Исследовательская деятельность по организации и проведению логопедической работы для развития навыков словообразования у детей дош

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Для раскрытия темы нами была поставлена цель: через анализ теоретической литературы подобрать эффективные методы и средства для развития лексических навыков у детей с ОНР III уровня, которые заключаются в формировании у них навыков словообразования.
Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: логопедическая работа по развитию навыков словообразования у дошкольников с ОНР III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков
словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно с помощью систематической логопедической работы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………4

I Особенности формирования словообразования у детей дошкольного

возраста

Проблема формирования словообразования в трудах отечественных

ученых……………………………………………………………………………...7

Развитие лексики в онтогенезе…………………………………………..12

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим

недоразвитием речи……………………………………………………………...24

Состояние понятийного словаря и процессов словообразования у

детей с общим недоразвитием речи III уровня……………………………...36

II Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у детей

старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

2.1. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников

с общим недоразвитием речи…….……………………………………………..44

2.2. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования……..51

III Исследовательская деятельность по организации и проведению

логопедической работы для развития навыков словообразования у детей

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

3.1. Выявление навыков словообразования у детей с ОНР III уровня……..64

3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….70

3.3. Развитие навыков словообразования…………………………………….79

3.4. Итог проведенной логопедической работы……………………………..84

Заключение………………….…………………………………………………....94

Список литературы………………….……………………………………...……97

Вложенные файлы: 1 файл

формирование словообразования.doc

— 857.50 Кб (Скачать файл)


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………4

 

I Особенности формирования словообразования у детей дошкольного

 

возраста

 

    1. Проблема формирования словообразования в трудах отечественных

 

ученых……………………………………………………………………………...7

 

    1. Развитие лексики в онтогенезе…………………………………………..12

 

    1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим

 

недоразвитием речи……………………………………………………………...24

 

    1. Состояние понятийного словаря и процессов словообразования у

 

детей с общим недоразвитием  речи III уровня……………………………...36

 

II Логопедическая работа по развитию навыков словообразования у детей

 

 старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

2.1. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников

 

с общим недоразвитием речи…….……………………………………………..44

 

2.2. Логопедическая работа по развитию навыков словообразования……..51

 

III Исследовательская деятельность по организации и проведению

 

логопедической работы для развития навыков словообразования у детей

 

дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

 

3.1. Выявление навыков словообразования у детей с ОНР III уровня……..64

 

3.2. Анализ результатов исследования……………………………………….70

 

3.3. Развитие навыков словообразования…………………………………….79

 

3.4. Итог проведенной логопедической работы……………………………..84

 

Заключение………………….…………………………………………………....94

 

Список литературы………………….……………………………………...……97

 

Приложение

 

Введение

Исследованиями  сектора логопедии института  дефектологии установлено, что среди неуспевающих учащихся массовой школы немалую часть составляют дети с отклонениями в речи, что лишает их необходимой готовности усваивать звуковой состав слова а, следовательно, письмо и чтение.

При овладении  в дошкольном возрасте словарным  запасом, грамматическим строем языка и навыками правильного звукопроизношения ребенок в то же время практически начинает делать обобщения, относящиеся к звуковому и морфологическому составу речи. На остове таких обобщений в дальнейшем и происходит усвоение грамоты и правописания. Однако не все дети одинаково овладевают речью. Поэтому у некоторых детей к моменту поступления в школу, речь оказывается недостаточно сформированной, что нередко сопровождается отставанием в развитии фонематических представлений. Как показывают исследования, такие дети долго не усваивают букв, читают медленно и с большими искажениями, в письме допускают специфические ошибки. Эти ошибки в течение длительного времени объясняли зрительной недостаточностью. Поэтому в школе в начальных классах такие нарушения письма часто пытались исправить при помощи неоднократного переписывания, штриховки, обводки букв и т. д. Главная же причина дефекта при этом не устранялась, приемы не достигали цели.

Дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР) не могут спонтанно стать на онтогенетический путь развития речи, свойственный детям с нормой речевого развития. Коррекция речи для них длительный процесс, направленный, на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе общения и обучения.

Трудность развития речи состоит в том, что логопед (воспитатель, учитель) сам не осознает грамматических навыков, употребляет их интуитивно, усвоив в процессе естественного восприятия языка.

Стоит задуматься над повышением эффективности  логопедической работы. Один из таких путей – развитие речи посредством овладения детьми словообразованием, согласно правилам родного языка.

В современной литературе эта тема освещена многими авторами, но только по работе с детьми с нормой речевого развития, а с детьми с речевой патологией недостаточно. Поэтому проблема коррекции речи посредством развития словообразования у детей остается актуальной в настоящее время.

Для раскрытия темы нами была поставлена цель: через анализ теоретической литературы подобрать эффективные методы и средства для развития лексических навыков у детей с ОНР III уровня, которые заключаются в формировании у них навыков словообразования.

Объект исследования: навыки словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Предмет исследования: логопедическая работа по развитию навыков словообразования у  дошкольников с ОНР III уровня.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие навыков

словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня возможно с помощью систематической логопедической работы.

Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по вопросам словообразования.

2. Выявить состояние навыков  словообразования.

3. Подобрать методы по развитию словообразования у детей с ОНР III уровня.

4. Провести исследование, направленное на развитие навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

5. Выявить особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

6. Разработать направления логопедической работы по выработке навыков словообразования.

7. Подвести итог коррекционной работы, направленной на устранение нарушений в развитии навыков словообразования.

Методологическая  основа исследования: исследование Л.С.Выготского о структуре дефекта речи и зоне ближайшего развития. Учения Р.Е. Левиной об ОНР.

Методы  исследования:

1. Метод анализа теоретической  литературы.

2. Метод математической и статистической обработки.

3. Метод количественного и качественного  анализа.

4. Метод обследования.

5. Работа с медицинской  документацией.

Экспериментальная база исследования: г. Минусинск ДОУ 29 «Серебряное копытце». Подготовительная логопедическая группа в количестве 12 человек. Имеют заключение МППК – ОНР III уровня. Сроки проведения исследования: с 14 ноября 2005г. по 1 апреля 2006г.

Практическая значимость работы заключается в том, что предлагаемые методики диагностики, и развития навыков словообразования позволяют более эффективно планировать и проводить работу логопеда и воспитателя по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

I ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1. Проблема формирования словообразования  в трудах отечественных

ученых

Р.И.Лалаева рассматривает в своей работе, что развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи.

С помощью  речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

Формирование  лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц, которые являются результатом действия и механизмов словообразования.

Словообразовательный  уровень языка выступает обобщенным отражением способов образования новых слов на основе определенных правил комбинации морфем в структуре производного слова. Единицей словообразовательного уровня являются универбы (модели-типы). Универб представляет собой производное слово, реализующее, а речи сформировавшееся представление о модели-типе словообразования [20].

Т.Н.Ушакова рассматривает развитие словообразования у детей в психологическом, лингвистическом, психолингвистическом аспектах в тесной связи с изучением словотворчества детей, анализом детских словообразовательных неологизмов. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языковых обобщений, явлением генерализации, становлением системы словообразования.

Лексические средства из-за своей ограниченности не всегда могут выразить новые представления ребенка об окружающей действительности, поэтому он прибегает к словообразовательным средствам.

Если ребенок не владеет  готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка [40].

В процессе речевого развития ребенок знакомится с языком как системой. Но он не способен усвоить сразу все закономерности языка, всю сложнейшую языковую систему, которую использует взрослый в своей речи. В связи с этим на каждом из этапов развития язык ребенка представляет собой систему, отличающуюся от языковой системы взрослых, с определенными правилами комбинирования языковых единиц. По мере развития речи ребенка языковая система расширяется, усложняется на основе усвоения все большего количества правил, закономерностей языка, что в полной мере относится и к формированию лексической и словообразовательной систем.

Результатом отражения и закрепления в сознании системных связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В процессе восприятия и использования слов, имеющих общие элементы, в сознании ребенка происходит членение слов на единицы (морфемы). Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время несформированности других языковых обобщений.

По мнению Т.Н.Ушаковой: «При первоначальной сформированности обобщенных словесных структур в условиях действия языковых стереотипов создаются возможности для дальнейшего саморазвития языковых форм, что отчасти и выражается, в детском словотворчестве». Основная роль в детском словотворчестве принадлежит активному, творческому отношению ребенка к слову [40].

Н.В.Серебрякова  рассматривает в своих трудах гипотезу Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровича. Согласно этой гипотезе механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и лексического.

Исследование  процесса номинации при ответах на вопросы у детей от 2 лет 10 мес. до 7 лет 3 мес., проведенное Г.А.Черемухиной и А.М.Шахнаровичем, показало, что словообразовательный и лексический уровни находятся в динамическом взаимодействии. В разные возрастные периоды они используются как фоновые или как ведущие при создании единицы номинации.

Ответы детей  младшей группы (2 года 10 мес. – 3 года 8 мес.) показали, что в этот период преобладает лексический уровень, а этап овладения правилами словообразования еще только начинается.

В средней группе (4 года – 5 лет 2 мес.) отмечено наибольшее число слов-неологизмов, что свидетельствует о преобладании словообразовательного уровня.

Дети подготовительной группы (6 лет 1 мес. – 7 лет 3 мес.) чаще всего использовали лексические единицы языка в процессе-номинации, а к словообразовательным средствам прибегали при дефиците времени или при забывании нужного слова.

Таким образом, на ранних этапах овладения языком ведущая роль принадлежит лексическому уровню, а в дальнейшем на первый план выступает словообразовательный уровень [20].

В работе Т.Н.Ушаковой детское словотворчество характеризуется употреблением регулярных (продуктивных) словообразовательных моделей. Усвоив продуктивную словообразовательную модель, ребенок  «генерализует» эту модель, переносит ее по аналогии на другие случаи словообразования, которые подчиняются менее продуктивным закономерностям, что проявляется в разнообразных ненормативных словообразованиях. Суть «генерализации», таким образом, состоит в том, что аналогичные явления могут быть названы аналогичным образом (заячий – лисячий, свинячий). Это явление оказывается возможным в связи с тем, что ребенок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определенные морфемы и соотносит их с определенным значением.

Таким образом, на основе вычленения словообразовательной морфемы из слова в сознании ребенка закрепляются модели-типы, в которых определенные значения связываются с определенной звуковой формой.

В процессе речевого общения ребенок не просто заимствует слова из речи окружающих, не просто пассивно закрепляет слова и словосочетания в своем сознании. Овладевая речью, ребенок активен: он анализирует речь окружающих, выделяет морфемы и создает новые слова, комбинируя морфемы. В процессе овладения словообразованием, таким образом, ребенок осуществляет следующие операции: вычленение морфемы из словобобщение значения и связи этого значения с определенной формой – синтез морфем преобразования новых слов.

Чаще всего  неологизмы в детской речи являются следствием того, что ребенок употребляет словообразовательные морфемы в соответствии с их точным значением, однако при словообразовании правильный корневой элемент комбинируется с чуждыми этому корню аффиксами (не принятыми в языке). Чаще всего ребенок при этом заменяет синонимичные аффиксы, использует продуктивные суффиксы вместо непродуктивных.

Другой механизм словообразования лежит в основе неологизмов по типу «народной этимологии ».

Неологизмы  этого типа образуются по иному. Здесь нет неправильности в комбинации выделенных морфем. Основной особенностью этих неологизмов является замена одного звучания слова другим. При этом происходит изменение этимологии слова, переосмысление его значения. В этом проявляется стремление ребенка установить связь непонятного слова со значением знакомых и попятных.

Информация о работе Исследовательская деятельность по организации и проведению логопедической работы для развития навыков словообразования у детей дош