Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

2. Теоретические основы экологического воспитания
дошкольников.
2.1 Экологическое воспитание как социально-педагогическая
проблема …………………………………………..……………... ….4

3. Экологизация воспитательно-образовательной
деятельности………………………………………………………..…..9
3.1 Роль природы в экологическом воспитании дошкольников…....9
3.2 Ознакомление детей с природой Родного края в педагогическом
процессе ДОУ………………………………………………………...11
3.3 Развивающая экологическая среда как фактор экологического
воспитания дошкольников………………………………………….15

4. ВЫВОД………………………………………………………………...26

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………… …...................26

6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………..…..30

Вложенные файлы: 1 файл

отпр.docx

— 76.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    СОДЕРЖАНИЕ 

 

1.    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….....3

 

2.    Теоретические основы экологического воспитания

       дошкольников.

2.1  Экологическое воспитание как социально-педагогическая

        проблема  …………………………………………..……………... ….4

 

3.   Экологизация  воспитательно-образовательной 

      деятельности………………………………………………………..…..9

3.1  Роль природы  в экологическом воспитании дошкольников…....9

3.2  Ознакомление  детей с природой Родного края  в педагогическом 

        процессе  ДОУ………………………………………………………...11

3.3  Развивающая  экологическая среда как фактор  экологического 

       воспитания дошкольников………………………………………….15

 

4.    ВЫВОД………………………………………………………………...26

 

5.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ  ……………………………………… …...................26

 

6. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ…………..…..30  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Введение

 

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо  и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных  учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние  на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего  развития детей. Продуманная организация  обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность  видеть и чувствовать красочное  многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения  окружающего мира. Размышляя о  природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение  с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Каких бы образовательных  концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного  воспитания не работал, он не может  не ставить перед собой цель: научить  бережно относиться к природе  своего края, своей Родины.

В дошкольном учреждении ребят  знакомят с природой, происходящими  в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы  детского сада, где содержатся комнатные  растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы  дети видят ежедневно, что облегчает  работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и  ухаживают за живыми существами. В  процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного  и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для  них нужно создавать. Воспитатель  учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и  различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо содержащийся аквариум украшает комнату. Все это способствует формированию у детей чувства  прекрасного.

 

2.Теоретические основы экологического воспитания дошкольников.

 

2.1Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема

 

 

     Глобальные  проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивному процессу экологизации общей культуры человечества, и как следствие, - к формированию теории и практики экологического образования .     

Дальнейшее  исследование это проблемы, проведенное  философами и педагогами, позволило  выделить новый аспект  воспитания – экологический.     

Экология  – наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой  и окружающей средой. А под экологическим  воспитанием понимается формирование у широких слоев населения  высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы. Основная цель экологического воспитания: научить ребенка развивать свои знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и формирование умений управлять физическим и психическим состоянием. Постепенно определяются образовательные и воспитательные задачи:

-  углубить и расширить экологические знания;

- привить начальные экологические  навыки и умения поведенческие,  познавательные, преобразовательные,

-  развить познавательную, творческую, общественную активность детей в ходе экологической деятельности,

-  сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе .     

В последние 20 лет значительно возросло внимание ученых к исследованию проблем экологического воспитания и образования. Особый интерес представляют работы Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Б. Г. Иоганзена, В. С. Липицкого, И. С. Матрусова, А. П. Мамонтовой, Л. П. Печко, В. А. Сухомлинского и др., которые рассматривают различные аспекты экологического воспитания и образования учащихся в воспитательном процессе и при организации общественно-полезной работы по охране природы. Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания детей. Однако, многообразие трудов, детского сада, вариативность программ обучения, творческих разработок порождают множество проблем и вопросов.     

Представляет  интерес вопрос о том чему учить,  каков общий состав знаний доступен детям, каковы требования к экологической подготовке детей, как учить?     

Зарождение  современных тенденций экологического образования и воспитания в детскому саду можно отнести к началу 70-х годов, когда она переживала целый ряд серьезных преобразований, в частности введение в учебный план нового предмета «природоведение». Четко выраженная экологическая направленность нового курса, которая в наши дни именуется традиционной, создала у воспитателей определенную установку на его место в экологическом образовании, на достижение его цели в однопредметной модели, оказавшиеся малоэффективной. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения детей к природной и социальной среде не может. На повестку дня встал вопрос о привлечении других предметов в процесс экологического образования. Возникла идея многопредметной модели, в которой каждый предмет раскрывает свой аспект взаимоотношений человека с окружающей средой. Пока же использование межпредметного содержания и формы обучения носит в основном стихийный характер, что во многом определяет качество обучения и воспитания детей. Современные тенденции развития экологического образования в практике показывают, что оптимальные возможности для становления экологической культуры детей представляет смешанная модель, при которой все учебные предметы сохраняют свои специфические воспитательные цели. Таким образом, типология моделей в русле экологизации прошла определенный путь становления: от однопредметной – к смешанной. Однако поиск в этом направлении продолжается до сих пор.     

Экологическое образование с его направленностью  на воспитание ответственного отношения  к окружающей среде должно явится стержнем и обязательной составной  частью подготовки детей. Одним их важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности.      

Ретроспективный анализ экологического воспитания сочетался  с изучением современной педагогической практики, с опытной апробацией разнообразных  форм экологического воспитания, данными  опроса экспертов, что позволило не только оценить состояние, но и выявить объективные тенденции развития экологического воспитания детей:

- целенаправленно координируется  деятельность детских садов, организаций  по охране, рациональному использованию  и изучению окружающей среды;

-  урочные сочетаются с внеурочной деятельностью учащихся в природной среде;

- наряду с развитием  традиционных используются новые  формы экологического образования  и воспитания: кинолектории по  охране природы, ролевые и ситуационные  игры, общешкольные советы по  охране природы, экологические  практикумы;

-  в экологическом воспитании и образовании детей возникает значительность средств массовой информации (печати, радио, телевидение), этот процесс становится педагогически уравновешенным .     

Тенденцию развития экологического образования  дополняют: максимальный учет возрастных возможностей детей, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на идеи комплексной эколого-биологической, глобальной и экологии человека..    

На  основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей детей были разработаны различные формы экологического воспитания.

 Их можно классифицировать  на:

 а) массовые,

 б) групповые, 

в) индивидуальные.     

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории детского сада, массовые природоохранные компании и праздники; конференции; экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке детского сада.     

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы; факультативы по охране природы и основам экологии; кинолектории; экскурсии; туристические походы по изучению природы; экологический практикум.     

Индивидуальные  форма предполагают деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, фотографирование, рисование, лепка.     

Основными критериями эффективности массовых форм является широкое участие детей в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, степень активности. Их можно выявить путем систематических наблюдений, накопления материала.     

Критерий  эффективности групповых форм экологического воспитания является, прежде всего, стабильность состава клуба, кружка, секции, достижение коллективных успехов. Здесь многое определяет содержание и методика занятий; важен при этом и успех коллектива, общественное признание его заслуг окружающими. Сознание и чувство причастности к делам такого коллектива, даже если личные результаты скромны, заставляет все членов сохранять верность ему долгие годы .     

Об эффективности индивидуальных форм экологического воспитания свидетельствует  повышение интереса детей к изучению биологических дисциплин и охране природы, а также целенаправленное использование знаний и умений природоохранной  деятельности.     

Определены  также условия развития взаимосвязи детского сада, семьи и общественности, направленные на достижение целей экологического воспитания.     

Для успеха необходимо выполнение следующих  условий:

-  планирование всех звеньев системы на основе планов совместной работы, которая обеспечивает правильную расстановку сил, последовательность, ритмичность и устойчивость компонентов всех звеньев с детским садом и между собой

- организация деятельности  всех звеньев общей системы  управления экологическим воспитанием,  создание предпосылок для их  правильного функционирования

-  регулярная и заранее подготовленная информация о деятельности каждого звена и обмен информацией между ними

- контроль, выявление недостатков  и слабых сторон в работе, внесение  корректив в ее программу

-  изучение эффективности работы каждого звена, подведение общих итогов, анализ результатов, их обсуждение с привлечением общественности.     

Были  определены основные этапы преобразования и взаимодействия с природой в  воспитательном процессе. На подготовительном этапе воспитатель изучает сложившиеся в присутствующем жизненном опыте отношения между детями и природой (объективные связи со средой) и отношение дошкольников  к ее явлениям (субъективные связи). Разрабатываются индивидуализированные и групповые привлекательные для детей способы ознакомления с природными достопримечательностями. Совместно определяются трудовые, поисковые, природоохранительные дела. Предложения, как правило, вносятся самими учащимися. Воспитатель старается глубже связать их с зоной ближайшего развития индивидуальных склонностей и способностей. Одновременно с изучением предметных связей компонентов с природой воспитатель устанавливает их распространенность, степень общности отношений и другие предпосылки коллективистского самоопределения детей, их способности соотносить личные воздействия на природу с ее влиянием на развитие чувственно-эмоциональной, волевой, интеллектуальной активности .     

Информация о работе Культурно-экологическое воспитание детей дошкольного возраста