Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа
- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.
Пояснительная записка
1. Развитие изобразительных и художественных способностей.
2. Исторические аспекты развития орнамента
3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения
4. Типы орнамента
5.Виды орнамента
6. Семантика орнаментального языка
Содержание
Пояснительная записка
1. Развитие
изобразительных и
2. Исторические аспекты развития орнамента
3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения
4. Типы орнамента
5.Виды орнамента
6. Семантика орнаментального языка
7.
Введение
В настоящее время, в период совершенствования учебно-методической базы остро ощущается потребность в выработке новых подходов к реформированию образования. Изменения в экономической, социальной сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования.
Изучение национальной культуры и народного искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества.
Дошедшее до нас культурное наследие наглядно показывает, что Россия славилась своими умельцами: мастерами резьбы по дереву и кости, чеканки, эмальерного искусства, художественного литья, гончарами, вышивальщицами, ткачами, кружевницами и др.
К
сожалению, сегодня, когда человек
окружен всевозможными
Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей современной культуры, т.к. участвует в создании окружающей среды, в оформлении любого процесса жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с эстетическими идеалами современности и с достижениями прошлого. Материальность делает этот вид искусства наиболее распространенным и понимаемым, следовательно, оказывающим наибольшее влияние на развитие художественного вкуса народа, именно в этом материальном виде искусства зародились основы композиции. Материальность делает этот вид искусства наиболее распространенным и понимаемым, следовательно, оказывающим наибольшее влияние на развитие художественного вкуса народа, именно в этом материальном виде искусства зародились основы композиции, которые являются пропедевтическими для многих современных направлений искусства.
Пропедевтические задания в учебной деятельности выполняют следующие функции:
а) развитие визуального мышления и логике;
б) формирование чувства гармонии, эстетического чутья, целостности видения;
в) развитие фантазии и воображения;
г) развитие пространственных представлений;
д) формирование творческого, новаторского мировоззрения на основе привлечения в качестве примеров различных видов творчества;
ж) выработка творческой индивидуальности.
Специфика произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что отражение действительности происходит не только через усиление интерпретационной формы живой природы, но и через организацию определенным образом фактурных, цветовых и пластических свойств пространственной формы. Свойства пространственной формы и средства гармонизации этих свойств составляют своеобразный язык — «основ композиции декоративно-прикладного искусства». Изучение основ композиции является одной из предпосылок профессиональной подготовки студентов дизайнерских факультетов вузов, так как способствует развитию творческой деятельности и пониманию сущности декоративно-прикладного искусства.
В процессе профессиональной подготовки студентов дизайнерских факультетов преподавание декоративно-прикладного искусства имеет определенное значение для развития таких качеств, как потребность в творческой деятельности (творческая активность), в создании благоприятной среды человека, формирование специальных художественно-графических и практических умений и навыков, художественного мышления, обогащение специальным опытом декоративного искусства, формирование профессинально-педагогической направленности. Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса. Занятия декоративным народным искусством представляют огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных социальных и возрастных групп.
Общение с произведениями декоративно-прикладного искусства способно выработать желание осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить закономерности, выработать индивидуальный подход к решению вопросов, а личное участие в создании предметов декоративно-прикладного искусства стимулирует творческую активность.
Раскрытие методических основ обучения орнаментальной композиции, студентов дизайнерских факультетов. Систематизация и интеграция методов композиции для осуществления эффективной творческой деятельности студентов дизайнерских вузов.
Методические основы обучения орнаментальному искусству будут строиться на основе глубокого освоения художественных традиций, исходя из основных закономерностей народного искусства;
Задачи:
1. На основе анализа специальной литературы охарактеризовать историю развития;
2.
Разработать содержание, формы и
методы обучения
3.
Разработать учебно-
4. Разработать критерии оценки подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности по орнаментальной композиции.
Проблемам
использования изобразительного и
декоративного искусства в
Необходимо отметить особую важность формирования у студентов дизайнерских факультетов художественного, в частности, композиционного мышления в процессе занятием декоративным искусством. Проблеме формирования композиционного мышления посвящены исследования многих ученых: А.Л. Андреева, Н.А. Винка, А. Голуба, В.Л. Илющенко, О.А. Ковалевой, А.А. Лазыкина, С.А. Никитенко, Т.И. Орловой, Л.И. Панкратовой, В.В. Селиванова, В.И. Хрулева и других.
Теоретическая значимость исследования
Внесен
вклад в разработку научно-методических
основ обучения орнаментальной композиции,
разработана модель обучения с опорой
на структурно-композиционный анализ
декоративного изображения. Внесен вклад
в разработку и научное обоснование подхода
к решению проблемы обучения и развития
творческих способностей студентов в
процессе занятий орнаментальной композицией.
Теоретически обоснованы педагогические
условия, позволяющие совершенствовать
систему подготовки студентов дизайнерских.
Практическая значимость исследования
Разработана методика обучения составления орнаментальной композиции на дизайнерском факультете педагогического университета. Разработаны и скомпонованы взаимосвязанные обучающие курсы, нацеленные на формирование и развитие у студентов умений и навыков, эстетического вкуса, художественного и композиционного мышления, эстетического восприятия, творческого воображения. Разработан учебно-методический и информационный комплекс, включающий систему методических рекомендаций, которые могут быть использованы преподавателями, студентами, а так же руководителями кружков и др.
Достоверность
и обоснованность результатов исследования
обеспечена использованием комплекса
взаимосвязанных методов изучения проблемы:
научной методологией, организацией опытно-экспериментальной
работы, использованием современных достижений
педагогической науки, психологии изобразительного
искусства, искусствознания, эстетики,
методики преподавания изобразительного
искусства. Достоверность проведенных
исследований гарантируется методом научного
анализа, объемом материалов, собранным
в процессе экспериментальных занятиях,
их многогранностью и репрезентативностью
Глава 1
История
возникновения орнамента
Характерная
черта всякого орнамента —
неразрывная связь с
Говоря о принципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. compositio) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.
Бытует мнение, что композиция — предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может быть учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, на которых она зиждется.
Многие
считают, что композиция не подлежит
научно-методическому
Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства