Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 17:09, дипломная работа
Цель исследования: рассмотреть особенности использования игровых ситуаций при обучении фонетике на уроках английского языка в 7 классе.Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2.Определить особенности формирования фонетических навыков на уроках английского языка.
3.Обосновать использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков.
4. Разработать конспект уроков английского языка в 7 классе с использованием игровых ситуаций в формировании фонетических навыков.
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава I. Теоретические основы использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка………………………………………………………………………………
1.1 Формирование фонетических навыков на уроках английского языка.. 6
1.2 Игровые ситуации на уроках английского языка………………………10
1.3 Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков в 7 классе……………………………………………………………… 14
Выводы по I главе…………..…………………………………………… …….27
Глава II. Опытно-практическая работа по использованию игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе……………………………………………………………………………..28
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика….28
2.2. Апробация использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе …. 32
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики ……………………….37
Выводы по II главе………………………………………………………….…...40
Заключение……………………………………………………………………….42
Список литературы……………………………………………………………...
министерство образования республики башкортостан
государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
стерлитамакския многопрофильный профессиональный колледж
(ГАОУ СПО СМПК)
Выпускная квалификационная работа
«Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе»
Выполнил(а):
студентка V курса группы № 59 специальности 050303 «Иностранный язык»
Калимуллина Лилия Усмановна
Руководитель:
Быкова Ирина Константиновна
Работа допущена к защите «____»___________2012г
Председатель ПЦК:
______________ Быкова И. К.
Стерлитамак, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы использования
игровых ситуаций в формировании фонетических
навыков на уроках английского языка…………………………………………………………………
1.1 Формирование фонетических навыков на уроках английского языка.. 6
Выводы по I главе…………..…………………………………………… …….27
Глава II. Опытно-практическая работа
по использованию игровых ситуаций в
формировании фонетических навыков на
уроках английского языка в 7 классе………………………………………………………………
2.1. Цели и задачи опытно-практической работы. Первичная диагностика….28
2.2. Апробация использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе …. 32
2.3. Сравнительный анализ результатов диагностики ……………………….37
Выводы по II главе………………………………………………………….….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Язык не может существовать без звуковой формы. Каждое слово языка, все его изменения выражаются звуками или звукосочетаниями. Произнося или прочитывая написанное слово и предложение вслух, мы произносим звуки, сочетание звуков. Когда мы читаем написанное слово про себя, мы воспроизводим его, хотя и мысленно, в звуковой форме.
Следовательно, для того чтобы в полной мере овладеть английской речью, необходимо научится правильно произносить звуки изучаемого языка, то есть изучить фонетику. Фонетика изучает звуковой состав, звуковой строй и звуковые изменения в языке и закономерности этих изменений и, тем самым, является базой, основой любого иностранного языка. Фонетика имеет дело со звуковым материалом человеческой речи. Следовательно, без владения фонетическими навыками иноязычной речи, человек не сможет в полной мере освоить язык. Владение звуковым строем языка (наличие его произносительных навыков) является обязательным условием общения в любой его форме. Факторы, способствующие обучению фонетики с использованием игровых ситуаций:
Во-первых, учебный процесс в средних классах требует определённой методики и средств, поддерживающих у учащихся интерес к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются игровые ситуации.
Во-вторых, одной из наиболее важных
проблем преподавания иностранного
языка является обучение устной речи,
создающей условия для
В-третьих, нужно помочь учащимся как можно раньше преодолеть языковой барьер и привить любовь к английскому языку. Известно, что чем раньше ученик начинает изучать иностранный язык, тем легче и быстрее проходит процесс обучения.
Помимо упомянутого выше, А.Н. Щукин, И.И Верещагина, В.М. Филатов говорит о необходимости формирования фонетических навыков, так как фонетика составляет неотъемлемую часть изучения иностранного языка, т.к. нарушение фонетических норм языка отрицательно влияет на понимание говорящего окружающими. Кроме этого, проблемы могут возникнуть и с восприятием обращенной к слушающему речи, если он сам не владеет произносительными навыками на необходимом уровне.
Обучение английскому
языку с использованием игровых
ситуаций дает возможность вовлечь
всех учащихся в игровую деятельность,
снимает психологические
Вместе с тем, по словам Филатова В.М. еще не в достаточной степени изучена проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой ситуации на различных этапах обучения – начальном, среднем и старшем. Цель данной работы – доказать важность игровых ситуаций в обучении фонетическим навыкам
Тема исследования: «Использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка в 7 классе».
Цель исследования: рассмотреть особенности использования игровых ситуаций при обучении фонетике на уроках английского языка в 7 классе.
Объект исследования: процесс формирования фонетических навыков в 7 классе.
Предмет исследования: использование игровых ситуаций в формировании фонетических навыков.
Гипотеза исследования: использование игровых ситуаций на уроках английского языка способствует формированию фонетических навыков.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
В ходе изучения материала исследования были использованы следующие методы: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ программ, учебной литературы), системный подход (педагогическое проектирование и моделирование), статистический (обработка данных), разработка учебных материалов, метод математической обработки данных.
Сведения о базе практики:
Опытно-практическая работа осуществлялась на базе МАОУ БЛИ № 3 г. Стерлитамак.
Глава I. Теоретические основы использования игровых ситуаций в формировании фонетических навыков на уроках английского языка
В педагогике навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. В психологии навыком называют такое действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате упражнений. Иными словами, навык-это частично автоматизированное действие [14, с.321].
В словаре Ожегова навык имеет такое значение: «умение, выработанное упражнениями, привычкой», а фонетика трактуется в том же словаре так: «раздел языкознания - учение о звуках речи; звуковой состав языка». Из этого можно сделать вывод, что фонетические навыки - это умения, которые вырабатываются при изучении звукового состава языка.
Под фонетикой как аспектом обучения понимается звуковой строй языка – то есть совокупность всех звуковых средств, которые составляют его материальную сторону (звуки, звукосочетания, ударение, ритм, мелодика, интонация, паузы). Особая роль фонетики в курсе изучения иностранного языка состоит в том, что фонетика является именно той необходимой базой, без которой невозможно полноценное использование иностранного языка, употребление его как средства общения. Основной целью обучения фонетики является формирование у учащихся фонетических навыков как одного из важнейших компонентов обучения чтению, письму и устной речи [6, с.432].
Положение о языковой компетенции учащихся, Гальскова Н. Д. в современной методике обучения иностранному языку ясно показывает, какую роль в процессе обучения иностранному языку играет фонетика: она является базой, основой всего процесса обучения. Но главная цель обучения английскому языку – свободное общение. Поэтому при работе над фонетикой следует развивать все виды деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо.
Для формирования навыков устной речи, аудирования, чтения и письма надо не только произносить соответствующие звуки, но и знать, как они соединяются в словах, а затем и как эти слова соединяются в предложения. В естественной языковой среде это происходит одновременно [14, c.56].
В условиях неязыковой среды, или, проще говоря, на уроке иностранного языка, постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание. Так как сформированность слухопроизносительных навыков является непременным условием адекватного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения языком любой коммуникативной функции [6, с.274].
Произносительные навыки можно разделить на 2 большие группы:
Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударений и интонем, как логических, так и экспрессивных. Именно данная группа навыков, а точнее, их отсутствие, выдает нас как иностранцев. Именно неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от человека, для которого этот язык является родным. Не надо забывать о том, что с помощью интонации, ударения и паузации можно менять смысл всего сказанного. Данные знания составляют часть социолингвистической компетенции.
Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и собственно произносительные. Аудитивные, или слуховые, навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений и т.д. Собственно произносительные навыки предполагают умения правильно артикулировать звуками и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях. Последнее, безусловно, требует и правильного ударения, паузации и интонирования [17, с.123].
В обучении произношению участвуют все анализаторы: рече-двигательные, слуховой и зрительный. За речедвигательным анализатором закрепляется исполнительная функция, а за слуховым - контролирующая. Эти анализаторы взаимозависимы. Психологи утверждают, что безусловно правильно мы слышим только те звуки, которые умеем воспроизводить. Что касается зрительного анализатора, то, с одной стороны, он также участвует в контроле, с другой стороны, этот анализатор выполняет функцию опоры, так как устное общение сопровождается и дополняется мимикой, жестами, движением губ и т.д. Таким образом, слуховые и произносительные навыки, существуя в неразрывной связи, опираются на прочные связи со зрительным анализатором. Значительным в обучении фонетики является и умение читать вслух [20, с.234].
При обучении фонетике на уроках английского языка в формировании произносительных навыков немаловажным остается умение читать вслух на английском языке. Некоторые считают, что чтение вслух - это малоплодотворное занятие, которое играет чисто служебную роль, а иногда и мешает успешному освоению чтению про себя, что чтение вслух - навык специфический, мало используемый в процессе коммуникации, а потом является этапом для перехода к чтению про себя
Однако чтение вслух широко используется не только для обучения произношению, а так же считается ценным упражнением в развитии умения говорить: оно дает возможность работать над выразительностью и обращенностью речи. И тем не менее (по мнению некоторых исследователей) чтение вслух играет подчиненную роль, являясь необходимым звеном в оформлении зрелого чтения про себя и используется:
• Для овладения буквенно-звуковыми закономерностями изучаемого языка;
•Для развития умения объединять элементы предложения и правильно оформлять их ритмически и интонационно;
• Для ускорения темпа чтения;
• Для развития способности прогнозировать;
• Для обучения и контроля точности восприятия печатного материала [17, с.231].
Чтение вслух имеет полное право на существование в учебном процессе, более того, без него невозможно обойтись. О чтении вслух не следует забывать на протяжении всего периода школьного обучения иностранному языку. Тому имеется несколько причин. Одна из них связана с приобретением, сохранением и развитием произносительно-интонационных навыков.
К сожалению, внимание произносительным навыкам нередко уделяется только на начальном этапе. А в средних и старших классах качество произносительных навыков резко падает. Всем известны примеры, когда человек с плохим произношением умеет быстро говорить, хорошо понимает речь, не знает затруднений в общении. Нередки случаи, когда человек затрудняется вступать в речевое общение на иностранном языке прежде всего потому, что он стесняется своего плохого произношения. При чтении вслух учащиеся должны научиться соотносить графические образы слов со звуками, расставлять логическое ударение. При правильном чтении вслух ученики должны узнавать звучащие слова, сочетание слов и предложений, и таким образом, они сталкиваются с одной главной трудностью - усвоением графемно-фонемных соответствий, а также правильным озвучиванием разных типов предложений [11, с.34].
Таким образом, на всех этапах обучения английскому языку формируются и совершенствуются нормативные фонетические навыки: аудирование, чтение, говорение и письмо. Работа над произносительной стороной речи осуществляются в тесной связи с работой над другими аспектами языка: лексикой, грамматикой - и интегрируется в коммуникативной деятельности учащихся.