Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 23:15, курсовая работа
Цель: Выявление особенностей подготовки к обучению в школе детей с
ранним детским аутизмом дошкольного возраста Объект: Изучение аутичных детей дошкольного возраста Предмет: Рассмотреть и проанализировать особенности подготовки к
обучению в школе детей с ранним детским аутизмом дошкольного
возраста
Введение
Глава I. Понятия раннего детского аутизма и его особенностей
Исторический аспект изучения раннего детского аутизма
Основные причины появления детского аутизма и его признак
Глава П. Особенности организации процесса обучения детей дошкольного
возраста с ранним детским аутизмом
Пространственная - временная организация аутичного ребенка в
школе
Смысловое структурирование жизни ребенка в школе
Взаимодействие аутичного ребенка с учителем и с детьми
Глава III. Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к
школе
3.1. Виды коррекционной работы и особенности в подготовке к
школе детей с аутизмом дошкольного возраста
3.2. Методики для выявления готовности детей с аутизмом к школе
Заключение
Список литературы
Московский педагогический государственный университет
Филиал в г. Новосибирске Дефектологический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Подготовка к обучению в школе детей с ранним детским аутизмом дошкольного возраста
Выполнил:
Студент V курса, группы СП - 51 Дубникова А.В.
Научный руководитель: Петрова Елена Эмировна
Новосибирск - 2006
Содержание
Введение
Глава I. Понятия раннего детского аутизма и его особенностей
Глава П. Особенности
организации процесса обучения детей
дошкольного
возраста с ранним детским аутизмом
Глава III. Исследование готовности
детей с ранним детским аутизмом к
школе
3.1. Виды коррекционной работы
и особенности в подготовке
к
школе детей с аутизмом дошкольного
возраста
3.2. Методики для выявления готовности детей с аутизмом к школе
Заключение
Список литературы
Введение
Рубеж перехода к школьному возрасту является критическим периодом для каждой семьи, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития. Пойдет ли ребенок в школу, удержится ли в ней, продолжится ли коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его социальной адаптации в будущем?
Для семьи, воспитывающей
ребенка с аутизмом, такие вопросы
часто возникают вне
Такие проблемы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10 тысяч детей. Именно такова частота проявления детского аутизма и сходных с ним нарушений психического развития — случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании. Таким образом, подготовка к обучению в школе детей с ранним детским аутизмом является актуальной.
Цель: Выявление особенностей подготовки к обучению в школе детей с
ранним детским аутизмом дошкольного возраста Объект: Изучение аутичных детей дошкольного возраста Предмет: Рассмотреть и проанализировать особенности подготовки к
обучению в школе детей с ранним детским аутизмом дошкольного
возраста
4 Задачи:
Гипотеза: если с детьми с ранним детским аутизмом начать своевременную подготовительную (коррекционную) работу к школе, то возможно обучение и в массовой школе.
Глава I. Понятия раннего детского аутизма и его особенностей. 1.1. Исторический аспект изучения раннего детского аутизма
Ранний детский аутизм (РДА) — это особое нарушение психического развития. Наиболее ярким его проявлением является нарушение развития социального взаимодействия, коммуникации с другими людьми, стереотипность в поведении, проявляющаяся в стремлении сохранить постоянные привычные условия жизни. Выделяют несколько этапов в развитии учения аутизма у детей.
Термин «аутизм» введен в психиатрию Е. В1еи1ег (1911, 1922). Автор назвал аутизмом отрыв от реальности с наличием внутренней жизни, особого мира грез и фантазий при шизофрении. Значительно позже он признавал возможность присутствия аутизма в клинической картине таких болезней, как маниакально-депрессивный психоз (МДП), а также шизоидная психопатия, при истерических и аффективных расстройствах. По мнению автора, в основе аутизма лежат аффективные комплексы.
В определении Е. В1еи1ег аутизм как феноменологический признак представлял достаточно сложную категорию, не укладывающуюся в один симптом, а определяемую скорее констелляцией симптомов, характерных для клиники шизофрении. Понятие «аутизм» быстро вошло в практику психиатрии и стало широко использоваться применительно не только к шизофрении, но и другим патологическим состояниям.
Многие клиницисты внесли свои дополнения в понятие аутизма. Е. Kretschmer (1924) отмечал взаимосвязь аутизма с шизоидней; по мнению Е.
Minkowski (1927), аутизм является следствием нарушения «витального» инстинкта; этот автор описал «аутистическую активность» не только «богатого», но и «бедного» аутизма; J. Glatzer (1982 ) проанализировал аутизм в аспекте информационного нарушения между личностью и средой. Собственную трактовку аутизма предложил H.S. Sullivan (1953), отнеся его к следствиям регресса на ранние уровни психического онтогенеза. На взаимосвязь личностной дезадаптации и аутизма обращал внимание И. Т. Викторов (1980), а на связь между нарушением сознания «Я» и аутизмом — С. Ф. Семенов (1975) и др.[5 ]
III этап в развитии проблемы аутизма в детстве принято называть каннеровским (40—80-е годы). Этот период ознаменован выходом в свет кардинальных работ по детскому аутизму, среди них первая принадлежала L Каппег (1943). В ней автор особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни и определяемые крайней самоизоляцией, предложил назвать «ранним детским аутизмом». Концепция раннего детского аутизма Е. Каппег отличалась от блейлеровской трактовки аутизма, несмотря на то что в ее истоках лежали крупнейшие исследования аутизма при шизофрении, шизоидии, проведенные в Европе, США (В1еи1ег Е., 1911,1922) [17]
Ранний детский аутизм Каннер отнес к особому расстройству шизофренического спектра, подчеркнув его "отличие от шизофрении и шизоидии. В клиническое описание раннего детского аутизма Каннер внес
не только собственно симптомы аутизма, но и расстройства речи, моторики, поведения, стереотипность деятельности, интересов. Сложные и разные психопатологические симптомы в клинике детского аутизма позволили автору отнести его к обособленному расстройству, но
феноменологическое определение автор сохранил за ним прежнее — аутизм. С этого периода времени нередко возникает смешение понятий детского аутизма как расстройства и аутизма как симптома, по Е. Блейлеру. Поэтому необходимым является подчеркнуть, что, когда речь
идет о
раннем детском аутизме, имеется
в виду не симптом аутизма в блейлеровско
Выделение раннего детского аутизма как расстройства не было неожиданностью и являлось результатом длительного изучения особого вида врожденных расстройств у детей, то феноменологическое определение его как ранний детский аутизм внесло путаницу, смешение понятий. С этого времени ранний детский аутизм как расстройство, обособленная болезненная единица стала смешиваться с узким аутистическим синдромом, аутизмом по Е. В1еи1ег.
В 50—90-е годы (так называемые каннеровский и послеканнеровский этапы) изучение аутистических расстройств у детей шло разными путями. Прежде всего, продолжалось уточнение клинйко-психопатологических особенностей раннего детского аутизма. В результате работ многих авторов (Башина В. М., Пивоварова Г. Н., 1970; Башина В. М, 1980) в структуре раннего детского аутизма удалось выявить такие расстройства, как извращение аппетита, отсутствие адаптации к положению, особый характер двигательных маньеризмов, установить аффективные расстройства, уточнить сроки развернутого проявления (к 3—5 годам) клиники детского аутизма, как и возможность появления в его картине позитивных психопатологических расстройств наряду с симптомами нарушения развития всех сфер деятельности (Башина В. М., 1975, 1978, 1980, Каннер., 1956, и др.)
Появились работы, в которых авторы стали доказывать неспецифичность раннего детского аутизма. Идею, возможности фенокопирования раннего детского аутизма в связи с органическим поражением тех же структур, что и при шизофренически обусловленном раннем детском, аутизме Каннера, выдвинул (Мнухин С. С, Исаев Д. П., 1967). Последователи психогенеза стали связывать формирование раннего
8
детского аутизма с нарушением симбиоза между матерью и младенцем, расстройством адаптационных механизмов у незрелой личности, со слабостью интеграционных процессов в нервной системе ребенка, с влиянием таких внешних факторов, как роды, возрастные кризовые периоды, инфекции, травмы, отстаивая многофакторность РДА.
Исследования проблемы профилактики детского аутизма, разработка лечебных и реабилитационных программ для детей с разными его видами имеют очень важное значение (Башина В. М., Симашкова Н. В., 1989, 1990, 1993) последнее время немалое место принадлежит изучению психологических и педагогических подходов к коррекции разных видов детского аутизма (Критская В. П. 1991; Лебединская К. С, Никольская О. С, 1991)[4 ]
Таким образом, вопрос об аутистических расстройствах в детстве поднимается на протяжении более чем полувека. В зависимости от уровня развития психиатрии, научного направления, в аспекте которого рассматривается круг аутистических расстройств, их природа и клиника, они соответственно верифицируются как симптом, синдром, болезнь, патология развития. Это находит отражение и в международных классификациях болезней, в которых аутистические расстройства определяются в круге самых разных нарушений развития или психозов детского возраста. Отход от клинико-нозологического направления в международной психиатрии привел к смешению разных по течению и происхождению видов аутизма в детстве.
1.2. Основные
причины появления детского
Поиски причин этого расстройства психического развития шли по нескольким направлениям.
Первые обследования аутичных детей не дали свидетельств о патологии их нервной системы. В связи с этим в начале 50-х годов наиболее
распространенной была гипотеза о психогенном происхождении страдания. Говоря иначе, нарушение развития эмоциональных связей с людьми, активности в освоении окружающего мира связывалось с ранними психическими травмами, с неправильным, холодным отношением родителей к ребенку, с неподходящими способами воспитания.
Здесь можно отметить следующую характерную особенность - было принято считать, что у ребенка, страдающего аутизмом, типичный семейный фон. РДА часто возникает в интеллектуальной среде и в так называемых высших слоях общества, хотя известно, что это заболевание не ограничивается той или иной социальной группой.
Таким образом, ответственность за нарушение психического развития биологически полноценного ребенка возлагалась на родителей, что очень часто было причиной тяжелых психических травм самих родителей.
Дальнейшие сравнительные исследования семей умственно отсталых детей и детей, страдающих ранним детским аутизмом, показали, что аутичные дети перенесли не больше психотравмирующих ситуаций, чем другие, а родители аутичных детей даже более заботливы и преданы им, чем это обычно наблюдается в семье ребенка с умственной отсталостью.
В настоящее
время большинство
Эта недостаточность может быть вызвана широким кругом причин: врожденной аномальной конституцией, врожденными обменными нарушениями, органическим поражением ЦНС в результате патологии беременности и родов, рано начавшимся шизофреническим процессом. Указывается более 30 различных патогенных факторов, которые могут привести к формированию синдрома Каннера.
Конечно, действия различных патологических агентов вносит индивидуальные черты в картины синдрома раннего детского аутизма. Он
10
может быть осложнен различной степенью умственной отсталости, грубым недоразвитием речи. Различные оттенки могут иметь эмоциональные расстройства. Как и при любой другой аномалии развития, общая картина тяжелого психического дефекта не может быть прямо выведена только из его биологических первопричин. Многие, даже основные проявления раннего детского аутизма могут быть расценены в этом смысле как вторичные, возникающие в процессе психического дизонтогенеза.
Информация о работе Исследование готовности детей с ранним детским аутизмом к школе