Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 10:20, курсовая работа
Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения…………………………..
Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов………………………………………………...
Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения……………………………………………………………..
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании………………………………………………………….
Глава 3. Компетентностный подход в обучении в начальной школе
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………….............................
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова
Курсовая работа по педагогике на тему:
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБРАЗОВАНИЮ
Выполнила: студентка педагогического
факультета НОЯ-10-3
Научный руководитель:
д.пед.н, Карнаухова М. В.
Ульяновск - 2012
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения…………………………..
Глава 2. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании…………………………………………………
Глава 3. Компетентностный подход в обучении в начальной школе
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………...........
Введение
Социально-экономические
изменения в России привели
к необходимости модернизации
многих социальных институтов, и
в первую очередь системы образ
Та система образования, которая существует сегодня, сложилась в эпоху нового времени и основана на передаче знания о чем-то, то есть это знание всегда содержательно. Новая европейская культура – культура отраслевая, рациональная (каждое знание или каждая деятельность разделяются на последовательность операций), монологичная (есть только голос разума, который глаголет истину, а истина одна на всех), утилитаристская (все требует оправдания, а польза сама и есть оправдание, поэтому все для чего-то существует).
Все эти характеристики
культуры переносятся в
Все параметры
культуры изменились, поэтому система
образования не может в этой
культуре эффективно передать
ее содержание. Контуры информационной
цивилизации формируют
Основу новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенцией. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности – знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция – это владение, обладание человека соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность – это, прежде всего, общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум.
Компетенция не может быть определена через определенную сумму знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности. Специфика педагогических целей по развитию общих компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого, с точки зрения эффекта его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Что бы учитель ни делал, в итоге он формирует и развивает у школьника способность к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как ее субъектом. Совершенно ясно, что такое самоуправление может состояться только в том случае, если у школьника будет сформирована соответствующая регуляторная основа его деятельности, а именно понятийная основа – формирование знаний и понимания окружающей действительности, эмоционально-ценностная основа – формирование отношений личности к окружающему миру и другим людям, операциональная основа – формирование умения действовать с объектами окружающей действительности.
Глава 1. Современные ГОСТ третьего поколения.
1.1 Переход к третьему поколению Государственных Образовательных Стандартов
Современное образование
в мире - самый массовый вид
деятельности людей. В нём одновременно
занято более миллиарда
Происходящие изменения в современном российском обществе, требуют адекватной модернизации системы образования для удовлетворения потребности общества и государства в подготовке профессионалов нового поколения. Новая система образования характеризуется разнообразием научных школ, развитием инновационных педагогических проектов, многообразием новых технологий воплощения педагогических идей [1].
Стандарты в
образовании - это гарантии того,
что содержание образования
Это зависит от многих факторов. Во-первых, от того, кто является учителем. Во-вторых, важны современные высокотехнологичные условия обучения. В-третьих, уважительные культурно-бытовые условия в учебном заведении: начиная с гардеробов и туалетов и заканчивая спортзалами и библиотеками. И, наконец, очень важное условие - это нормальная, полноценная среда общения со сверстниками. Только на такой полноценной соревновательной основе и может происходить развитие [2].
Все это учитывается при разработке образовательных стандартов нового поколения. Впервые появляется в структуре стандарта требование к условиям обучения. И впервые система образования получит стандарт, который описывает не только обязательства ученика или учителя, но и обязательства учредителя образовательного учреждения. Уходим мы от трех составных школьной программы – федерального, регионального и школьного компонентов. В новом стандарте будет две части: инвариантная и вариативная Понятно, что в начальной школе большая часть основной образовательной программы - это инвариант, а какая-то незначительная часть - это вариатив. В основной школе вариативная часть увеличивается для того, чтобы дать учителю и ученику возможность выбора. В старшей школе, по оценкам экспертов, вариативная часть может достигать трети основной образовательной программы, которая наполняется самим образовательным учреждением в соответствии, как сказано в законопроекте, с запросами и потребностями учащихся данной школы
В высшем
же образовании вариативная
Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:
1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
2. преемственность
Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:
1. структуре основных
2. условиям реализации
основных образовательных
3. результатам освоения
основных образовательных
Федеральные государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Основная общеобразовательная программа начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования должна обеспечивать реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), и включает в себя:
1. требования к результатам их подготовки,
2. учебный план,
3. рабочие программы учебных предметов,
4. курсов,
5. дисциплин (модулей)
6. и другие материалы, обеспечивающие
качество подготовки
7. перечень используемых учебников и средств обучения и воспитания.
Основная профессиональная образовательная программа начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, и включает в себя:
1. требования к результатам подготовки выпускников,
2. учебный план,
3. рабочие программы учебных курсов,
4. предметов,
5. дисциплин (модулей)
6. и другие материалы, обеспечивающие
качество подготовки
7. а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа разрабатывается образовательным учреждением на основе примерной основной образовательной программы. Органы, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности.
Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать базисный (примерный) учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) [3].
1.2 Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения
Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.
В настоящее время стандарты должны выступать [4]:
1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
2. средством обеспечения
единства и преемственности
3. фактором регулирования
взаимоотношений субъектов
4. одним из ориентиров
создания современной
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.