Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 09:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявление возможных отклонений в поведении дошкольников и определение влияния игры на предупреждение нарушений в поведении старших дошкольников.
В соответствии с темой, целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Изучение основных понятий и теоретических основ проблемы предупреждения отклонений в поведении дошкольников через анализ научной и методической литературы.
2. Выявление возможных отклонений в поведении детей дошкольного возраста.
3. Изучение опыта работы педагогов ДОУ по предупреждению отклонений в поведении дошкольников.
4. Выявление уровня соблюдения детьми старшей группы ДОУ № 59 правил поведения
5. Практически апробировать влияние игры на предупреждение отклонения в поведении старших дошкольников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Характеристика видов нарушений поведения в дошкольном возрасте 6
1.2. Современные исследования предупреждения нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3 Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста 20
2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ № 59 25
2.1. Анализ опыта работы воспитателей ДОУ № 59 по использованию игры в предупреждении нарушения поведения старших дошкольников 25
2.2. Диагностика уровня усвоения детьми правил поведения 28
2.3. Разработка и реализация игр, направленных на предупреждение нарушений поведения дошкольников 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 672.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Амурской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Амурский педагогический колледж

Отделение №1

 

 

Использование игры   в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста

курсовая работа

 

                                                                  Выполнила:

                                                                  Колпакова Анастасия Владимировна

                                                                  Специальность 050705 52

                                                                  Специальное дошкольное образование

                                                                  Курс III, группа 135

                                                                  Научный руководитель:

                                                                  Киреева Надежда Андреевна

 

Благовещенск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

6

1.1.

Характеристика видов нарушений поведения  в дошкольном возрасте

6

1.2.

Современные исследования предупреждения нарушения   поведения  у детей старшего дошкольного возраста

16

1.3

Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей   старшего дошкольного возраста

20

2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДОУ № 59

25

2.1.

Анализ опыта работы воспитателей ДОУ № 59 по использованию игры в предупреждении нарушения поведения старших дошкольников

25

2.2.

Диагностика уровня усвоения детьми правил поведения 

28

2.3.

Разработка и реализация игр, направленных на                   предупреждение нарушений поведения дошкольников                                                                                                                        

34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

46

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

48

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Поведение представляет собой целенаправленную систему последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредствующих отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение организма, обеспечивая достижение определённых целей.

Поведение осуществляется как единство психических - побудительных, регулирующих, отражательных звеньев (отражающих те условия, в которых находятся предметы потребностей и влечений существа) исполнительных, внешних действий, приближающих или удаляющих организм от определённых объектов, а также преобразуя их.

Поведение человека всегда общественно обусловлено и обретает характеристики сознательной, коллективной, целеполагающей, произвольной и созидательной деятельности. Из этого следует, что единицами поведения являются поступки, в которых формируется, и в то же время выражаются позиции личности, её моральные убеждения.

Различные направления исследования поведения в таких отраслях, как зоопсихология, этноисторическая психология, детская психология дали мощный всплеск новаторских концепций. Но каждое из них прокладывало независимый от других собственный путь. Л. С. Выготский и А.Р. Лурия отважились соотнести их, с тем, чтобы представить глобальную картину развития всех форм поведения.

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема преодоления отклонений в поведении ребёнка. Уже в дошкольном возрасте проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Психологические трудности, эмоциональные расстройства, нарушения поведения, социальная дезодаптация часто встречаются у большинства детей. Это неотъемлемая часть развития. И на все есть свои причины: это и нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А. Е. Личко, В. С. Мухина), и влияние социокультурных особенностей (Л.Б.Филонов), и образ жизни семьи и семейных отношений - детско-родительских, детско-детских, родительских, и психофизиологические особенности каждого ребенка. На практике же нередко приходится сталкиваться не с отклоняющимся, а с неприемлемым, отвергаемым, отклоняемым взрослыми поведением детей. Часто педагоги и родители, припечатывая ребенку ярлык «трудный», либо «ненормальный», просто отгораживаются от него, снимая с себя ответственность за его поступки, и оправдывают свой отказ от поиска контактов с такими детьми. Что в сущности не только не снимает проблемы, а напротив еще больше усиливает эффект девиантных проявлений. Результат этого процесса можно проследить по статическим данным образовательных дошкольных учреждений: с каждым годом процент детей «группы риска» по физическим, психическим и социальным показателям неумолимо растет. И на сегодняшний день эта цифра, приблизительно, около 20% от общей численности детей. Особенно ярко отрицательная динамика заметна в дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием детей. Из всего вышесказанного следует, что именно в дошкольном возрасте должна начинаться профилактическая работа девиаций.

Актуальность проблемы заключается в том, что прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

Объект  исследования - процесс предупреждения нарушений поведения детьми  дошкольного возраста.

Предмет исследования - использование игры в предупреждении отклонений поведения.

Цель  исследования - выявление возможных отклонений в поведении дошкольников и определение влияния игры на предупреждение нарушений в поведении старших дошкольников.

 

В соответствии с темой, целью, объектом, предметом исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1.  Изучение основных понятий и теоретических основ проблемы предупреждения отклонений в поведении  дошкольников через анализ научной и методической литературы.

2. Выявление возможных отклонений в поведении детей дошкольного возраста.

3. Изучение опыта работы  педагогов ДОУ по предупреждению отклонений в поведении дошкольников.

4. Выявление уровня  соблюдения детьми  старшей группы ДОУ № 59  правил поведения

5. Практически апробировать влияние игры на предупреждение отклонения в  поведении старших дошкольников.

Гипотеза: Мы предположили, что у детей дошкольного возраста имеются различные отклонения в поведении, которые отличаются достаточным разнообразием. Для предупреждения отклонений в поведении можно использовать игру.

 

 

 

 

 

1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

1.1 Характеристика основных нарушений поведения старших дошкольников

В психолого-педагогической практике выделяют несколько видов нарушения поведения детей старшего дошкольного возраста. Перечислим основные из них:

· агрессия;

· гиперактивность;

· непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное);

· снижение самооценки, которое ощущает отверженный ребенок (находящийся под опекой или усыновленный, переживший агрессию взрослых);

· нарушения сна в раннем возрасте, частый длительный плач ночью без видимых оснований; страхи

 

 

Агрессия - это поведение, направленное на распределение и перераспределение ресурсов. В качестве ресурсов может выступать еда, поло-репродуктивные ценности (партнёр, потомство), социальный статус (власть, доход, престиж), территория, психологический комфорт. Агрессивность - это проявление агрессии или готовность её проявить, стимулятором её является страх дефицита ресурсов.

Агрессивность (лат. aggressio -- нападать) -- устойчивая характеристика субъекта, отражающая его предрасположенность к поведению, целью которого является причинение вреда окружающему,  либо подобное аффективное состояние (гнев, злость).

Хотя агрессивность играла решающую роль в процессе эволюции человека, утверждается, что она не присуща человеческому существу изначально, что дети усваивают модели агрессивного поведения практически с момента рождения.

Причинами агрессивности могут выступать разного рода конфликты, в том числе внутренние, при этом такие психологические процессы как эмпатия, идентификация, децентрация -- сдерживают агрессию, так как являются ключом к пониманию других и осознанию их самостоятельной ценности.

Причины детской агрессии

Исследования в области изучения детской агрессии показали, что на формирование данной особенности влияют:

  1. негативизм матери (ее отчужденность, равнодушие, постоянная критика);
  2. безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);
  3. суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности. Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка.

 Детская гиперактивность -- отклонение от возрастных норм онтогенетического развития. Характеризуется невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в социальном поведении и интеллектуальной деятельности и повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития. Все это приводит к слабой успеваемость в школе и низкой самооценке . Первые признаки гиперактивности могут наблюдаются в возрасте до 7 лет.

Симптомы:

Очень кратковременный интерес к отдельным предметам, перескакивание внимания с объекта на объект; легкая отвлекаемость, незначительная концентрация внимания, невозможность надолго сосредоточиться; импульсивное и неспокойное поведение; ребенок подвижен, делает все слишком быстро и не всегда осмысленно.

Причины:

Эти симптомы свойственны как детям с повреждениями мозга, так и совершенно здоровым детям. Причины этого могут быть психическими, например проблемы в семье, в школе или с друзьями. 
Взрослые порой называют таких детей совершенно несносными. Поведение детей очень сильно колеблется. Причинами гиперактивности детей могут быть незначительные повреждения мозга, которые можно определить лишь по показателям ЭЭГ (показатели измерения тока мозга на электроэнцефало- грамме); или неодновременное развитие так называемых основных функций (внимания, оптического и акустического дифференцирования), связи восприятия с органами чувств, распознавание последовательностей, ориентация в пространстве и времени и определение значительности событий.

 

Непослушание (постоянный отказ выполнять сказанное). Существует гипотеза, согласно которой причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое родители при этом испытывают.

Первая причина

Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.

Вторая причина

Если у вас возникает гнев. Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.

Третья причина

Если чувство родителя - обида, то причина непослушания - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!"

Четвертая причина

Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится". При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой, и буду плохой".

 

Нарушение самооценки у детей

Активность, находчивость, чувство юмора, общительность - это те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказались проигравшими и не дразнят других в случае проигрыша.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться проигравшими, хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются и уходят. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стараются компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если им это не удается.

Информация о работе Использование игры в предупреждении нарушения поведения у детей старшего дошкольного возраста