Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:23, дипломная работа

Краткое описание

- Формирование представления об особенностях проектирования предметно-пространственной среды, обеспечивающее гармоничное развитие детей дошкольного и школьного возраста.

Содержание

Пояснительная записка

1. Развитие изобразительных и художественных способностей.

2. Исторические аспекты развития орнамента

3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения

4. Типы орнамента

5.Виды орнамента

6. Семантика орнаментального языка

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом маша.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

                                       

     Содержание

Пояснительная записка

1. Развитие  изобразительных и художественных  способностей.

2. Исторические  аспекты развития орнамента

3. Орнаментальная  композиция и особенности ее  построения

4. Типы  орнамента

5.Виды  орнамента

6. Семантика  орнаментального языка

7.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время, в период совершенствования  учебно-методической базы остро ощущается  потребность в выработке новых  подходов к реформированию образования. Изменения в экономической, социальной сферах развития, произошедшие на современном этапе, неизменно затрагивают культурную жизнь общества и вносят коррективы в процесс образования.

    Изучение  национальной культуры и народного  искусства является одной из важных и интересных проблем современной художественной педагогики. Ведь невозможно создание нового искусства без знания истоков народного творчества.

    Дошедшее  до нас культурное наследие наглядно показывает, что Россия славилась  своими умельцами: мастерами резьбы по дереву и кости, чеканки, эмальерного искусства, художественного литья, гончарами, вышивальщицами, ткачами, кружевницами и др.

    К сожалению, сегодня, когда человек  окружен всевозможными машинами, облегчающими его труд, поставляющими  ему в большом объеме необходимую  информацию, все дальше от нас уходят красивые, выполненные вручную вещи. Возникновению этой тенденции способствует и тот факт, что некоторые виды декоративного искусства как бы отошли на второй план, не получили в современной жизни достойного применения и постепенно утрачивают свою актуальность и в быту, и в учебном процессе. Сохранение, восстановление и преумножение богатства народного декоративно-прикладного искусства является одной из наиболее важных задач общества.

    Декоративно-прикладное искусство — одна из важнейших областей современной культуры, т.к. участвует в создании окружающей среды, в оформлении любого процесса жизнедеятельности человека. Оно неразрывно связано с эстетическими идеалами современности и с достижениями прошлого. Материальность делает этот вид искусства наиболее распространенным и понимаемым, следовательно, оказывающим наибольшее влияние на развитие художественного вкуса народа, именно в этом материальном виде искусства зародились основы композиции. Материальность делает этот вид искусства наиболее распространенным и понимаемым, следовательно, оказывающим наибольшее влияние на развитие художественного вкуса народа, именно в этом материальном виде искусства зародились основы композиции, которые являются пропедевтическими для многих современных направлений искусства.

    Пропедевтические задания в учебной деятельности выполняют следующие функции:

а)  развитие визуального мышления и логике;

б) формирование чувства гармонии, эстетического  чутья, целостности видения;

в) развитие фантазии и воображения;

г) развитие пространственных представлений;

д) формирование творческого, новаторского мировоззрения  на основе привлечения в качестве примеров различных видов творчества;

ж) выработка  творческой индивидуальности.

    Специфика произведений декоративно-прикладного искусства заключается в том, что отражение действительности происходит не только через усиление интерпретационной формы живой природы, но и через организацию определенным образом фактурных, цветовых и пластических свойств пространственной формы. Свойства пространственной формы и средства гармонизации этих свойств составляют своеобразный язык — «основ композиции декоративно-прикладного искусства». Изучение основ композиции является одной из предпосылок профессиональной подготовки студентов дизайнерских факультетов вузов, так как способствует развитию творческой деятельности и пониманию сущности декоративно-прикладного искусства.

    В процессе профессиональной подготовки студентов дизайнерских факультетов  преподавание декоративно-прикладного  искусства имеет определенное значение для развития таких качеств, как потребность в творческой деятельности (творческая активность), в создании благоприятной среды человека, формирование специальных художественно-графических и практических умений и навыков, художественного мышления, обогащение специальным опытом декоративного искусства, формирование профессинально-педагогической направленности. Народное искусство выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса. Занятия декоративным народным искусством представляют огромный интерес, в том числе и профессиональный, для людей различных социальных и возрастных групп.

    Общение с произведениями декоративно-прикладного  искусства способно выработать желание  осмыслить их художественное значение, обобщить и выявить закономерности, выработать индивидуальный подход к решению вопросов, а личное участие в создании предметов декоративно-прикладного искусства стимулирует творческую активность.

     Цель  исследования

    Раскрытие методических основ обучения орнаментальной композиции, студентов дизайнерских факультетов. Систематизация и интеграция методов композиции для осуществления эффективной творческой деятельности студентов дизайнерских вузов.

     

    Методические  основы обучения орнаментальному искусству будут строиться на основе глубокого освоения художественных традиций, исходя из основных закономерностей народного искусства;

  • Обучение будет построено с учетом психолого-педагогических особенностей и индивидуальных творческих возможностей студентов;
  • Организация учебного процесса будет основываться на современной научно обоснованной методике преподавания с учетом специальных целей, задач и содержания обучения композиции орнамента:
  • активизация процесса обучения и формирование специальных изобразительных умений и знаний;
  • обучение по принципу соответствия фазам творческого процесса;
  • формирование художественно-композиционного мышления и профессиональной направленности обучения с использованием разработанных методических основ обучения орнаментальной композиции;
  • использование специально разработанных наглядных пособий и др.
  • Выполнение студентами творческих практических работ будет сочетать применение закономерностей составления традиционных и творческих орнаментальных композиций со специально сформированным взглядом на композицию как универсальный метод декоративно-прикладного искусства; 
  • Составной частью методических основ обучения орнаментальной композиции будет специально разработанный учебно-методический и информационный комплекс.
 

     Задачи:

    1. На основе анализа специальной  литературы охарактеризовать историю развития;

    2. Разработать содержание, формы и  методы обучения орнаментальной  композиции.

    3. Разработать учебно-методический  комплекс обучения, включающий программы  обучения орнаментальной композиции, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, фотоматериалы, материалы в цифровом формате), энциклопедические материалы по истории орнамента, тезаурус по терминологии, технологии и методики обучения орнаменту студентов дизайнерских факультетов.

    4. Разработать критерии оценки подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности по орнаментальной композиции.

    Проблемам использования изобразительного и  декоративного искусства в общей  системе учебно-воспитательного  процесса посвящены исследования В.И. Козлова, Т.С. Комаровой, Л.В. Косогоровой, B.C. Кузина, СП. Ломова, В.Р. Мосиной, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, А.С. Хворостова, А.А. Унковского и других.

    Необходимо  отметить особую важность формирования у студентов дизайнерских факультетов  художественного, в частности, композиционного мышления в процессе занятием декоративным искусством. Проблеме формирования композиционного мышления посвящены исследования многих ученых: А.Л. Андреева, Н.А. Винка, А. Голуба, В.Л. Илющенко, О.А. Ковалевой, А.А. Лазыкина, С.А. Никитенко, Т.И. Орловой, Л.И. Панкратовой, В.В. Селиванова, В.И. Хрулева и других.

    Теоретическая значимость исследования

    Внесен  вклад в разработку научно-методических основ обучения орнаментальной композиции, разработана модель обучения с опорой на структурно-композиционный анализ декоративного изображения. Внесен вклад в разработку и научное обоснование подхода к решению проблемы обучения и развития творческих способностей студентов в процессе занятий орнаментальной композицией. Теоретически обоснованы педагогические условия, позволяющие совершенствовать систему подготовки студентов дизайнерских.  

    Практическая  значимость исследования

    Разработана методика обучения составления орнаментальной композиции на дизайнерском факультете педагогического университета. Разработаны и скомпонованы взаимосвязанные обучающие курсы, нацеленные на формирование и развитие у студентов умений и навыков, эстетического вкуса, художественного и композиционного мышления, эстетического восприятия, творческого воображения. Разработан учебно-методический и информационный комплекс, включающий систему методических рекомендаций, которые могут быть использованы преподавателями, студентами, а так же руководителями кружков и др.

    Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии изобразительного искусства, искусствознания, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства. Достоверность проведенных исследований гарантируется методом научного анализа, объемом материалов, собранным в процессе экспериментальных занятиях, их многогранностью и репрезентативностью 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1

    1. Исторические аспекты развития орнамента
 

    История возникновения орнамента Орнамент со времен своего возникновения и  поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.

    Характерная черта всякого орнамента —  неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства  на соответствующем отрезке времени. Специфика его проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего — она находит свое выражение в композиционном построении орнамента.

Говоря  о принципах орнаментации тех  или иных изделий декоративного  искусства, мы прежде всего обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.

    Композиция (от лат. compositio) — это составление, построение, структура художественного  произведения, обусловленные его  содержанием, характером и назначением.

    Орнаментальная  композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением изделия.

Композицию  нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня.

    Бытует  мнение, что композиция — предмет  индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может быть учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, на которых она зиждется.

    Многие  считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства  заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными  для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.

Информация о работе Методическое обеспечение по дисциплине предметно-пространственная среда детства