Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 14:48, курсовая работа
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
Введение
Смысл
педагогической профессии выявляется
в деятельности, которую осуществляют
ее представители и которая
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере средства массовой информации. Однако в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Для проникновения в сущность педагогической деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий (операций), результата. Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель педагогической деятельности связана с реализацией цели воспитания, которая и сегодня многими рассматривается как идущий из глубины веков общечеловеческий идеал гармонично развитой личности. Эта общая стратегическая цель достигается решением конкретизированных задач обучения и воспитания по различным направлениям.
Глава I. Классификация сущностных сфер человека.
Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.
Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.
Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационнопотребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.
В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества. В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут поразному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.
К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.
Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов. Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.
Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.
Иерархичность мотивации определяется на основании оценки "главенствования" различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.
Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, "присвоения", "принятия") потребности и мотива, по его интенсивности.
Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.
Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.
Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.
Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:
Мотивационная
сфера характеризует личность лишь
с одной стороны. Наряду с ней
различают и другие сферы: эмоциональную,
волевую, интеллектуальную. Все они
важны и взаимозависимы. Например,
зависимость мотивационной
Воля
как способность управлять
Эмоциональная сфера человека очень хорошо проявляется в его темпераменте.
В
психологии принято разделять эмоции
на низшие и высшие. К первым относят
эмоциональные реакции, возникающие
в связи с биоло-гическими
На основе простых эмоций происходит формирование присущих лишь человеку высших социальных эмоций (или чувств), которые ино-гда определяют еще как интеллектуальные: они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Таковы чувства долга, ответственности, солидарности, дружбы, творческого вдохнове-ния.
Без эмоций - как положительных, так и отрицательных - человек лишается побуждений к деятельности, теряет способность развиваться. Эмоции поддерживают интерес к жизни, к происходящему вокруг нас. Отсутствие раздражителей, вызывающих эмоции, приводит к эмоцио-нальному голоду. Если он длится долго, то, как и пищевой голод, приво-дит к болезни.
Формы проявления человеческих переживаний чрезвычайно слож-ны и многообразны, однако в пестром мире эмоций принято выделять такие состояния, как настроения, страсти и аффекты. Эти состояния различаются продолжительностью и интенсивностью.
Настроение - это самое распространенное эмоциональное состоя-ние, характеризующееся слабой интенсивностью. Его продолжитель-ность зависит от внешних и внутренних воздействий. Настроение под-вержено колебаниям в тесной связи с многообразными социальными воздействиями.
В большой степени устойчивость нашего настроения определяется жизненным тонусом, который содействует поддержанию высокой умст-венной и физической работоспособности, умению преодолевать имею-щиеся неприятности. Вместе с тем, настроение представляет собой фон для других эмоциональных реакций, определяет их тональность.
Страсть - представляет собой сильное и длительно протекающее эмоциональное состояние, глубоко затрагивающее волевые процессы. Оно может как формировать личность, так и разрушать ее. Нужно отме-тить, что этим эмоциональном состоянием питается творческий процесс.
Особо следует сказать об аффектах. Это эмоциональное пережи-вание, протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Его отличают: а) бурное внешнее проявление (резкое возбуждение или торможение нервных процессов), доводящее человека до чрезмерной агрессивности, или наоборот, до оцепенения; б) кратковременность (бы-стро изживает себя, так как протекает очень интенсивно - сгорает много энергии). Хотя аффект длится недолго, человек успевает в эти мгнове-ния "сказать все, что он думает". Аффективность является признаком легко возбудимой нервной системы человека, но может быть и результа-том его низкой культуры, невоспитанности. К аффективному реагирова-нию склонны холерики и меланхолики. В этих случаях полезен психот-ренинг. Зная закономерности возникновения и выражения эмоций, чело-век может сознательно не допускать или избегать ситуаций, в которых может быть сильное возбуждение. Аффект оставляет очень глубокие следы в долговременной памяти.
Таковы основные виды эмоциональных состояний. Нужно сказать, что они практически никогда не обнаруживаются в "чистых" вариантах, а находятся в "сплаве".
Мы часто слышим в ответ на какие-либо эмоциональные проявле-ния: не волнуйся, не грусти, не расстраивайся, не радуйся раньше време-ни, не нервничай. Все это сводится к одному - не чувствуй того, что ты чувствуешь, хотя даются они из добрых побуждений. Чаще всего подоб-ное желание сменить характер эмоциональных переживаний или вообще избавиться от них приводит к искажению эмоциональной экспрессии. В результате может случиться так, что какие-либо чувства, вызванные конкретной ситуацией, укореняться в человеке надолго. Такие "укоре-нившиеся" чувства переносятся в другие ситуации, воспринимаются че-ловеком неадекватно. А все потому, что человек не разрядился эмо-ционально. Так, человек, вынесший с работы чувство раздражения и не сумевший разрядиться, будет набрасываться на своих близких, вести се-бя дома озлобленно. Такой человек может разрядиться (хотя бы частич-но), например, пересказав кому-либо возникшую на работе ситуацию, сопроводив рассказ богатой эмоциональной экспрессией. Это поможет снизить накал эмоциональной энергии.
Некоторые
люди умеют скрывать свои эмоции, но
это удается не всем и не полезно
для здоровья. Часто причиной затруднений
в эмоцио-нальной экспрессии является
недостаточное осознание человеком собст-венных
чувств и эмоций. Неумение выразить эмоции
мешает человеку вести себя конструктивно
в отношениях с другими, мешает взаимопо-ниманию.
Эмоции следует выражать, но так, чтобы
они не ранили чув-ствительную гордость
другого человека.