Духовно-нравственное развитие школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 641.docx

— 52.90 Кб (Скачать файл)

 

 

2012-2013 учебный  год. 

 

Пояснительная записка

Все лучшее в человеке дается воспитанием.  Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи. Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности – патриотизм, социальная солидарность, гражданственность , семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество. 

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия  базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. 

 В современных  социальных условиях одной из  важнейших проблем можно назвать  проблему духовного и гражданского  самосознания человека. Современный  молодой человек нашей страны  должен быть социально активной  личностью, полноправным субъектом  жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои  мотивы и потребности, цели и  идеалы в соответствии с ценностями  гражданского общества. Важно, чтобы  он видел богатство окружающего  мира, стремился реализовывать в  полной мере свои жизненные  возможности.

Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и  сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.     

 Новое время  требует от школы содержания, форм и методов духовно-нравственного  воспитания, адекватных современным  социально-педагогическим реалиям. Только через активное вовлечение  в социальную деятельность и  сознательное участие в ней, через  изменение школьного климата, развитие  самоуправления можно достигнуть  успехов в этом направлении.

Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, ее основные компоненты. При этом учитываются опыт  и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества. 

 

РАЗДЕЛ 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников. 

 

 

 

В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской образовательной школе, - это  высоконравственный, инициативный, самостоятельный, компетентный гражданин России с четко выраженной позитивной гражданской позицией.

Ориентируясь на этот воспитательный идеал, наше образовательное учреждение определяет цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников. В качестве такой цели, мы видим личностный рост каждого школьника, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в развитии его социально значимых отношений и в накоплении им опыта социально значимого действия.Приобретение ребенком социально значимых знаний поможет ему лучше ориентироваться в основных нормах и традициях  окружающего его общества, понимать, на каких правилах строится жизнь нашего общества, что в нем считать нужным, верным и правильным, что в нем осуждается, каковы социально одобряемые и неодобряемые формы поведения. Однако знание ребенком общественных норм и традиций вовсе не гарантирует его соответствующего поведения. Поэтому важно формировать в ребенке важные социально значимые отношения, и, прежде всего, позитивные отношения к базовым общественным ценностям:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь  и верность; Здоровье; Достаток; Почитание  родителей; Забота о старших и  младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.

9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.

10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Но и этого не достаточно для полноценного духовно-нравственного развития и воспитания личности. Ребенку важно приобрести в школе и опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В единстве социально значимых знаний, отношений и опыта действий, приобретаемых ребенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста.

Конкретизируя эту общую цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников применительно к контингенту учащихся, мы выделяем в ней действующий приоритет: а именно, приобретение  социально значимых знаний, знаний о социально значимых нормах и традициях, коррекции имеющегося опыта , норм и правил поведения.  Выделение именно этого приоритета связано с актуальной потребностью детей младшего школьного возраста самоутвердиться в своем социальном статусе - то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса  нормам и традициям поведения. Эти нормы и традиции предъявляются ребенку именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание этих норм будет являться основой для формирования социально значимых  отношений ребенка, для приобретения им опыта социально значимого действия. Знания, отношения и опыт – это база  личностного роста ребенка в дальнейшем, на последующих этапах его развития. В силу того, что в школе учатся воспитанники детского дома, дети из многодетных семей, неполных семей, в школе уделяется особое внимание формированию социально - значимых норм и традиций.

В самых общих чертах эти нормы и традиции можно представить следующим образом:

- по доброму относиться  к людям, уметь сопереживать, проявлять  сострадание к попавшим в беду, проявлять почтение и уважение  к старшим и родителям, устанавливать  дружеские отношения с другими  детьми: в классе, в школе, во дворе, в посещаемых объединениях дополнительного  образования; уметь при необходимости  поступаться своим благополучием  ради другого человека: прощая  собственные обиды, защищая слабых, помогая старым и беспомощным  людям. Для этого необходимо усвоить  правило: «Никого не обижай и всем, насколько можешь, помогай».

-терпимо и уважительно  относиться к людям иной расы, национальности, религии, другого имущественного  положения, иного физического, психического  или умственного развития.

-следовать  правилам личной гигиены, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.

-быть уверенным  в себе, открытым и общительным; не стесняться быть чем-то не  похожим на других; уметь выражать  свои интересы, отстаивать свое  мнение, быть самостоятельным.

-любить свою Родину, отожествлять себя с нею, знать  и уважать её историю, культуру, стремиться узнать историю своей  « Малой Родины», уважать её  традиции, её жителей.

-беречь и охранять  природу: ухаживать за комнатными  растениями в классе и дома, заботиться о домашних питомцах, подкармливать птиц в зимний  период, не засорять бытовым мусором  улицы, леса, водоёмы.

-проявлять миролюбие, не затевать драк и конфликтов, стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к кулакам.

-стремиться узнавать  что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания, книги.

- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в своих учебных  занятиях, так и в домашних  делах.

- быть вежливым  и опрятным, скромным и приветливым, правдивым и совестливым.

Выделение в общей цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников передачи социально значимых знаний вовсе не означает игнорирования других составляющих этой цели и отказа от необходимости формировать социально значимые отношения и опыт социально значимых действий. Приоритет – это то, что принципиально важно, чему педагогам предстоит уделять особое внимание, так как именно в школе ученики проводят значительную часть времени .

Достижению поставленной цели духовно нравственного развития и воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

  1. создать и поддерживать  воспитывающий уклад школьной жизни;
  2. реализовать воспитательный потенциал познавательной деятельности школьников на  уроке;
  3. использовать воспитательный потенциал внеурочной деятельности.
  4. обеспечить процесс формирования коллективов в классах.
  5. развивать социальное партнерство с семьями школьников;
  6. осуществлять методическую работу, направленную на повышение профессиональной квалификации педагогов в сфере воспитания и образования.

Итак, цель  поставлена, в ней  выделен соответствующий специфике  школы  приоритет и определены основные задачи, решение которых позволит реализовать поставленную цель.

Такая постановка цели, позволит нам иметь четкое представление о том, что школа желает получить в качестве результата предпринимаемых ею усилий по воспитанию детей; подчеркивает стремление школы в аспекте воспитанности к некому желанному культурному идеалу; диагностировать  происходящие изменения в духовно нравственном развитии и воспитании школьников. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников 

 

 

 

В соответствии с целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников мы выделяем следующие его основные направления и ценностные основы:  

 

Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности:  любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. 

 

Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике. 

 

Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и  настойчивость, бережливость. 

 

Направление 4. Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.  

 

Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. 

 

 

 Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие. 

 

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников «…раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися ». 

Информация о работе Духовно-нравственное развитие школьников