Конфликты во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 07:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. На своём жизненном пути каждый человек встречается с конфликтами. И не дело в том, что человек плохой или окружающие плохие. Мир не прост, и порою оказываешься в таких ситуациях, где конфликт просто неизбежен. Люди негативно относятся к конфликту, не глядя и не желая даже иногда видеть в нём конструктивные стороны. В задачи их входит как можно более скорое разрешение конфликта с наибольшей выгодой для себя. И если взрослые отлично осознают это, то дети зачастую вступают в конфликт только лишь из-за эмоциональной реакции на сложившуюся ситуацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие о конфликте и конфликтном поведении
1.2 Конфликтность детей подросткового возраста
1.3 Социально-психологический климат трудового коллектива
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С КОНФЛИКТАМИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация исследования
2.2 Выбор методик
2.3 Анализ и интерпретация результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Вложенные файлы: 1 файл

Моя работа.docx

— 141.11 Кб (Скачать файл)

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОНИЯ «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

     ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

     КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 
 
 
 

КОНФЛИКТЫ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРАСТКОВОГО  ВОЗРАСТА 
 
 
 

                Выполнил студент

                II курса 233 группы

                Дневной формы обучения

                Гедюн Елена Ивановна

                Научный руководитель 

                Бондарчук Елена Васильевна 
                 
                 

Минск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ КОНФЛИКТОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРАСТКОВОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие о конфликте и конфликтном поведении

1.2 Конфликтность детей подросткового возраста

1.3 Социально-психологический климат трудового коллектива

  ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С КОНФЛИКТАМИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация исследования

2.2 Выбор методик

2.3 Анализ и интерпретация результатов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

      Введение

 

     Актуальность исследования. На своём жизненном пути каждый человек встречается с конфликтами. И не дело в том, что человек плохой или окружающие плохие. Мир не прост, и порою оказываешься в таких ситуациях, где конфликт просто неизбежен. Люди негативно относятся к конфликту, не глядя и не желая даже иногда видеть в нём конструктивные стороны. В задачи их входит как можно более скорое разрешение конфликта с наибольшей выгодой для себя. И если взрослые отлично осознают это, то дети зачастую вступают в конфликт только лишь из-за эмоциональной реакции на сложившуюся ситуацию.   

     Подростковый возраст наиболее сильно связан с конфликтами. Это время серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка. Кризис этот связан с периодом полового созревания. В этом возрасте возникают новые образования и идёт перестройка старых психологических структур, а так же закладываются основы сознательного поведения. Тревожность, жестокость, протестующее поведение, агрессивные проявления являются характерными признаками данного возраста.

     В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, не зная, как прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при разрешении детских конфликтов.

     П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличев предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.

     Цель работы: выявить степень влияния социально-психологического климата педагогического коллектива на возникновение конфликтов во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста. 

     Задачи исследования:

  • Провести теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
  • Проанализировать особенности влияния социально-психологического климата на возникновение конфликтов;
  • Выявить практическую связь социально-психологического климата педагогического коллектива с возникновением конфликтов во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста.

     Гипотеза исследования: наличие конфликтов при взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста связано с социально-психологическим климатом педагогического коллектива.

     Методы исследования:

  • Теоретический анализ литературных источников;
  • Тестирование.

     Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие учащиеся шестого класса и учителя УО ОСШ №119 г. Минска в количестве 60 человек.

     Практическая значимость. Проведенное исследование может быть полезно педагогам и воспитателям школ, работающим в среднем звене с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.

 

      Глава I. Теоретический анализ проблемы конфликтов во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста

     1.1. Понятие конфликтов и конфликтного поведения

 

     Конфликты. Они встречаются во всех сферах деятельности людей и часто относятся к числу значительных и волнующих событий человеческой жизни. Конфликты — как показали еще Дарвин, Маркс и Фрейд — необходимый и важный элемент жизни. Но ужасными бывают порой их последствия. Накоплены многочисленные данные о причинах возникновения, этапах и механизмах протекания, способах разрешения разных типов конфликтов.

     Под  конфликтом  понимается  столкновение  противоположно  направленных  тенденций  в  психике  отдельного  человека,  во  взаимоотношениях  людей, их  формальных  и  неформальных  объединениях, обусловленных  различием  взглядов, позиций  и  интересов.

     Стороны  находятся  в  конфликте, если  действия  хотя  бы  одной  из  них  оказывают  отрицательное   воздействие  на  другую. Причём, если  они  не  переходят  определённых  рамок, то  это  называется  конкуренцией. В  противоположной  ситуации  имеют   место  отношения  сотрудничества, а  если  влияния  нет  вообще – стороны  независимы  друг  от  друга.

     Ф. Тейлор  и  М. Вебер  видели  в  конфликте  только  разрушительные  свойства.  Бихевиористкая, а  затем  и  современная  школа  управления  установили, что  в  большинстве  случаев  конфликты  могут  иметь  и  конструктивное  начало.

     Отрицательное  следствие  конфликтной  ситуации  выражается  развитием  стресса  у  его  участников, снижения  морали  и  сплочённости, сокрытием  и  искажением  информации.

     Конструктивная  сторона  проявляется  тогда, когда  конфликт  мотивирует  людей. Эти  конфликты  возникают  на  основе  различия  в  целях, но не желания враждовать. Развитие  такого  конфликта  сопровождается  обменом  информации, согласованием  различных  позиций, желанием  вникнуть  в  различные  точки  зрения. В  ходе  обсуждений  вырабатываются  компромиссные  решения, ведётся  поиск  точек  соприкосновения.

     Отсутствие  согласия обусловлено, как правило, наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения при нежелании принимать их во внимание. Это происходит тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

     В соответствии с классификацией Л. Коузера, конфликты могут быть реалистическими (предметными) или нереалистическими (беспредметными)[12, c.28].

     Реалистические  конфликты вызваны неудовлетворением  определенных требований участников или  несправедливым, по мнению одной или  обеих сторон, распределением между  ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата.

     Нереалистические  конфликты имеют своей целью  открытое выражение накопившихся отрицательных  эмоций, обид, враждебности, т. е. острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.

     Начавшись как реалистический, конфликт может  превратиться в нереалистический, например, если предмет конфликта чрезвычайно  значим для участников, а они не могут найти приемлемое решение, справиться с ситуацией. Это повышает эмоциональную напряженность и  требует освобождения от накопившихся отрицательных эмоций.

     Нереалистические  конфликты всегда дисфункциональны. Их гораздо сложнее урегулировать, направить по конструктивному руслу. Надежный способ профилактики подобных конфликтов — создание благоприятной психологической атмосферы, повышение психологической культуры человека, овладение приемами само регуляции эмоциональных состояний в общении.

     Существуют  пять основных типов конфликта:

  • внутри личностный;
  • межличностный;
  • между личностью и группой;
  • межгрупповой;
  • социальный.

     Внутри  личностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п.

     Внутри  личностные конфликты могут принимать  различные формы. Одна из наиболее распространенных форм — это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, мужа, жены и т. п.), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязать его задержаться на работе. Внутренние конфликты могут возникать вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.

     Межличностный конфликт. Это самый распространенный тип конфликта. Он проявляется по-разному. Многие считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Чаще всего — это борьба за ограниченные ресурсы. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу.

     Конфликт  между личностью и группой. Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа — конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

     Межгрупповой  конфликт. Общество состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты обусловлены, как правило, наличием конкуренции.

     Межгрупповые  конфликты сопровождаются:

  • проявлениями “деиндивидуализации”, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.

     Деиндивидуалиэация  облегчает проявление агрессивности  к другим группам;

  • проявлениями социального, межгруппового сравнения, в ходе которого более высоко и положительно оценивают свою группу, повышают свой престиж и одновременно принижают, обесценивают чужую группу, дают ей отрицательную оценку (“они злодеи, они глупые, они отсталые” и т. п.). Социальное сравнение может инициировать конфликты, а также поддерживать, “оправдывать себя” в конфликте, ведь чтобы победить, надо оценивать себя как “положительную группу, которая правильно поступает” и отрицательно оценивать чужую группу. Часто лидеры групп стремятся частично или полностью изолироваться от информации с чужой стороны о чужой группе (“железный занавес”); тогда легче сохранять конфликт между своей и чужой группой. Для сглаживания конфликта полезен обмен реальной информацией друг о друге;
  • проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно “чужая группа ответственна за негативные события”. Объяснение причин событий резко различается для своей и чужой группы. Так положительному поведению своей группы и негативному поведению чужой группы приписываются внутренние причины (“мы поступаем правильно, потому что мы хорошие”, “они поступают плохо, потому что они плохие”); негативное поведение своей группы и положительное поведение чужой группы объясняются внешними причинами, внешними обстоятельствами. Так, нападения своей группы (негативное, агрессивное поведение) объясняют внешними причинами (“нас вынудили обстоятельства”), а нападения противников объясняют внутренними причинами (“они плохие люди”). Конструктивные положительные действия чужой группы оценивают, как внешне обусловленные (“у них не было другого выхода, обстоятельства вынудили их пойти на “мировую”) или порой воспринимаются как подвох, “ военная хитрость” (“что-то здесь не так, нельзя доверять их “миролюбивым” предложениям”). Даже раскол внутри своей группы склонны объяснять действиями “чужой группы”, которые “вредят нам, строят заговоры против нас”.

Информация о работе Конфликты во взаимодействии педагога с детьми подросткового возраста