Контрольная работа по "Основам тифлопедагогики и психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 13:58, контрольная работа

Краткое описание

1. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР
Строение двигательного анализатора. У человека периферический отдел анализаторов представлен нервно-мышечными веретенами, сухожильными рецепторами Гольджи и различными чувствительными окончаниями связок, суставных сумок и фасций мышц.

Вложенные файлы: 1 файл

тифлопедагогика КР.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

Курганский государственный  университет

 

 

Кафедра педагогики

 

 

 

Тема: Вариант №4

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

Дисциплина Основы тифлопедагогики  и психологии

 

Выполнила: Беськаева  А.В. 

 

Группа: ПСЗ-3559с

 

Специальность: 050715

 

Проверил: Егорова Н. Л.

 

 

 

 

 

 

 

2011 г.

1. ДВИГАТЕЛЬНЫЙ  АНАЛИЗАТОР

Строение двигательного анализатора. У человека периферический отдел анализаторов представлен нервно-мышечными веретенами, сухожильными рецепторами Гольджи и различными чувствительными окончаниями связок, суставных сумок и фасций мышц.

Нервно-мышечное веретено состоит из нескольких мышечных волокон   (от  2  до   12),  которые   покрыты   соединительнотканной капсулой (рис. 75, А). длина веретена колеблется от 4 до 11 мм, диаметр — от 80 до 200 мкм. Число веретен в различных мышцах неодинаково,  также различно  количество их  в одной и той же мышце разных организмов. Некоторые мышцы содержат более ста мышечных веретен. Мышцы с очень большой функциональной активностью обладают большим числом веретен  (например, мелкие мышцы кисти).  Веретена прикрепляются одним концом  к волокнам мышц, в которых они расположены, а другим — к сухожилию. Волокна мышечных веретен называют интрафузальными, в то время как волокна скелетных мышц получили название экстрафузальных. Интрафузальное   мышечное   волокно   состоит   из   центральной расширенной части,  которая  называется ядерной сумкой и двух прилегающих к ней с обеих сторон полярных участков (рис. 75). В области ядерной сумки находится скопление ядер.  Полярные участки обладают поперечной  ис-черченностью, как и экстрафузальные волокна. Переходную  часть интрафузального волокна,  в которой постепенно   исчезает   поперечная    исчерченность,    называют областью миотрубки.  Вокруг  ядерной  сумки  спирально закручиваются чувствительные нервные волокна,  называемые первичными афферентами.

Волокна мышечных веретен обладают двигательной иннервацией. Моторные нервные  волокна, идущие к мышечным веретенам, имеют малый диаметр (4—8 мкм). Они являются отростками у-мотонейронов спинного мозга. Число их составляет примерно '/3 от общего количества эфферентных волокон, содержащихся в переднем корешке (рис. 76).

Рис. 75. Периферический отдел  двигательного анализатора:

А — строение мышечного веретена: 1 — капсула; 2 — лимфатическое пространство; 3 — пучок интрафузальных волокон; 4 — вторичное нервное окончание; 5 — первичное нервное окончание; Б — структура интрафузального мышечного волокна: 1 — полярная область; 2 — экваториальная область; 3 — область миотрубки; 4 — ядерная сумка; 5 — экстрафузальное мышечное волокно.

 

Сухожильные рецепторы  Гольджи по преимуществу расположены на сухожильных концах мышц и образованы нервными окончаниями афферентных волокон, относящихся к группе Ар. Помимо мышечных веретен и сухожильных рецепторов Гольджи в мышце, в суставных сумках и связках расположены рецепторы в форме пластинок, древовидных разветвлений, свободных окончаний афферентных волокон.

Проводниковый отдел двигательного анализатора представлен волокнами, идущими в составе тех же путей, что и от кожных рецепторов. Кроме того, рецептор-

ные образования двигательного  аппарата связывают с головным мозгом спинно-мозжечковые пути, имеющие  дополнительные переключения в мозжечке. Корковый конец двигательного анализатора расположен в лобной и теменной долях, в передней и задней центральных извилинах (соматосенсорная зона) и центральной борозде.

Функциональное значение двигательного анализатора. Мышечные веретена расположены параллельно волокнам скелетных мышц. Этим объясняется тот факт, что в афферентах веретен электрическая активность возникает при растяжении мышцы. При растяжении мышцы на 10—100 мкм в первичных нервных окончаниях веретен возникает генераторный потенциал, который служит причиной возникновения распространяющегося возбуждения в соответствующем афферентном волокне. Частота разряда импульсов, возрастает с увеличением степени растяжения мышцы.

Установлено, что мышечные веретена обладают спонтанной активностью. В афферентах регистрируется электрическая активность и при отсутствии растяжения. При сокращении мышцы эта активность исчезает  (рис. 77). Время отсутствия активности при

Рис.   76.  Эфферентная  иннервация скелетной мышцы:

1 — сухожилие мышцы; 2 — сухожильные рецепторы Гольджи; 3 — свободные окончания; 4 — тельца Фатера-Пачини; 5 — афферентные волокна; 6 — эфферентные волокна; 7— мышечное веретено; 8— окончания афферентных волокон.

 

сокращении мышцы называют паузой или «периодом молчания». Его  возникновение связано с тем, что при сокращении мышцы происходит уменьшение натяжения волокон веретен. Импульсация вновь возникает после расслабления мышцы.

Импульсы, возникающие в первичных  афферентах, при сокращении интрафузальных волокон, имеют большое значение в поддержании тонуса нейронов спинного мозга и в осуществлении различных рефлекторных реакций. Они повышают возбудимость центров собственной мышцы и центров всех мышц-синергистов. В то же время они тормозят центры мышц-антагонистов. Так, при сильном сокращении мышцы-сгибателя вследствие растяжения мышцы-разгибателя усиливается активность ее веретен. Вследствие этого меняется возбудимость мотонейронов: для сгибателей она понижается, а для разгибателей повышается. Так, в результате наличия обратной связи может уменьшаться интенсивность реакции, если она была чрезвычайно большой.

Сухожильные рецепторы Гольджи  приходят в состояние возбуждения и при растяжении мышцы, и при ее сокращении. Импульсы, приходящие от них в центральную нервную систему, оказывают тормозящее действие на мотонейроны мышцы, в которой они расположены (аутогенное торможение), и в то же время повышают возбудимость мотонейронов мышц-антагонистов.

Импульсы, поступающие в центральную  нервную систему от всех рецепторных  образований двигательного аппарата, несут информацию о степени сокращения и растяжения мышц, о взаимном расположении костных рычагов, что необходимо для координированной мышечной деятельности, для оценки пространства.

Еще И. М. Сеченов писал о «темном  мышечном чувстве», с помощью которого мы анализируем пространство. Действительно, даже при закрытых глазах человек в состоянии определить, на какую высоту поднята рука, какое расстояние мы прошли, на какой угол согнули в суставе верхнюю или нижнюю конечность. Эта оценка пространства при движениях осуществляется с помощью рецепторных образований двигательного аппарата. Роль мышечных рецепторов   в  координации  двигательной  функции  особенно

отчетливо выявляется при заболеваниях, связанных с поражением чувствительных путей. В этом случае расстраивается координация движений, теряется способность поддерживать определенное положение тела. Выпадение функции двигательного анализатора частично восполняется деятельностью других анализаторов, главным образом зрительного. Если больной с пораженным двигательным аппаратом закроет глаза, он не сможет сохранять вертикальное положение.

Рис.   77.   Характер   импульсации   при растяжении    и    сокращении    мышцы:

/ — реакция сухожильного рецептора; 2 — реакция веретен; 3 — исходная величина растяжения мышцы; 4 — увеличение степени растяжения мышцы;, 5,7 — восстановление исходной длины мышцы; 6 — сокращения экстрафузальных волокон.

 

 

 

2. Развитие  мышления у детей с нарушением  зрения

 

Многие учёные-психологи  и выдающиеся педагоги, осознавая значимость развития речи и мышления, уже с давних времён предпринимали попытки выявить факторы, влияющие на развитие мышления и речи людей, начиная с младшего детского возраста, определить необходимые методы их развития и активизировать гармоничное развитие необходимых функций этих глубинных психических процессов. В ходе многолетних наблюдений были выделены необходимые критерии уровня развития этих процессов для каждого возраста по различным показателям.

Существуют биологические  и социальные факторы, каждый из которых несёт большое значение на развитие речи и мышления. Что касается степени влияния наследственных и средовых факторов на развитие речи, с уверенностью можно сказать следующее. Врожденные способности, сильное желание общаться с окружающими и богатство языка и социальной среды объединяются, чтобы содействовать детям в освоении функций и закономерностей родного языка. Особое значение в период раннего детства для развития ребенка имеет его взаимодействие с матерью, как с самым близким и важным человеком в его жизни. Выделяются характерные особенности такого общения и механизмы его влияния на становление психических функций, эмоциональное развитие ребенка, его познавательную активность. В работах большинства исследователей главный акцент делается на эмоциональную сферу матери. Мать, воспитывающая ребенка, должна обладать достаточной эмоциональной зрелостью и позитивным отношением к себе и окружающим. Хорошо описаны в литературе стили привязанности ребенка к матери, а также стили воспитания. Значение этих факторов экспериментально доказано и не вызывает сомнений. Эмоциональная скупость и холодность, недостаточность телесных контактов, неминуемо приводит к тяжким последствиям в виде задержки и различных нарушений в развитии речи и мышления, последствия влияния этого негативного фактора в дальнейшем развитии трудно нивелировать, особенно если речь идёт о ребёнке с нарушениями зрения. Общение на всех этапах раннего развития – основное условие развития ребёнка, с самого раннего возраста необходимо вызывать у него ответную реакцию. Слепой малыш лежит в кроватке, не реагируя на окружающий мир, - нужно склониться к нему, говорить ласковые слова, модулируя голосом, дать понять ребёнку, что через голос матери к нему идёт теплота и радость. Мать может поднимать его ручку и подносить к своему лицу, поглаживая ею своё улыбающееся лицо с расслабленной мускулатурой. Мягкая настойчивость приведёт к ответной реакции – он улыбнётся. Методом пассивных движений нужно помочь ребёнку удержать эту улыбку и расслабить мышцы, так у ребёнка появится рефлекторная тяга к подражанию. Именно тяга к подражанию и манипулятивные действия в последующем помогут сформировать предречевые реакции, а потом и речь, что не допустит задержки психического развития, в частности, мышления. Подражание речи взрослых включает в себя: просьба, предложение произнести слово; совместное проговаривание слова; отраженное произнесение слова; самостоятельное произнесение слова; договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово. При использовании этого приема решается несколько речевых и мыслительных задач: развитие понимания речи, активизация речи ребенка, отработка ритмической структуры слова. Побуждающим фактором для возникновения речи является предметная деятельность ребенка и ему не интересно простое подражание речи взрослого, поэтому необходимо искать в работе с ребёнком такие приёмы, которые помогут ребёнку научиться проявлять собственную речевую инициативу.

Также немаловажным фактором выступает среда, в которой растёт ребенок. Для успешного развития познавательного интереса, а значит и мышления, следует предлагать ребёнку разнообразные по форме, окраске, размеру игрушки, они должны быть умеренной новизны и сложности, а если же обстановка однообразна, в ней преобладают тёмные тона (игрушек, обоев, мебели), это может стать опасным негативным фактором.

Решающую роль в становлении  речи и мышления, в использовании  их ребенком играют факторы коммуникативного характера. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера. Прежде всего, это подтверждается практикой воспитания детей. Интенсивное общение взрослого с ребенком приводит к более раннему развитию речи и повышает коммуникативные характеристики ребенка. А значит, и мышление ребенка активизируется и стимулируется при активной позиции взрослого. На раннем этапе ребёнок в большей степени овладевает процессом имитации, его мышление находится в наиболее элементарной форме – наглядно-действенной, такое мышление формируется в практической деятельности и является основой для формирования более сложных форм мышления.

Особенно ценным в  интересах языка являются продукты творчества ребенка, проявляющегося в  первую пору детства так бурно, как  ни на одной из последующих ступеней жизни. Ребенок рисует, лепит, строит, мастерит, сооружает. Взрослый обязательно должен быть рядом, поддерживать ребёнка, подавать ему пример, проговаривать вслух все действия и названия. Иначе вся ценная работа, то, как на тысячу конкретных ладов ребёнок выражает свой внутренний мир, который он еще бессилен передавать словом, может пройти впустую. Творческий подход – вот один из наиболее важных приёмов развития мышления на любом этапе развития. Необходимо поддерживать любую творческую инициативу, это активизирует развитие мышления любого ребёнка.

Все мы хорошо знаем, что  развитие ребенка теснейшим образом  взаимосвязано с особенностями  мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором»  состояния ребенка, с другой —  самым существенным образом влияют на его поведение, развитие познавательных процессов и активизации речи. Для удержания положительного эмоционального фона существует множество приемов, которые помогают успешно развивать речь и мышление на ранних этапах. Вызывание речи в ситуациях-провокациях, непонимания и помощь взрослому. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым». Речь и мышление детей заметно активизируется в ситуациях, где побуждающим мотивом является помощь взрослому, не очень «умелому и рассеянному».

Роль малых фольклорных  форм трудно переоценить в жизни  малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает «ладушки», притопывает, двигается  в такт произносимому тексту. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность, развивается их фонематический слух.

В отношении слепого  ребёнка развитие тонких движений пальцев  рук важно ещё и потому, что  без этого невозможно формирование правильных приёмов осязательного  обследования предметов, поскольку  чуткие пальцы рук для слепого  так же значимы, как глаза для зрячего. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти, пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки; застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой. Неразвитая мелкая моторика – серьёзная преграда на пути формирования предметно-практического, самого элементарного, мышления. Поэтому бесчисленные приёмы развития мелкой моторики, всевозможные пальчиковые игры – это то, что поможет ребёнку развивать мышление и членораздельную речь.

Эти приёмы и методы применимы к младшему возрасту, но с тем, как растёт и развивается ребёнок, растут и развиваются его мыслительные возможности, а значит, и потребности. Проблема развития, коррекция и совершенствования мышления школьников, одна из важнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается, что главный путь ее решения - рациональная организация всего учебного процесса. В качестве дополнительного, вспомогательного пути может рассматриваться специально организуемый игровой тренинг мышления. Недооценка учителем особенностей развития детей, их речи и мышления, изложение материала абстрактным языком, без практического обоснования в большинстве случаев приводят к формализму. Предупреждение и преодоления формализма в знаниях достигается правильным сочетанием наглядных и словесных средств обучения, вооружающих детей системой знаний и умений в процессе их активной деятельности.

Источником полноценного развития ребенка начальных классов  школы выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями, необходимыми для жизни в обществе. Во-вторых, любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не наделена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Осуществляя разнообразные виды учебной деятельности, дети решают многие задачи и с разной целью. Так, в учебной деятельности решаются учебно-тренировочные задачи и для того, чтобы овладеть каким–то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью: развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Систематические занятия по поисково-творческим задачам учебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у детей культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения.

Информация о работе Контрольная работа по "Основам тифлопедагогики и психологии"