Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2014 в 08:08, курсовая работа

Краткое описание

Проблема исследования. Проблема исследования, заключается в недостаточном использовании обучающих компьютерных игр в учебном процессе.
Объект исследования: процесс обучения школьников с использованием обучающих игр.
Предмет исследования: использование обучающих компьютерных игр для лучшего усвоения и закрепления знаний на уроке информатики в начальной школе.

Содержание

Введение
3
Глава I.
Роль обучающих игровых технологий в школе
7

1.1.
Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе
7

1.2.
Влияние обучающих компьютерных игр на процесс обучения
15

1.3.
Классификация обучающих компьютерных игр
22
Глава II.
Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе
30

2.1.
Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса
30

2.2.
Обучающие компьютерные игры и Цифровые Образовательные Ресурсы
33

2.3.
Апробация внедрения компьютерной обучающей игры в учебный процесс при изучении темы «Алгоритмы» в основной школе
40
Заключение
61
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 621.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева»

 

 

 

 

Кафедра информатики и МПИ

 

 

 

 

 

Использование обучающих компьютерных игр

в учебном процессе общеобразовательной школы


 

 

 

 

Допустить к защите:

 

Зав. кафедрой

 

 

___________________

 

 

Научный руководитель: ___________________

 

 

Рецензент:

кандидат педагогических наук, доцент

___________________

Выпускная квалификационная (дипломная) работа студента VI курса физико-математического факультета ОЗО, специальность «050202 (65) Информатика»

    

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тобольск 2011

 

 

 

 

Введение

3

Глава I.

Роль обучающих игровых технологий в школе

7

 

1.1.

Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе

7

 

1.2.

Влияние обучающих компьютерных игр на процесс обучения

15

 

1.3.

Классификация  обучающих компьютерных игр

22

Глава II.

Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе

30

 

2.1.

Критерии отбора обучающих компьютерных игр для учебного процесса

30

 

2.2.

Обучающие компьютерные игры и Цифровые Образовательные Ресурсы

33

 

2.3.

Апробация внедрения компьютерной обучающей игры в учебный процесс при изучении темы «Алгоритмы» в основной школе

40

Заключение

61

Библиография

63

Приложения

65


Оглавление 

Введение

 

Актуальность темы. Современное общество шагнуло в 21 век, вооруженное компьютерными технологиями и интернетом. Уже 28.08.2001г вышло Постановление Правительства РФ за №630 «О Федеральной целевой программе Развития единой образовательной информационной среды» (2001 – 2005гг), а спустя пять лет выходит Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.07.2005г. за №750 «О реализации в 2005г. проекта  «Поставка компьютерной техники в городские и поселковые школы РФ».  С этого времени началась глобальная компьютеризация образования в России.

Современный мир испытывает настоящий информационный бум.  Начиная с XVII века, поток научных и других открытий удваивался каждые 10-15 лет  [18].  К 1970г. он начал удваиваться каждые 5 лет, а в настоящее время удвоение происходит каждые 2 – 3 года. И весь этот поток не минует наших учеников. Объем учебного материала в программах школ с каждым годом возрастает. По этой причине в настоящее время существует противоречие между фактическим характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, невозможностью учащихся усваивать этот материал. А жизнь предъявляет к школеновые требования, требует новых методик и средств обучения. Учебные предметы должны решать современные задачи образования: сохранение здоровья детей, развитие их способностей, что должно обеспечить адаптацию в постоянно меняющихся условиях, успех в жизни.Школа на современном этапе не ставит цель дать детям какой-то определенный объем знаний. Цель у школы гораздо более важная: научить самостоятельнодобывать нужные знания, развивать средствами обучения их интеллектуальные, коммуникативные, творческие способности, формировать научное мировоззрение.

Замечательный советский педагог-новатор В.Ф.Шаталов отмечал, что «для успешного обучения в классе нужно создать такую атмосферу, в которой невозможно не выучиться». Вот такую атмосферу привносит в учебный процесс обучающая компьютерная игра, даже если длиться она будет 2-3 минуты.

Создание обучающих компьютерных игр (далее ОКИ) представляет собой одно из важных направлений в компьютеризации обучения. Соединение эмоциональной привлекательности, котороеприсуще игре, и аудиовизуальных, вычислительных, информационных и других возможностей вычислительной техники несет в себе большой дидактический потенциал, который можети должен быть реализован в школьной практике.

По своей дидактической направленности наиболеераспространенными и действенными оказались игры, предназначенные дляконтроля и оценки знаний и умений учащихся. Кроме них существует целый ряд игр, используемых при изучении нового материала, а также закреплении пройденного. Определенные успехи  достигнутыпри обучении дошкольников и  младших школьников: имеется, например, рядобучающих программ, позволяющих ознакомить детей этого возраста с понятием компьютер, компьютерная программа, освоение клавиатуры и т.д. Создано такженемало компьютерных игр, которые успешно применяются для формированиянавыков чтения, письма и счета.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что внедрение обучающих игр в образовательный процесс является одной из важнейших  задач и требует серьезной психолого-педагогической и методологической проработки.

Проблема исследования. Проблема исследования, заключается в недостаточном использовании обучающих компьютерных игр в учебном процессе.

Объект исследования: процесс обучения школьников с использованием обучающих игр.

Предмет исследования: использование обучающих компьютерных игр для лучшего усвоения и закрепления знаний на уроке информатики в начальной школе.

Гипотеза исследования: Предполагается, что использование обучающих компьютерных игрна уроках информатики повышает качество обучения.

Цель исследования: на основе анализа разработанныхи проведенных уроковвыявить эффективность использования компьютерных обучающих игр в учебном процессе.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие игровых технологий в обучении.
  2. Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.
  3. Рассмотреть обучающие компьютерные игры и определить их место на уроке.
  4. Классифицировать разновидности обучающих компьютерных игр.
  5. Определить аспекты применения компьютерных игр на уроках.
  6. Разработать,  провести и проанализировать уроки с использованием традиционного метода обучения и с использованием компьютерных обучающих игр.

Теоретическойи методологической основой исследования выступаютработы следующих авторов:А. Н. Зимняя, В.В. Шулепова, Т.А. Ильина,

Е. М. Минкин, Г.К. Селевко, и др. Теория и практика применения компьютерных обучающих игрна уроках информатики в школе освещена авторами:С.А. Бешенков, А.А. Кузнецов, М.П.  Лапчик, В.С. Леднев,

Н.И. Пак, А.Л. Семенов, Е.К. Хеннер и др.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение,  анализ литературы по заданной тематике; сравнение обучающих и развивающих компьютерных игр; классификация,эксперимент по разработке и апробированию урока с применением ОКИ.

Теоретическая значимость исследования:

Рассмотрено применение игровых технологий в образовательном процессе, их роль и влияние на качество обучения детей.

Определенные в работе рекомендации по использованию компьютерных образовательных игр позволяют отобрать и сделать правильный выбор нужных и уместных игровых программных сред.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны рекомендации по использованию компьютерных обучающих игр, которые могут быть применены в преподавании курса информатикив основной школе.

На защиту выносится:

  1. Разработка  рекомендаций по теме  «Алгоритмы» в школьном курсе информатики.
  2. Разработка и апробирование уроков по данной теме.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В тексте имеется 6 рисунков, 2 таблицы, 4 приложения, библиография включает 22 наименования.

 

ГлаваI. Роль обучающих игровых технологий в школе

 

    1. Обучающие компьютерные игры, их роль и место в учебном процессе

 

В настоящее время все больше на рынке появляется множество различных игр якобы обучающего характера. Но все ли из них полезны и допустимы для применения в школе? Для начала уточним, что  такое «учебная игра».

Учебная игра – сложное системное образование, допускающее различные способы представления.  Она может выступать как деятельность, как процесс, «вплетающийся» в иную деятельность, и как особая форма учебной деятельности. Каждое из этих представлений имеет свою сферу применимости.

Известно, что игра, как метод обучения, существует с древних времен, и использовалась достаточно широко для передачи опыта от старшего поколения младшему. В настоящее время при достаточно большом уплотнении материала, активном и интенсивном учебном процессе игровая деятельность может использоваться в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;
  • как элементы более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля);

В зависимости от того, как учитель понимает функции игры и классифицирует их, сочетаются элементы игры и ученья, а также зависит место и роль игровой технологии в учебном процессе.

По виду деятельности, игры можно разделить на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические [11]. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  1. обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  2. познавательные, воспитательные, развивающие;
  3. репродуктивные, продуктивные, творческие;
  4. коммуникативные, диагностические, профессионально ориентированные, психотехнические и др.

В игре могут выделяться следующие компоненты учения[19]:

мотивационный, познавательный, ориентационный, содержательно-операционный;ценностно-волевой, оценочный.

Мотивационный – связан с отношением учащихся к содержанию, процессу деятельности, включает мотивы, интересы и потребности учащихся в игре.

Познавательный – включает в себя приобретение новых знаний.

Ориентационный – включает принятые учениками цели учебно-познавательной деятельности в процессе игры.

Содержательно-мотивационный – опирается на имеющиеся знания и способы деятельности. Действия(операции) определяются не только целью, но и реальными условиями – системой ориентиров. Система ориентиров (ориентировочная основа действий) в зависимости от характера действий может быть дана в виде алгоритма, эвристической схемы.

Ценностно-волевой – обеспечивает высокую степень целенаправленной познавательной активности, включает внимание, эмоциональную окрашенность игры.

Оценочный–сличает результаты игровой деятельности с целью игры. В процессе происходит ее самоуправление.

Все указанные компоненты игры находятся во взаимосвязи друг с другом, их нельзя отделить один от другого, так как все они определяют структуру игры, элементами которой могут быть:

  • задачи;
  • игровые правила;
  • игровая ситуация;
  • сюжет;
  • игровые действия и результат;

Типология педагогических игр по характеру игровой методики достаточно обширна – предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Игровая среда также в значительной степени влияет на специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Спектр целевых ориентаций[15]:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазий, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения сравнивать, сопоставлять,  находить аналогии, оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Информация о работе Использование обучающих компьютерных игр в учебном процессе общеобразовательной школы