лишения ее экономической  и геополитической самостоятельности.

 

 Образование – один  из ключевых моментов в стратегии  выживания России в начале XXI века, реализации концепции ее устойчивого  развития, обеспечения всей системы  национальной безопасности. Россия  сможет выжить только как «образованная,  просвещенная Россия», в которой  государство вместе с обществом  постоянно несет ответственность  за темпы повышения среднего  образовательного ценза населения.  Образовательная политика является  ядром всей системы внутренней  политики российского государства.  Поэтому вопрос о Доктрине  российского образования – ключевой  вопрос внутренней политики, стратегии  реформ, долгосрочных перспектив  развития России.

 

 Категория Доктрины  образования в России нами  разрабатывается с 1992 года [1-17]. На III-ем съезде Петровской академии  наук и искусств «Образованная  Россия: специалист XXI века» в итоговом  документе принято решение о  разработке Доктрины российского  образования [1, с. 27, п. 1].

 

 Доктрина образования  – это сжатое, декларативное,  системное изложение основных  целей, принципов и положений  организации, функционирования и  развития образования на базе  принятых общественных идеалов,  механизмов и условий их осуществления.

 

 Доктрина образования  есть баланс учета традиций  развития национального образования,  зарубежного опыта в сфере  образования и прогнозных оценок  в форме моделей образования  будущего.

 

 Доктрина образования  всегда есть исторический итог  развития образования в стране. Поэтому Доктрина образования  не может быть создана только  в целенормативной логике разработки  проекта, она формируется исходя  из тенденций эволюции отечественного  образования мировых тенденций  развития образования и прогнозного  сценария его роли в обществе XXI века.

 

 Доктрина образования  – основа долгосрочной образовательной  политики.

 

I. ПОНЯТИЕ «ДОКТРИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ»  И ОСНОВНЫЕ ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

 Национальная Доктрина  российского образования исходит  из следующих основных положений,  подводящих итог современным  воззрениям на развитие и будущее  отечественного образования.

 

1. Образование — ведущий  механизм развития российского  общества и российской цивилизации.

 

 Данное доктринальное  положение цивилизационной статусности  образования обусловлено характеристиками  образования в конце ХХ века  как:

 

 — главного механизм  социокультурной преемственности  и развития;

 

 — основы воспроизводства  духовного потенциала России  и развития личности;

 

 — родовой потребности,  формы жизни человека в «изменяющемся  обществе»;

 

 — механизма воспроизводства  науки и культуры;

 

 — базы сохранения  исторической и национально-этнической  самоидентификации русского народов  и народов России;

 

 — «базиса» современной  интеллектоемкой, наукоемкой, образованиеемкой  экономики, технологического и  социального развития России;

 

 — основы национальной  безопасности России — военной,  экономической, демографической,  экологической, информационной, национально-этнической, духовно-нравственной;

 

 — механизма обеспечения  исторического здоровья нации;

 

 — главного механизма  воспроизводства общественного  интеллекта.

 

 От 40 – 70 % прироста  национального дохода обеспечивается  приростом знаний и образования.  Образование становится главной  воспроизводственной функцией всех  социальных институтов. В конце  ХХ века происходит интеллектуализация  производительных сил общества  и изменение природы действия  экономических механизмов. Образование  на фоне роста интеллектоемкости  и наукоемкости экономических  процессов — главный фактор  в изменении движущих сил развития  экономики.

 

 В конце ХХ века  развернулась геополитическая и  экономическая межстрановая конкуренция  по качеству интеллектуальных  ресурсов и качеству образования на долгосрочных горизонтах упреждения. Не случайно, в 80-х годах Конгресс США неоднократно возвращался в своих обсуждениях к оценке качества образования в страновом и геополитическом измерениях как фактору конкурентоспособности экономики страны в XXI веке высшего приоритета.

 

 Рекомендации Международного  валютного фонда по сокращению  науки и высшего образования  на 30-60 % в России имеют скрытую  стратегическую цель – лишить  Россию необходимого качества  образовательного потенциала, чтобы  понизить и экономическую конкурентоспособность  на долгосрочную перспективу,  открыть возможности ее интеллектуально-духовной, информационной колонизации, а  на ее основе – экономической  колонизации.

 

2. Образование — основа  устойчивого развития России.

 

 Наши исследования  и обобщения показали, что единственная  модель устойчивого развития  российского общества и человечества  в целом — это управляемая  социоприродная эволюция на базе  общественного интеллекта и образовательного  общества.

 

 В конце ХХ века  уже состоялась первая фаза  Глобальной Экологической Катастрофы. Сформировались Пределы сложившимся  механизмам цивилизационного развития, определившим стихийный, спонтанный, непредсказуемый характер Истории.

 

 Возник императив выживаемости  человечества, и России в том  числе, в ХХ веке. В центре  механизмов реализации этого  императива — императив качественного  скачка в управляемости социально-экономическим  и экологическим развитием на  базе общественного интеллекта, доминирования общественных собственности  и капитала, механизмов закона  опережающего развития качества  человека, качества общественного  интеллекта и качества образовательных  систем в обществе как ведущего  закона системы устойчивого развития  в форме управляемой социоприродной  эволюции.

 

 Средний образовательный  ценз экологического выживания  населения к 2000 г. составит 16-17 лет обучения. Возник императив  перехода в начале XXI века к  всеобщему высшему образованию.  Данный императив является и  экологическим, и экономическим.

 

 Уже ряд развитых  стран приняли программы перехода  к всеобщему высшему образованию.  Реформы в российском образовании  должны исходить из этой долгосрочной  перспективы.

 

 Образовательная политика  лежит в основе экологической  политики, движения России к модели  «общества устойчивого развития».  Вне этих реалий экологическая  политика России и стратегии  ее устойчивого развития приобретают  утопические черты.

 

 Данное положение усиливается  под воздействием угрозы появления  «экологического империализма»,  когда недостаточность образовательного  и научного потенциалов в обществах  «развивающихся стран» для создания  возможностей разработки технологий  добычи ресурсов, удовлетворяющих  международным стандартам, будут использоваться для обоснования и оправдания захвата добычи ресурсов со стороны «развитых стран». Такая угроза «экологического империализма» будет усиливаться и для России, если будет происходить разрушение ее образовательных и научных потенциалов и ее способности разрабатывать интеллектоемкие и наукоемкие технологии.

 

3. Образование — основа  качества жизни личности в  изменяющемся мире, основа ее  становления и самореализации.

 

 Образование становится  главной формой существования  личности в «мире изменений», трансформируясь в непрерывное  образование.

 

 Переход образования  в конце ХХ века в статус  непрерывного образования — часть  основной тенденции образовательной  революции в мире.

 

 При этом непрерывность  как фундаментальное свойство  отечественного образования приобретает  два основных смыслообразующих  измерения:

 

 — институциональное;

 

 — личностно-ориентированное.

 

 «Институциональное измерение»  непрерывности обеспечивается инфраструктурой  сети образовательных учреждений, что бы она обеспечивала такое  согласование «мощностей» ступеней  непрерывного образования в стране, которое бы обеспечивало реализацию  потребности личности и общества  в непрерывном образовании.

 

 «Личностно-ориентированное  измерение» непрерывности обращено  к ценностным аспектам образовательной  политики, к ее целям: создать  мотивацию личности, ценностные  ориентации личности к непрерывному  образованию и условия для  реализации таких мотиваций и  ценностных ориентаций.

 

 В такой постановке  качество непрерывного образования  – системообразующий фактор качества  жизни личности в «изменяющемся  мире».

 

 Забота государства  о качестве жизни личности  и общества начинается с заботы  о качестве образования. Поэтому  мониторинг качества образования  является важнейшей подсистемой  управления качеством жизни личности  и общества со стороны государства  и общества.

 

II. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА  РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК  ИСТОРИЧЕСКИЙ ИТОГ «ПОТОКА ОБРАЗОВАНИЯ  И ПРОСВЕЩЕНИЯ» В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ  РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

 

 Образование и просвещение,  как его неотъемлемая часть,  в социогенетическом и институциональном  измерении есть исторический  поток, норма которого определяет  поток исторического здоровья  нации. В этом своем измерении  образование предстает как внутренний  механизм воспроизводства исторического  здоровья нации.

 

 «Доктрина» включает  в себя, как принцип, концептуально-методологически  системную триаду [12, с. 12] 1) Здоровье  нации – историческое здоровье; 2) Просвещение как часть и механизм  исторического развития; 3) Образование  как механизм просвещения, движитель  потока просвещения и как часть  механизма сохранения.

 

 Данная системная триада  определяет образовательную политику  как важнейшее основание здравоохранительной,  демографической, национально-этнической  политики российского государства.  Ядром в этой политике выступает  цель формирования такого «мировоззренческого  фона» у личности (В.П.Казначеев), «мировоззренческого экрана», которое  бы обеспечило социальное поведение  личности, создающее прогрессивное  развитие исторического здоровья  нации, его приращение в историческом  времени, прогрессивное развитие  репродуктивного этнического «потокового»  потенциала нации во взаимодействии  с прогрессивным развитием витально-природного  базиса жизни российского общества. Здесь Образование (и просвещение)  предстают как «история в потоке»  и одновременно как «поток»  геополитических и социально-культурных  оснований и взглядов на существование  и развитие российской цивилизации.

 

 В мире «действуют»  и развиваются разнообразие цивилизаций,  культур, этносов и их «сканирующих»  разнообразия страновых образовательных  систем. Закон развивающегося необходимого  разнообразия в социальной эволюции  есть закон ее прогрессивной  направленности.

Информация о работе Доктрина российского образования