Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 21:51, курсовая работа
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему духовного и гражданского самосознания человека. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества.
2012-2013 учебный год.
Пояснительная записка
Все лучшее в человеке дается воспитанием. Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи. Единым народом, Россией мы ощущаем себя, когда живём по единым ценностям, идеалами, нравственными принципами. Важнейшие ценности – патриотизм, социальная солидарность, гражданственность , семья, труд и творчество, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
В современных
социальных условиях одной из
важнейших проблем можно
Любое общество проектирует свое будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающее поколение включалось в уже существующую общность, становилось носителями определенного образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживало и сохраняло передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.
Новое время
требует от школы содержания,
форм и методов духовно-
Духовно-нравственное воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Духовно-нравственное воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Программа определяет основные пути реализации системы формирования гражданской идентичности, ее основные компоненты. При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы, тенденции развития нашего общества.
РАЗДЕЛ 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников.
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской образовательной школе, - это высоконравственный, инициативный, самостоятельный, компетентный гражданин России с четко выраженной позитивной гражданской позицией.
Ориентируясь на этот
воспитательный идеал, наше образовательное
учреждение определяет цель духовно-
1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.
3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.
4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.
5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.
6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.
7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.
8. Искусство и литература включает ценности: Красота; Гармония; Духовный мир человека; Нравственный выбор; Смысл жизни; Эстетическое развитие.
9. Природа — Жизнь; Родная земля; Заповедная природа; Планета Земля.
10. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.
Но и этого не достаточно для полноценного духовно-нравственного развития и воспитания личности. Ребенку важно приобрести в школе и опыт социально значимого действия, где он смог бы использовать на практике собственные знания и отношения. В единстве социально значимых знаний, отношений и опыта действий, приобретаемых ребенком в школе, и проявляется феномен его личностного роста.
Конкретизируя эту общую цель духовно-нравственного развития и воспитания школьников применительно к контингенту учащихся, мы выделяем в ней действующий приоритет: а именно, приобретение социально значимых знаний, знаний о социально значимых нормах и традициях, коррекции имеющегося опыта , норм и правил поведения. Выделение именно этого приоритета связано с актуальной потребностью детей младшего школьного возраста самоутвердиться в своем социальном статусе - то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и традициям поведения. Эти нормы и традиции предъявляются ребенку именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание этих норм будет являться основой для формирования социально значимых отношений ребенка, для приобретения им опыта социально значимого действия. Знания, отношения и опыт – это база личностного роста ребенка в дальнейшем, на последующих этапах его развития. В силу того, что в школе учатся воспитанники детского дома, дети из многодетных семей, неполных семей, в школе уделяется особое внимание формированию социально - значимых норм и традиций.
В самых общих чертах эти нормы и традиции можно представить следующим образом:
- по доброму относиться
к людям, уметь сопереживать, проявлять
сострадание к попавшим в беду,
проявлять почтение и уважение
к старшим и родителям, устанавливать
дружеские отношения с другими
детьми: в классе, в школе, во дворе,
в посещаемых объединениях
-терпимо и уважительно относиться к людям иной расы, национальности, религии, другого имущественного положения, иного физического, психического или умственного развития.
-следовать правилам личной гигиены, соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
-быть уверенным в себе, открытым и общительным; не стесняться быть чем-то не похожим на других; уметь выражать свои интересы, отстаивать свое мнение, быть самостоятельным.
-любить свою Родину,
отожествлять себя с нею, знать
и уважать её историю, культуру,
стремиться узнать историю
-беречь и охранять
природу: ухаживать за комнатными
растениями в классе и дома,
заботиться о домашних
-проявлять миролюбие,
не затевать драк и конфликтов,
стремиться решать спорные
-стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания, книги.
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в своих учебных занятиях, так и в домашних делах.
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым, правдивым и совестливым.
Выделение в общей цели духовно-нравственного развития и воспитания школьников передачи социально значимых знаний вовсе не означает игнорирования других составляющих этой цели и отказа от необходимости формировать социально значимые отношения и опыт социально значимых действий. Приоритет – это то, что принципиально важно, чему педагогам предстоит уделять особое внимание, так как именно в школе ученики проводят значительную часть времени .
Достижению поставленной цели духовно нравственного развития и воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
Итак, цель поставлена, в ней выделен соответствующий специфике школы приоритет и определены основные задачи, решение которых позволит реализовать поставленную цель.
Такая постановка цели, позволит нам иметь четкое представление о том, что школа желает получить в качестве результата предпринимаемых ею усилий по воспитанию детей; подчеркивает стремление школы в аспекте воспитанности к некому желанному культурному идеалу; диагностировать происходящие изменения в духовно нравственном развитии и воспитании школьников.
РАЗДЕЛ 2. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников
В соответствии с целью духовно-нравственного развития и воспитания школьников мы выделяем следующие его основные направления и ценностные основы:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость.
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников «…раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое направление основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися ».
Информация о работе Духовно-нравственное развитие школьников